Конспект урока и презентация "Река Кубань"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Балакирева Ольга Юрьевна

На уроке географии в коррекционной школе  учащиеся более подробно знакомятся с главной рекой  Краснодарского края- Кубанью, узнают о её распределении по краю, характере режима питания, особенности течения. Учитель на уроке прививает ребятам любовь к Малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Река Кубань1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Река Кубань.

Цель: Сформировать у обучающихся, воспитанников представление о главной реке Краснодарского края: распределение по краю, характер режима питания, особенности течения. Продолжить развивать умение работать с картой.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, рисунки, презентация.

Словарь: Краснодарское водохранилище, рукав, Протока, толстолобик, тарань, сазан, судак, лещ, сом, чехонь, карась, окунь, краснопёрка.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Речевая работа (презентация)

-Сегодня дежурный звук «р».

-Давайте прочитаем слова с этим звуком.

-Река, озеро, море, равнина, гора, пролив.

-Ребята, послушайте внимательно и повторите, правильно произносите  «р».

-Горная река, озеро Абрау, Чёрное море, Азово-Кубанская равнина, гора Эльбрус, Керченский пролив.

-Хорошо, а теперь прочитайте предложение про себя. Надя, прочитай вслух.

-Керченский пролив соединяет Чёрное море с Азовским морем.

-А  теперь придумайте предложение со словом «озеро».

-Озеро Абрау расположено около Новороссийска.

  1. Проверка домашнего задания (устный опрос учащихся)

  1. Изучение нового материала (презентация)

Тема урока: Река Кубань.

-Издавна люди селились около воды — на берегу рек, морей, океана. В Краснодарском крае самой важной водной артерией является река Кубань.

-Покажите на карте реку Кубань.

-Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани – 870 км. Более 700 км (среднее и нижнее течение) находятся в пределах Краснодарского края.

-В верховье Кубань неглубока, стремительно текущая в узкой долине.                В среднем и нижнем течении глубина её значительна, берега пологие, даже низкие. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два больших рукава: Кубань и Протоку. Кубань течет мимо Станиц Троицкой, Варениковской и впадает  в Азовское море близ Темрюка. Река Протока проходит около Славянска-на-Кубани и впадает в Азовское море у поселка Ачуево.

-Кубань имеет притоки, все они стекают с северных склонов Большого Кавказа.

-Назовите и покажите притоки Кубани.

- Уруп, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс, Афипс.

- Реки: Уруп, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс, впадают в Краснодарское водохранилище, и река Афипс, впадает в Шапсугское водохранилище.

-Глубина реки в некоторых местах достигает 10 м, но много и мелководных участков, которые затрудняют судоходство. Питается река атмосферными осадками, подземными водами и ледниками (их в бассейне Кубани более 400).

-Кубань (Копа, Кобан, Куман и т. д.) — одно из около трёхсот названий этой реки. По некоторым данным название реки Кубань произошло от древнегреческого Гопанис (Гипанис): «конская река», в смысле «буйная, сильная река». Адыгеское название Псыж означает «древняя река» или «мать-река».

-Ещё в I в. н. э. дельта реки терялась среди островов и проливов, которые существовали на месте Таманского полуострова. В те времена река несла воды как в Азовское так и в Черное моря. Затем острова соединились под действием внутренних и внешних сил и уже в V в. н. э. острова превратились в полуостров. В этот период около 50% воды река несла в Черное море, а остальное в Азовское.

-Покажите Таманский полуостров.

-В XIX в. сток реки в Черное море человеком был практически прекращен, а рукав стал называться Старая Кубань, который в последствие зарос.

-В бассейне реки Кубань обитает более 106 видов рыб, характерных только для данного региона: рыбец, шемая, кубанский усач, кавказский голавль, толстолобик, тарань, сазан, судак, лещ, сом, чехонь, бычок, жерех, карась, окунь, краснопёрка и др. Здесь насчитывается около 400 видов и форм зоопланктона.

-На Кубани много водоплавающих птиц: бакланы, дикие гуси и утки, пеликаны, лебеди, серая цапля, выпь, а также хищные птицы: сокол сапсан. За птицами охотятся лисицы и дикие коты. В глухих плавнях можно встретить ондатру, встречаются дикие кабаны.

-На реке расположено крупнейшее искусственное на Северном Кавказе Краснодарское водохранилище

-Кубань испокон веков поила и кормила людей, обитавших на ее берегах. В зеленых лугах люди пасли лошадей и быков, здесь же выращивали хлеб, ловили рыбу, строили (на летний период) временные камышовые жилища - шалаши, или "балаганы".

-Кубань была судоходна более чем на 300 верст - от города Усть-Лабинска до Темрюка.

-В 1914 году на Кубани насчитывалось 13 пароходов и до 300 барж. По реке ежегодно перевозились миллионы пудов грузов.

-Кубань поит поля, живит природу, силу дает и слабым росткам и могучим деревьям, птицам, зверям, пшеничным колосьям и нашим сердцам.

  1. Работа с картой.

План описания реки.

  1. В какой части края течет?
  2. Где берет начало?
  3. Куда впадает?
  4. В каком направлении течет?
  5.  Объясните зависимость характера течения от рельефа?
  6. Определите источник питания реки.

  1. Закрепление нового материала (тестирование)

 Выбери одно правильное утверждение

1. Главная река Краснодарского края:

а) Сосыка;                        в) Мзымта;

б) Кубань;                        г) Челбас.

2. Кубань вытекает из-под ледников горы:

          а) Цахвоа;                         в) Эльбрус;

          б) Урал;                              г) Фишт.

3. Протяженность Кубани:

          а) 700 км;                              в) 830 км;

          б) 960 км;                              г) 870 км.

4. Кубань впадает  в Азовское море близ города:

        а) Темрюк;        в) Ачуево;

        б) Приморско-Ахтарск;     г) Славянска-на-Кубани.

5. Наибольшая глубина реки в некоторых местах достигает:

         а) 15 м;                              в) 10 м;

         б) 5 м;                                         г) 8 м.

Закончи предложение

1. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два больших рукава: … и …   .

2. Кубань имеет притоки:  …, …, …, …, … . Все они стекают с северных склонов Большого Кавказа.

3. На реке расположено крупнейшее искусственное на Северном Кавказе …  .

4. В бассейне реки Кубань обитает более … видов рыб: …, …, …, …, … .

5. На Кубани много водоплавающих птиц: …, …, …, …, …, … .

  1.   Итог урока.
  2. Домашнее задание: написать сообщения о реках Кубани (по выбору).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".

Исторические события переселения донских казаков на кубань....

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

конспект урока по кубановедению "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки".

Разработка интегрированного урока с элементами игровой технологии по кубановедению. Тема: "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки", с презентацией. Использованы материалы литературы, истории, ...

Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

Тема урока по кубановедению  для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»...


 

Комментарии

Спасибо, Ольга Юрьевна, за прекрасный материал по краеведению. Урок насыщенный, используете много видов работ, что позволяет учащимся быть в течение всего урока активными.Красочная презентация дает возможность, обучающимся воспитанникам с нарушениями слуха, представить наглядно всю красоту нашей большой кубанской реки.

Доброе время суток,мне понравился ваш материал к уроку,вы используете разные формы подачи,Это способствует быстрому усвоению материала,очень разнообразный материал, с использованием ИКТ.Вы молодец,спасибо за вашу работу буду использовать в своей работе.Хливнюк Т.Г.