Учебно-методическое пособие "Добавь словечко"
методическая разработка по теме

Агопян Эмма Сантриковна

    Трудности в обучении русскому языку нередко связано с нарушениями слухового восприятия. Это не означает снижения физиологического слуха, этого слуха вполне достаточно для обычной жизнедеятельности. В потоке речи звуки под влиянием друг друга модифицируются и сливаются. Для восприятия необходимо четко улавливать все оттенки звуков. Многие дети имеют несформированный фонематический слух, они не могут писать слуховых диктантов. Это вполне оправдано: дети спят и живут под телевизор, все время находятся в засоренном эфире. У них не формируется чувство ритма, чувство рифмы, они путают близкие по звучанию звуки, не различают слов-паронимов, т. к. не чувствуют лексико-различительного оттенка. Поэтому  необходимо развивать фонематический слух, фонематические представления, чувство ритма и рифмы. Буквально на каждом занятии я даю задания типа: «Добавь словечко». Например:

                                             В реке большая драка,

                                             Поссорились два (рака).

Ребята подсказывают последнее словечко. На начальном этапе, они часто ошибаются, называют слова, не рифмующиеся со словом драка, либо, называют словобрата. В таком случае проводится работа над понятийной стороной отрывка.

 Из этого вида работы вытекают следующие задания:  «Подскажи рифму», «Назови рифму». Перед детьми ставится более трудная задача найти два рифмующихся слова и назвать их. Первоначально, используются стихотворные строчки, в которых рифмуются последние слова в последних двух строчках, в дальнейшем – рифма может находиться через строчку:

                                              Сегодня все ликуют.

                                              В руках у детворы

                                              От радости танцуют

                                              Воздушные шары.

Так же как в случае с графическим диктантом, вначале я стою перед ребятами, а когда они быстро и без ошибок угадывают рифму, я становлюсь за их спинами, и, работа на много усложняется.

Большой интерес вызывает у ребят игра «Что перепутано». В ней используются рифмовки со словами – паронимами:

                                              Загремел весенний гном

                                              Тучи на небе кругом.

Детям предлагается определить на слух, какое слово не подходит по смыслу, какое другое слово должно стоять вместо него, какими звуками отличаются эти слова, где находятся звуки, отличающие эти слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rifmovki.zip212.06 КБ

Предварительный просмотр:

Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.

В реках Африки живёт Злой зелёный пароход!  Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит крокодил.

#**

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик.

В реке большая драка, Поссорились два рака.

Михаил залез на дуб

Чтобы врач не вырвал зуб.

***

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.

Ты со мною не знаком?        Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Вот и весь я — осьминог.

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют Воздушные шары.

Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь -

Чистоплотный, серый гусь.

***

Он большой как мяч футбольный. Если спелый, все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его арбуз.

Шубка — иголки, Свернётся он — колкий, Рукой не возьмёшь.      Кто же это ёж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...