конспект урока по кубановедению "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки".
план-конспект занятия по краеведению (7 класс) на тему

Разработка интегрированного урока с элементами игровой технологии по кубановедению. Тема: "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки", с презентацией. Использованы материалы литературы, истории, изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект урока131.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОДРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ

ТЕМА «Одежда жителей Кубани.

 Одежда кубанского казака и казачки».

Учитель ИЗО

и кубановедения

МОУ – СОШ №3

Рыльская Н.Б.

2010 год

Тема: « Одежда  жителей Кубани. Одежда кубанского казака и казачки».

Цель: знакомство с традиционной  одеждой кубанских казаков; прививать чувства сопричастности истории и обычаям предков; воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к малой родине.

Оборудование: доска, мел, таблица, наглядные пособия «Элементы одежды казака, казачки», репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», фрагменты кубанских пословиц об одежде, отрывки записей современников о одежде, вооружении казаков, черкесов, словарь, фотографии казаков, казачек.

Принадлежности для учеников: цветные карандаши, листы для записей.

Словарь:

Рубаха,  сорочка– основа костюма.

Черкеска – стеганный полукафтан или поддёвка под тулуп, кафтан, одевался поверх рубахи.

Башлык-утеплённый капюшон, который надевают поверх шапки.

Бурка- род плаща или накидки у кавказцев или казаков. Изготовляется из черного или коричневого войлока или овчины.

Папаха, фуражка – головной убор казака.

Сорочка - выполняет роль нательной и верхней одежды.

Юбка -  одевалась на сорочку.

Передник, фартук, завеска - не был обязателен для ношения, одевался во время работы.

Парочка – юбка и кофта из одного материала.

Шлычка – род маленькой шапочки, состоящей из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком.

Чирики, башмаки, чувяки – вид обуви.

Литература:

  1. Н.И.Бондарь, С.А.Жиганова . Фольклор и этнография Кубани. Традиция.2009.
  2. А.В.Маслов Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Краснодар.2007.
  3. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII века. Москва.1988.
  4. История народов Северного Кавказа  конца XVIII века – 1917 года. Москва.1988.
  5. К.А.Буровик. Родословная вещей. Издательство «Знание» Москва. 1991.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. 

Проверка подготовки к занятию. У каждого ученика на парте цветные карандаши, листы для записи.

  1.  Вступительная беседа. 

У вас на партах лежат фрагменты пословиц. Соедините их.

Купи хату крытую, а одежду шитую.

Одежда в ряд, не обобьёт пят.

Видит и кривой, на ком кафтан плохой.

Сапоги каши просят.

Хвалят на девке шелк, коли в девке толк.

Поместите поговорки на доске. Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (об одежде)

А так как урок наш по кубановедению, говорить мы будем об одежде жителей Кубани. И начнём  с того,  что  вы хорошо знаете.  

Кто подарил казакам за верную службу Кубанский край? (Екатерина 2).

Для чего Екатерина II  подарила кубанский край казакам? (чтобы они жили и охраняли его)

И тема нашего урока «Одежда жителей Кубани. Одежда кубанского казака и казачки». В конце занятия, мы определим, что повлияло на изменение  костюма казака и казачки. У каждого из вас есть таблица, в процессе урока необходимо заполнять её. Кроме того у некоторых на партах описания одежды современников. В течение урока мы будем анализировать исторические источники, прошу зачитывать их. И так как мы с вами сами жители Кубани, поэтому сегодня на занятии, каждый из вас получит оценку.

  1. Объяснение нового материала.

Одежда является одним из важнейших разделов материальной культуры. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казака складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. Более всего казак ценил одежду не за  её  стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья  «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованию древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду,  не совершив над ней очистительных обрядов и тем более одежду  с убитого. Надеть «чужие покровы» - означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крёстная, она надевалась один раз, и всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями волос. Давайте посмотрим, как описывали костюм казака до переезда на Кубань современники, и выделите какую одежду носили казаки:

  1. В.Г.Толстов писал, - За долгий период 1696-1777 хоперские казаки, одевались в кафтаны домашнего изделия длиной не ниже колен, подпоясывались кушаком и ремнём с пряжкою, штаны носили широкие. К низу суживающиеся. Сапоги имели с короткими голенищами, но носили также кожаные коряки и  онучи, обматывая последние узким ремнём переплёт от ступни до колен. На голову одевали черные барашковые шапки с красным верхом, выпущенным на лоб. Летом носили широкие холщовые рубахи, забирая их в широкие же холщовые шаровары. Правильно, костюм запорожского казака состоял, прежде всего, из штанов, за столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары. Как вы думаете, почему штаны должны были быть широкими? ( в узких на коня не сядешь).  

