ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ.
статья по теме

   Перед собой поставил категорическое требование: ничего не давать в готовом виде. Это заинтересовало ребят. Они стали понимать, что требуется не только черновая работа в выполнении определённых трудовых операций, совершенствовании приёмов и навыков работы,  больше всего и прежде всего от них  требуется умение планировать свою работу, вводить элементы рациональных приёмов труда. Это позволило бы и позволило в действительности ускорить темпы работы. Теперь  в своей работе приоритет отдаю проблемному обучению. Почему?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ.

Тимонов Василий Михайлович, учитель высшей категории

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат 8 вида №4

Липецкая область Елецкий район с.Ериловка

        В разные годы я работал над несколькими глобальными вопросами. Работал над темой «Организация самостоятельной работы на занятиях по столярному делу», «Коррекционная работа и её роль в активизации познавательной деятельности учащихся». Работая над любой темой, думаю над тем, как сделать процесс учения интересным, неутомительным, как вовлечь всех учеников в активный процесс обучения. Стало быть, каждый раз возвращаюсь к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся.

   Первые годы работы в коррекционной школе строил уроки таким образом, что они отвечали методическим требованиям. Через некоторое время понял, что построить урок методически верно – это мало для учащихся коррекционной школы. Я видел, что на уроке работаю один. Редко кто из учеников изъявлял желание ответить на вопрос. Стало ясно, что ребят нужно заинтересовать. Вот тогда, опираясь в основном на свой опыт, я обратился к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. Активизировать их деятельность мне помогло в первую очередь проблемное обучение. Строю уроки таким образом, чтобы ученики по возможности чаще решали создаваемые учителем проблемные ситуации. Потом стал строить работу так, чтобы ученика не давать ничего в готовом виде. Какой бы сложности ни была проблемная ситуация, подвожу учеников к тому, что вывод они делают самостоятельно.

   Перед собой поставил категорическое требование: ничего не давать в готовом виде. Это заинтересовало ребят. Они стали понимать, что требуется не только черновая работа в выполнении определённых трудовых операций, совершенствовании приёмов и навыков работы,  больше всего и прежде всего от них  требуется умение планировать свою работу, вводить элементы рациональных приёмов труда. Это позволило бы и позволило в действительности ускорить темпы работы. Теперь  в своей работе приоритет отдаю проблемному обучению. Почему?

   Этот метод позволяет ученикам, под руководством учителя, добывать знания. Ребята находятся постоянно в поисках. Это не оставляет места пассивному восприятию материала.  Это активизирует познавательную деятельность ребят. Это не утомляет их, а приносит удовлетворённость  своей работой.

   Проблемное обучение вовсе не означает нагромождение непосильных для решения нашими учениками проблем. Эта крайность опасна тем, что можно подорвать в учениках веру в свои возможности, в себя и привести их к пассивным слушателям.

   Активизации  деятельности ребят на занятиях способствует и коррекционная работа. Она очень нужна нашим детям, но, убеждён, проводить её надо постоянно, ненавязчиво и непринуждённо. Конечно, и при этих условиях  мы не можем достичь уровня нормально развивающихся детей. А максимально, насколько это возможно, мы обязаны приблизить  наших ребят к нормально  развивающимся детям по уровню психофизического развития.

   На каждом занятии стараюсь подвергнуть коррекции по возможности больше психических процессов. На первое место  в коррекционной работе я поставил работу по коррекции мышления. Хотелось бы, чтобы к выпуску из школы был преодолён огромный барьер, в мыслительной деятельности между нормально развивающимися и аномальными детьми. Доволен, что избрал путь обучения ребят в оптимальном режиме – никогда ничего не давать в готовом виде. Ученики получают от такого обучения удовольствие. Это и понятно. Ведь их поиски всегда завершаются благополучно. Не менее  удовлетворённей чувствую себя и я. Ведь мы работаем в диалоге.

   Коррекционная работа тесно связана с проблемным обучением. Чтобы разрешить любую проблему, нужно мыслить ,вспоминать., сопоставлять, представлять, анализировать, систематизировать и т.д.

  Приёмы коррекционной работы стараюсь варьировать, многообразить. Не следует учеников утомлять коррекционной работой. Я провожу коррекционную работу на любом этапе занятия, на протяжении всего занятия. И она не утомляет ребят.

Пример. Однажды юноши 8 класса предложили мне «поиграть, как на прошлом занятии». Я вспомнил суть этой игры: на демонстрационной доске мною был вывешен раздаточный материал и столярный инструмент. Дал ученикам минуту времени, чтобы они рассмотрели инструменты на доске. Потом попросил ребят не смотреть на доску и вел беседу по тому, что они видели на доске:

- Сколько единиц инструмента вывешено на доске?

- Назовите разметочный инструмент в той последовательности, в которой он вывешен.

- Назовите первый, третий и т.д. инструмент.

   Затем прошу их посмотреть на доску. Ученики привыкли к тому, что сначала вывешивался разметочный, а потом столярный инструмент. Я умышленно вклинил в столярный инструмент разметочный, а в разметочный – столярный. Задаю вопрос: что вам не нравится в расположении инструмента? Они без труда определяют нарушения в расположении инструмента. Причём, делают это с удовольствием. Такая работа не только не утомила учеников, а, наоборот, оживила их, сняла некоторую скованность.

   Ребятам захотелось «играть » в эту «игру» ещё и ещё. И им невдомёк, что эта игра – серьёзная работа по коррекции внимания, памяти, пространственных представлений. Сейчас, в целях коррекции пространственных представлений эту работу несколько усложнил:

- Сколько единиц инструмента на доске?

- Назовите по порядку разметочный инструмент, столярный.

- Назовите первый инструмент слева, третий справа и т. д.

   Такую же работу провожу и со словарными словами. Каждому ученику даю по три словарных слова. Одно из них прозвучало на занятии. Ученики должны найти по одному слову и выставить его на доске. Прошу прочитать первое слово, последнее. Второе слово справа, третье слева и т.д.

   Начал практиковать  «игру в учителей». Эту работу провожу во время беседы по изученному материалу. В роли учителя выступают наиболее подготовленные ученики. Чаще эту работу провожу по чертежам или техническим рисункам. Ученику, играющему роль учителя, чтобы задать вопрос, нужно знать, выполнять, умело поставить вопрос. Остальным ученикам нужно вспомнить, чтобы дать правильный ответ.

   На каждом этапе обучения совершенствуются не только приёмы работы, но и способы овладения этими приёмами. В связи с этим совершенствуется подготовка к урокам. Стремлюсь на каждом этапе занятия привлекать к работе всё большее количество каналов восприятия, всё большее число анализаторов. По-другому нельзя. Этого требует всё время возрастающий объём знаний, навыков, которыми должны овладеть ученики.

  Элементы внезапности, которые я практикую на занятиях, дают хорошие результаты в коррекции таких психических процессов как память, мышление, воображение, представление.  Смысл этой работы состоит в том, чтобы активизировать учеников, заставить их мыслить, активно работать на занятиях.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Что ценнее всего для человека?«Здоровье», – не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. И каждый урок мы, матема...

Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по прикладному творчеству

Игра - любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Игра доставляет радость, развивает память, расширяет кругозор детей, активизирует познавательную деятельность учащихся на зан...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс

Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых сп...

« Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся»

Обобщение опыта по теме « Способы, методы , приемы, технологии подготовки к ЕГЭ. Способы и приемы активизации  познавательной деятельности учащихся»...

"Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»

quot;Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка» и...

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики» выступление на педсовете

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет боль...