Суконный  кафтан, с прорехами под пазухой, подпоясанном  цветным кушаком в суконном полукафтанье, коротких сапог  и шапке из серой смушки с суконным верхом. Из вооружения имели: пики, сабли турецкие или польские, или драгунские в железных ножнах, ружья в кожаных чехлах, два пистолета, сумку с пулями и рог с порохом, а затем стали носить сорокагнёздные патронташи. 

В традиционной одежде кубанцев прослеживаются старинные черты, которые одинаково  характерны как для русских, так и для украинцев. К этим общим чертам принадлежит мужская рубаха с разрезом посередине груди, с узким стоячим воротником и  пуговицами спереди.

Первые линейные станицы на Кубани были заселены в 1794 году казаками кубанского казачьего полка. Он был сформирован из волжских и донских казаков и среди их достоинств,  следует отметить умение присмотреться к своему противнику. А теперь посмотрите,  как описывает историк Толстов одежду и вооружение черкесов, прочитав фрагмент, отметьте какое вооружение, имели черкесы:

  1. Историк В.Г.Толстов отмечал, что « изобилие оружия на черкесе нисколько не стесняло его и при движении не выдавало его бряцаньем или блеском. Всё это было ловко приспособлено: кинжал носился на деревянных, оклеенных кожею ножнах, на поясе впереди и с ним черкес никогда не расставался даже и в домашнем быту; такого же сорта ножны делались и для шашки… Оклейка восковою клеёнкою нижней половины шашечных ножен предохраняла шашку от сырости при переправе через реку вброд).

Шашка входила в них вместе с рукояткою; шашечные ножны снаружи, в нижней своей половине, оклеивались куском материи, пропитанной воском, такая же оклейка находилась и на рукоятке плети, при нужде такая восковая клеенка заменяла собою факел: скрученная длинным жгутом, она зажигалась и употреблялась как свеча. 

Не гоняясь за заветами старины, заимствовать от них всё, что было у них хорошего. Тяжелые сабли и длинные неуклюжие пики были ими брошены, кинжал и шашка сделались их любимым оружием.

Даже казацкие свитки  и те отошли в прошлое, заменяясь черкесками, которые казаки предпочли  за легкость и удобство покроя.  С приходом на Кавказ казаки постепенно переняли от черкесов их одежду, вооружение и снаряжение». Кто по рисунку может описать покрой черкески? ( это сюртук,  с треугольным вырезом, может быть до колен или выше, по обеим сторонам груди пришивались специальные кармашки  для патронов, помещавшихся в деревянных гильзах (газырях). На черкеске по обеим сторонам груди пришивались кожаные гнёзда для патронов, помещавшихся в деревянных гильзах (газырях) «Собственно говоря, газыри составляют особое отличие черкески от сходных по покрою кафтанов, свиток; на поясе вешалась отвертка, жирница и небольшая кожаная сумка с необходимыми мелкими вещами в походе (огниво, кремень, серные спички, кожаный стакан и прочее).   Так что запишем в нашей схеме? Удобство.

Посмотрите, что кроме удобства являлось главным в заимствовании казаками черкесской одежды? Выделите главное в данном сообщении:

3.В газете XX века – говорилось, наконец, быстрому заимствованию кавказскими казаками черкесских одежды и вооружения способствовала специфика службы на кордонных линиях. Казаку некогда было оглядываться кругом, когда всё его внимание было обращено вперёд на врага- горца. Которого нужно было не выпускать из виду… и собственно для маскировки от которого и была перенята черкеска». Запишем  в схеме – маскировка.

Какие ещё знакомые предметы вы видите  на рисунках? (бурка - дорожный плащ с узкими плечами расширенным книзу, который шился из войлока или шкур и надёжно защищал всадника и его лошадь от непогоды) (башлык – самостоятельный головной убор, подобен капюшону) 

О бурке была пословица, полностью отражающая её суть: «Для мужчины бурка в степи дом родной». Бурку описывали современники так:

  1. «В поход черкес брал с собой башлык, бурку, заменявший ему тёплый плащ,…» «Бурка конца XVIII века была очень короткой, иногда значительно выше колен, что делало её удобной и конному, и пешему. Она имела колоколообразную. расширявшуюся книзу форму, из под неё виднелась черкеска. Носили бурку на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и правая рука могла свободно двигаться. При сильном ветре  буркой накрывали обе руки». 

Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, собственно ими голосовали. Перед избранным атаманом шапку снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал её обратно – значит, кто говорил, лишался слова. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надёжнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой. Отделывалась каракулем из мелкого барашка, верх (башлык) изготовляли из красного сукна. Кубанцы носили более низкую папаху, верх её был красным, переложен четырьмя полосами узкой тесьмы. За такими шапками впоследствии укрепилось название «кубанка». Большое значение для одежды имели природные условия, ведь климат, природа  Кавказа резко отличалась от средней полосы России. Поэтому современники отмечали удобство и красоту одежды местного населения, посмотрите, что выделил главное в черкесском костюме английский путешественник Эдмонт Спенсер.

  1. Английский путешественник Эдмонт Спенсер писал в 1830 году: "Черкесский костюм, кроме того что он элегантен, во всех отношениях хорошо подходит для этого региона: тюрбан из шерсти ягненка охранял мою голову от вертикального солнца; закутываясь в просторные складки хламиды и покрывая мою голову капюшоном по достижении вечера, я был защищен от ночной росы, столь чреватой болезнями для тела человека: дизентерия, офтальмия и лихорадка — все имеет происхождение из-за пота и внезапной прохлады".

Традицией казаков как лампасы и папаха был казачий чуб. Чуб и запорожский оселец был заимствован у готов и означал посвящение богу Одину. Так что прическа, особенно в прошлом – явление мистическое. Донские казаки так объясняют наличие чуба с левой стороны фуражки: справо ангел стоит, там порядок, слева черт крутит – вот казак и выходит. По традиции, в России  усы были неотъемленной частью военной формы.  Характерной чертой мужского казачьего костюма являлись лампасы, указывающие на принадлежность казачьему сословию, символизирующие свободу и независимость. Цвет лампаса указывал на принадлежность к войску «Кубанское –красный, терское – синий, Уссурийское – желтый).

Серьги у мужчин означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе.  Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей.

Мы рассмотрели с вами мужской костюм, как вы думаете, чем являлась она для казака? (военной формой) Выделите главное в данном фрагменте: «В 1828 году начальник Кавказской линии, генерал-лейтенант Емануель, заметив разнообразие казачьей одежды, вооружения и снаряжения, причем трудно было отличить офицера от казака, установил для всех казаков Кавказского линейного войска однообразное обмундирование, вооружение и снаряжение черкесского образца, подобно кабардинскому. Это нововведение было утверждено Высочайшим повелением 16 января 1831 г. С тех пор и по настоящее время кавказские казачьи войска имеют обмундирование, вооружение и снаряжение черкесского образца с некоторыми изменениями в цвете и размерах в покрое мундира, бешмета и шапки». «Такое официальное признание, если можно так выразиться, «укрепило авторитет» данной одежды и в среде самих горцев.

Важно отметить, что «всякие изменения в военных мундирах осуществлялись лишь с санкции императоров...». В отличии от многих народов и сословий казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны носить стандартную одежду. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха – для казака раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

И естественно женский костюм – это целый мир. Не только каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. И женщины во все времена остаются женщинами, посмотрите, как современники описывают казачек, что главное в их одежде?

  1. Современники так описывают костюм казачки: «...в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шёлковые, на голове - красивые платки, на ногах - полусапожки; на руках - золотые и серебряные кольца; на шее у многих - янтарные монисты; в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

Многое детали женской одежды вам знакомы, давайте поиграем, вспомним предметы женской одежды и оденем бумажную куклу-казачку. (Ребята выбирают отдельные фрагменты женской одежды и помещают на куклу помещенную на доске).

  • Основа женского костюма была рубаха или сорочка, которая служила, так же как у русских и украинцев, нательной и верхней комнатной одеждой. Рубаха была длинной, с длинными прямыми рукавами и обычно состояла из двух частей: верхней части – «стан» и нижней – «подстава», «подол».
  • Старинной женской одеждой, надеваемой на рубаху,  была юбка. Шили юбки в пять, шесть полотнищ (полок), на вздёрнутом шнурке. Были пышными, мелко собранными у  пояса, внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.
  • «Передник», «фартук», «завеска» не был у кубанских женщин такой обязательной частью костюма, как, например, у русских. Его надевали главным образом для работы. У населения сохранилось воспоминание о старинных передниках с «грудиной». Однако к концу XIX - началу XX века повсеместно был распространён передник, укреплявшийся на талии. Появление такого передника у русских было связано с городским влиянием, у украинцев это была единственная форма передника.
  • Со второй половины прошлого века среди кубанских женщин распространяется городское платье в виде юбки и кофты из покупных тканей, это платье называли иногда «парочкой» (когда юбку и кофту шили из одного материала). Как кофты, так и юбки были разнообразных фасонов - в зависимости от моды.
  • Особенности казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужней женщине показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «очипок», «файшонки» (от нем. слова «файн» - прекрасный). Носили в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показывалась бы на людях без файшонки. Без неё появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Девушки же покрывали голову и обязательно заплетали одну косу с лентой. Кроме того женщины заплетали волосы в косы и укладывали на затылке в пучок и закрепляли шлычкой. «У хорошей свекрови сноха без шлычке и на двор не выйдет»- говорили на Кубани. Шлычка – это род маленькой шапочки, она состояла из круглого донышка и узкого бортика, надевалась только на пучок волос и затягивалась шнурком.
  • Старинной и общераспространённой раньше на Кубани верхней женской одеждой был зипун, по покрою такой же, как и мужской. Однако во второй половине XIX века казачки носили его уже сравнительно редко (например, на р. Лабе).Верхней зимней одеждой была стёганая «кохта» - прямоспинная одежда, длиной немного ниже колен, с широкими скошенными полами, образующими глубокий запах, без воротника, с застёжкой на одну пуговицу у горла. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая в одеяло. Её шили на стеганой подкладке из различных материалов, в зависимости от достатка семьи.
  • Обувь у женщин была разнообразна, это «чирики», башмаки, черевики, чувяки, среди женщин особенно ценились сапоги из цветного сафьяна на каблучках, как у украинок.
  • Кольца являлись женской символикой – серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, на правой руке-просватана. Серебрянный перстенёк с бирюзой –суженый на службе.Золотое кольцо на правой руке –замужем, на левой – разведена, два кольца на пальце левой руки – вдова.
  • Украшений кубанские женщины носили много – бусы (намисто), серьги, кольца

  • В обычае было сурьмить брови и ресницы, отбелить и сильно румянить лицо специально приготовленными по местным рецептам косметическими составами – казачки были весьма искусны в косметики.

С начала XX в. в г. Екатеринодаре и окружных станицах начинает превалировать городская мода. Ассортимент тканей и предметов одежды значительно расширился. Модная обувь - лакированные туфли-лодочки, английские ботинки, австрийские сапоги, пальто летнее, осеннее, зимнее с меховыми горжетками, манто летнее и зимнее, платья, кофты, блузки, жакеты различных фасонов и т. п. появляются в гардеробе зажиточных казачек, чутко реагировавших на все модные новации.

Таким образом, традиционная одежда кубанских казачек в связи с особенностями социально-экономического развития рано подверглась коренным изменениям, влиянию культуры города, а затем и вытеснению костюмом городского типа.

  1. Закрепление материала.

Мы рассмотрели мужской и женский костюм кубанских казаков. А теперь главный вопрос занятия: «Что повлияло на изменение  костюма казака и казачки?» Давайте заполним таблицу.

1.Какое влияние оказала русская, украинская, одежда местного населения? (В одежде кубанцев сказались длительное соседство и тесные связи с народами Северного Кавказа. Например, казачья форма перенята у этих народов целиком: бешмет, черкеска, бурка, пояс-ремень с серебряным набором. На костюме кубанских женщин это влияние почти незаметно.

В традиционной одежде кубанцев прослеживаются старинные черты, которые одинаково характерны как для русских, так и для украинцев. К этим общим чертам принадлежит мужская рубаха с разрезом посередине груди, женская рубаха с рукавами в качестве основной части одежды, пояс как обязательная часть мужской одежды, кожаная обувь типа поршней (чувяки) и обувь с высоким голенищем, одежда из овчины под названием «кожух»).

2.Кроме того на мужской костюм оказало влияние безопасность… «и собственно для маскировки от которого и была перенята черкеска».

3.Климатические условия: "Черкесский костюм, кроме того что он элегантен, во всех отношениях хорошо подходит для этого региона: тюрбан из шерсти ягненка охранял мою голову от вертикального солнца; закутываясь в просторные складки хламиды и покрывая мою голову капюшоном по достижении вечера, я был защищен от ночной росы, столь чреватой болезнями для тела человека: дизентерия, офтальмия и лихорадка — все имеет происхождение из-за пота и внезапной прохлады".

4.Удобство  « изобилие оружия на черкесе нисколько не стесняло его и при движении не выдавало его бряцаньем или блеском. Всё это было ловко приспособлено».

5. Казачья форма, однако, не была повседневной одеждой, она отвечала военному быту казака, также её надевали по праздникам. Кроме того, важно отметить, что «всякие изменения в военных мундирах осуществлялись лишь с санкции императоров...».

6.Оказали ли мода, городская культура влияние на женский, мужской костюм? (в большей степени на женский, чем на мужской)

  1. Домашнее задание.

Зарисовать костюм казака, казачки. Подвести итог урока, проставить оценки за работу.

  1. Одежда является одним из важнейших разделов материальной культуры. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казака складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. Более всего казак ценил одежду не за  её  стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья  «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованию древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду,  не совершив над ней очистительных обрядов и тем более одежду  с убитого. Надеть «чужие покровы» - означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крёстная, она надевалась один раз, и всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями волос. Давайте посмотрим, как описывали костюм казака до переезда на Кубань современники, и выделите какую одежду носили казаки:
  1. В.Г.Толстов писал, - За долгий период 1696-1777 хоперские казаки, одевались в кафтаны домашнего изделия длиной не ниже колен, подпоясывались кушаком и ремнём с пряжкою, штаны носили широкие. К низу суживающиеся. Сапоги имели с короткими голенищами, но носили также кожаные коряки и  онучи, обматывая последние узким ремнём переплёт от ступни до колен. На голову одевали черные барашковые шапки с красным верхом, выпущенным на лоб. Летом носили широкие холщовые рубахи, забирая их в широкие же холщовые шаровары.

.2  Правильно, костюм запорожского казака состоял, прежде всего, из штанов, за столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары. Как вы думаете, почему штаны должны были быть широкими? ( в узких на коня не сядешь).  

Суконный  кафтан, с прорехами под пазухой, подпоясанном  цветным кушаком в суконном полукафтанье, коротких сапог  и шапке из серой смушки с суконным верхом. Из вооружения имели: пики, сабли турецкие или польские, или драгунские в железных ножнах, ружья в кожаных чехлах, два пистолета, сумку с пулями и рог с порохом, а затем стали носить сорокагнёздные патронташи. 

В традиционной одежде кубанцев прослеживаются старинные черты, которые одинаково  характерны как для русских, так и для украинцев. К этим общим чертам принадлежит мужская рубаха с разрезом посередине груди, с узким стоячим воротником и  пуговицами спереди.

Первые линейные станицы на Кубани были заселены в 1794 году казаками кубанского казачьего полка. Он был сформирован из волжских и донских казаков и среди их достоинств,  следует отметить умение присмотреться к своему противнику. А теперь посмотрите,  как описывает историк Толстов одежду и вооружение черкесов, прочитав фрагмент, отметьте какое вооружение, имели черкесы:

  1. Историк В.Г.Толстов отмечал, что « изобилие оружия на черкесе нисколько не стесняло его и при движении не выдавало его бряцаньем или блеском. Всё это было ловко приспособлено: кинжал носился на деревянных, оклеенных кожею ножнах, на поясе впереди и с ним черкес никогда не расставался даже и в домашнем быту; такого же сорта ножны делались и для шашки… Оклейка восковою клеёнкою нижней половины шашечных ножен предохраняла шашку от сырости при переправе через реку вброд).

3.Шашка входила в них вместе с рукояткою; шашечные ножны снаружи, в нижней своей половине, оклеивались куском материи, пропитанной воском, такая же оклейка находилась и на рукоятке плети, при нужде такая восковая клеенка заменяла собою факел: скрученная длинным жгутом, она зажигалась и употреблялась как свеча. 

Не гоняясь за заветами старины, заимствовать от них всё, что было у них хорошего. Тяжелые сабли и длинные неуклюжие пики были ими брошены, кинжал и шашка сделались их любимым оружием.

Даже казацкие свитки  и те отошли в прошлое, заменяясь черкесками, которые казаки предпочли  за легкость и удобство покроя.  С приходом на Кавказ казаки постепенно переняли от черкесов их одежду, вооружение и снаряжение». Кто по рисунку может описать покрой черкески? ( это сюртук,  с треугольным вырезом, может быть до колен или выше, по обеим сторонам груди пришивались специальные кармашки  для патронов, помещавшихся в деревянных гильзах (газырях). На черкеске по обеим сторонам груди пришивались кожаные гнёзда для патронов, помещавшихся в деревянных гильзах (газырях) «Собственно говоря, газыри составляют особое отличие черкески от сходных по покрою кафтанов, свиток; на поясе вешалась отвертка, жирница и небольшая кожаная сумка с необходимыми мелкими вещами в походе (огниво, кремень, серные спички, кожаный стакан и прочее).   Так что запишем в нашей схеме? Удобство.

Посмотрите, что кроме удобства являлось главным в заимствовании казаками черкесской одежды? Выделите главное в данном сообщении:

3.В газете XX века – говорилось, наконец, быстрому заимствованию кавказскими казаками черкесских одежды и вооружения способствовала специфика службы на кордонных линиях. Казаку некогда было оглядываться кругом, когда всё его внимание было обращено вперёд на врага- горца. Которого нужно было не выпускать из виду… и собственно для маскировки от которого и была перенята черкеска».

3.Запишем  в схеме – маскировка.

Какие ещё знакомые предметы вы видите  на рисунках? (бурка - дорожный плащ с узкими плечами расширенным книзу, который шился из войлока или шкур и надёжно защищал всадника и его лошадь от непогоды) (башлык – самостоятельный головной убор, подобен капюшону) 

О бурке была пословица, полностью отражающая её суть: «Для мужчины бурка в степи дом родной». Бурку описывали современники так:

  1. «В поход черкес брал с собой башлык, бурку, заменявший ему тёплый плащ,…» «Бурка конца XVIII века была очень короткой, иногда значительно выше колен, что делало её удобной и конному, и пешему. Она имела колоколообразную. расширявшуюся книзу форму, из под неё виднелась черкеска. Носили бурку на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и правая рука могла свободно двигаться. При сильном ветре  буркой накрывали обе руки». 

4.Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, собственно ими голосовали. Перед избранным атаманом шапку снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал её обратно – значит, кто говорил, лишался слова. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надёжнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой. Отделывалась каракулем из мелкого барашка, верх (башлык) изготовляли из красного сукна. Кубанцы носили более низкую папаху, верх её был красным, переложен четырьмя полосами узкой тесьмы. За такими шапками впоследствии укрепилось название «кубанка». Большое значение для одежды имели природные условия, ведь климат, природа  Кавказа резко отличалась от средней полосы России. Поэтому современники отмечали удобство и красоту одежды местного населения, посмотрите, что выделил главное в черкесском костюме английский путешественник Эдмонт Спенсер.

  1. Английский путешественник Эдмонт Спенсер писал в 1830 году: "Черкесский костюм, кроме того что он элегантен, во всех отношениях хорошо подходит для этого региона: тюрбан из шерсти ягненка охранял мою голову от вертикального солнца; закутываясь в просторные складки хламиды и покрывая мою голову капюшоном по достижении вечера, я был защищен от ночной росы, столь чреватой болезнями для тела человека: дизентерия, офтальмия и лихорадка — все имеет происхождение из-за пота и внезапной прохлады".

6. Традицией казаков как лампасы и папаха был казачий чуб. Чуб и запорожский оселец был заимствован у готов и означал посвящение богу Одину. Так что прическа, особенно в прошлом – явление мистическое. Донские казаки так объясняют наличие чуба с левой стороны фуражки: справо ангел стоит, там порядок, слева черт крутит – вот казак и выходит. По традиции, в России  усы были неотъемленной частью военной формы.  Характерной чертой мужского казачьего костюма являлись лампасы, указывающие на принадлежность казачьему сословию, символизирующие свободу и независимость. Цвет лампаса указывал на принадлежность к войску «Кубанское –красный, терское – синий, Уссурийское – желтый).

Серьги у мужчин означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе.  Последний в роду ребёнок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребёнок у родителей.

Мы рассмотрели с вами мужской костюм, как вы думаете, чем являлась она для казака? (военной формой) Выделите главное в данном фрагменте: «В 1828 году начальник Кавказской линии, генерал-лейтенант Емануель, заметив разнообразие казачьей одежды, вооружения и снаряжения, причем трудно было отличить офицера от казака, установил для всех казаков Кавказского линейного войска однообразное обмундирование, вооружение и снаряжение черкесского образца, подобно кабардинскому. Это нововведение было утверждено Высочайшим повелением 16 января 1831 г. С тех пор и по настоящее время кавказские казачьи войска имеют обмундирование, вооружение и снаряжение черкесского образца с некоторыми изменениями в цвете и размерах в покрое мундира, бешмета и шапки». «Такое официальное признание, если можно так выразиться, «укрепило авторитет» данной одежды и в среде самих горцев.

7.Важно отметить, что «всякие изменения в военных мундирах осуществлялись лишь с санкции императоров...». В отличии от многих народов и сословий казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны носить стандартную одежду. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха – для казака раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё. Записали словарь

8.И естественно женский костюм – это целый мир. Не только каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. И женщины во все времена остаются женщинами, посмотрите, как современники описывают казачек, что главное в их одежде?

  1. Современники так описывают костюм казачки: «...в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шёлковые, на голове - красивые платки, на ногах - полусапожки; на руках - золотые и серебряные кольца; на шее у многих - янтарные монисты; в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

9.Многое детали женской одежды вам знакомы, давайте поиграем, вспомним предметы женской одежды и оденем бумажную куклу-казачку. (Ребята выбирают отдельные фрагменты женской одежды и помещают на куклу помещенную на доске).

  • Основа женского костюма была рубаха или сорочка, которая служила, так же как у русских и украинцев, нательной и верхней комнатной одеждой. Рубаха была длинной, с длинными прямыми рукавами и обычно состояла из двух частей: верхней части – «стан» и нижней – «подстава», «подол».
  • 10.Старинной женской одеждой, надеваемой на рубаху,  была юбка. Шили юбки в пять, шесть полотнищ (полок), на вздёрнутом шнурке. Были пышными, мелко собранными у  пояса, внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.

  • 11.«Передник», «фартук», «завеска» не был у кубанских женщин такой обязательной частью костюма, как, например, у русских. Его надевали главным образом для работы. У населения сохранилось воспоминание о старинных передниках с «грудиной». Однако к концу XIX - началу XX века повсеместно был распространён передник, укреплявшийся на талии. Появление такого передника у русских было связано с городским влиянием, у украинцев это была единственная форма передника.

12.Со второй половины прошлого века среди кубанских женщин распространяется городское платье в виде юбки и кофты из покупных тканей, это платье называли иногда «парочкой» (когда юбку и кофту шили из одного материала). Как кофты, так и юбки были разнообразных фасонов - в зависимости от моды.

13.Особенности казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужней женщине показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «очипок», «файшонки» (от нем. слова «файн» - прекрасный). Носили в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показывалась бы на людях без файшонки. Без неё появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Девушки же покрывали голову и обязательно заплетали одну косу с лентой. Кроме того женщины заплетали волосы в косы и укладывали на затылке в пучок и закрепляли шлычкой. «У хорошей свекрови сноха без шлычке и на двор не выйдет»- говорили на Кубани. Шлычка – это род маленькой шапочки, она состояла из круглого донышка и узкого бортика, надевалась только на пучок волос и затягивалась шнурком.

14.Обувь у женщин была разнообразна, это «чирики», башмаки, черевики, чувяки, среди женщин особенно ценились сапоги из цветного сафьяна на каблучках, как у украинок.

15.Кольца являлись женской символикой – серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, на правой руке-просватана. Серебрянный перстенёк с бирюзой –суженый на службе.Золотое кольцо на правой руке –замужем, на левой – разведена, два кольца на пальце левой руки – вдова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Река Кубань"

На уроке географии в коррекционной школе  учащиеся более подробно знакомятся с главной рекой  Краснодарского края- Кубанью, узнают о её распределении по краю, характере режима питания, особе...

План-конспект урока "Введение лексики по теме "Одежда"

План-конспект урока в четвертом классе по теме "Одежда". Цель урока -ввести новую лексику и провести первичное закрепление на уроке....

Конспект урока "Шарф как аксессуар в одежде"

На уроке девочки знакомятся с различными видами шарфов и техниками их изготовления. Рассматривают новые тенденции и предложения современных дизайнеров....

План - конспект урока «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде».

Класс: 7 класс.Цели урока: Образовательный аспект: ознакомить учащихся с понятием: «Силуэт», «Стиль в одежде», с видами женского легкого платья и требованиями к одежде.Развивающий аспект:  умение...