Конспект урока по РСВ и ФП (по слуховой работе) с презентацией
план-конспект по теме

Нечеса Марина Валерьевна

Тема урока: Времена года. Зима. В магазине. Звук р (постановка). Звук э (автоматизация). Логическое ударение.

Речевой материал подобран для ребёнка с 3-ей степенью тугоухости.

К конспекту прилагаются презентации. Первоначально,  это была одна презентация, состоявшая из 60 слайдов, но  т.к. нельзя загрузить файл больше 3 МБ, я разделила презентацию на 6 частей. Каждая из них так же может быть использована отдельно на соответствующем этапе урока.

Материал будет интересен и тем, кто использует в работе  лингводидактический комплекс (Серия "Спасибо Ким", коммуникативные игрушки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: 1. Восприятие и различение речевого материала по темам:

         « Времена года. Зима» и  «В магазине»

                2.Постановка  звука Р;  автоматизация  звука Э.

 Выделение логического ударения в повествовательном предложении.

Цели: - выработка слуховых и зрительных дифференцировок;

           - выработка удлинённого выдоха;

           -развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

           - развитие артикуляционной моторики;

          - развитие представлений о времени;

          - развитие слухового внимания и памяти;

          - развмтие словесно-логической памяти;

         - обогащение и уточнение словаря.

           

Оборудование: верботональный аппарат «ССD 1», компьютер, серия картинок из комплекта «Спасибо, Ким», коммуникативные игрушки.

                                   

                                   Ход  занятия.

     Организационный  момент.

 -  Вова, поздоровайся. / -  Здравствуйте.

 -  Расскажи о себе. / Меня зовут Борисов Вова. Мне 11 лет. Я учусь в третьем классе.

- Как ты слышишь? / Я слышу хорошо.

  1. Формирование  произношения.

Пальчиковая гимнастика.

- Будем тренировать пальчики - делать дорожку штампами.

-Возьми нужные штампы, краску и повтори дорожку.

- Что мы делали? / Делали дорожку штампами.

Дыхательная  гимнастика.

- Будем  дышать. Встань,  положи  одну  руку  на  грудь,  а  другую  на  живот:

      вдох            выдох

      вдох            ф___________

      вдох             в___________

      вдох             ф_____в_______

  1. Выполнение  самомассаж.

- Будем делать самомассаж.

1. «Нарисуем брови».

2. «Нарисуем усы».

3. «Погреем щечки».

4. «Глазки спят».

5. «Погладим подбородок».

6. «Расчешем волосы».

 - Что мы делали? / мы делали свмомассаж.                                     

Артикуляционная  гимнастика.

-  Будем  делать  артикуляционную  гимнастику.  

1. «Заборчик».

2. «Хоботок».

3. «Накажем непослушный язык».

4. «Грибок».

5. «Гарошка».

6. «Лошадка».

Звук  Р.

    - Будем  учиться  слушать  и  различать  звук  Р.

  1. Выработка  слуховых  дифференцировок.

       -  Будем  различать  звук  Р  на  слух.

          Это -  «робот»,  а  это  -   «хобот».  Послушай  и  выбери  нужную  

          картинку.

          Это -  «паста  это  -   «парта».  Послушай  и  выбери  нужную  

          картинку.

  1. Уточнение  артикуляции.

  -  Будем  уточнять  артикуляцию  звука  Р. Посмотри  на  профиль  и    

     ответь  на  вопросы:

  -  Кончик  языка  вверху  или  внизу? /  -  Кончик  языка  вверху.

  -  Какую  форму  имеет  язык?  /  - Язык  имеет  форму  ложечки.

  -  При  произнесении  звука  Р  голос  есть? /  -  Голос  есть.

3.  Вызывание  звука  Р  с  помощью  фоноритмики.

   - Скажем  звук  Р  с  помощью  фоноритмики.  Встань.  Протяни  руки      

     вперёд.  Напряги  руки  и  ноги.

Звук  Э.

                                       

  -   Будем  учиться  хорошо говорить  звук  Э.

  - Что мы будем делать? / -   Будем  учиться  хорошо говорить  звук  Э.

 1.  - Ответь на вопрос: «Кто это?» . Хорошо говори звук Э. / Электрик, эскимос, поэт.

     -   Ответь на вопрос: «Что это?» . Хорошо говори звук Э.  / Алоэ, экскурсия, экран.

2. Выполни задание: посчитай  сколько в школе этажей?   ….сколько этажей в доме?

- Как можно сказать по-другому? / школа трёхэтажная, дом четырёхэтажный.

3.Послушай. Найди ошибку. Скажи правильно.

«Яму роет …зскалатор»     «Вниз везёт нас экскаватор».

Проверь себя: Яму роет экскаватор. Вниз везёт нас эскалатор.

Логическое ударение.

- Будем работать над логическим ударением.

Послушай правило: Важные по смыслу слова в предложении выделяем логическим ударением: изменяем силу или высоту голоса.

Повтори.

- Послушай. Повтори, выделяя главные слова голосом:

ВОН летит оса. ТУТ села оса. Мы ПОЙМАЛИ осу!

- Ответь на вопросы, соблюдая логическое ударение:

- КТО поймал осу?  / - МЫ поймали осу!

- КОГО мы поймали? / Мы поймали ОСУ!

-Что мы СДЕЛАЛИ?  / Мы ПОЙМАЛИ осу!

- Что мы делали? / Мы работали над логическим ударением.

  1. Развитие речевого слуха.

Восприятие и различение речевого материала по теме: «Времена года. Зима.»

1. Восприятие вопосов и заданий в наушниках.

- Будем слушать и различать вопросы и задания о зиме.

- Назови времена года. / Зима, весна, лето, осень – времена года.

- Какое сейчас время года? / Сейчас зима.

- Дополни предложение: Декабрь, январь, февраль - …     / зимние месяцы.

- Сегодня холодно?  / Да, сегодня холодно. Нет, Сегодня тепло.

- Идёт снег?  / Да, снег идёт. Нет, снег не идёт.

- Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха. / Температура воздуха  плюс (минус) .. градусов.

2.Восприятие и различение вопросов и заданий

а) в наушниках с вибратором;

б) с вибратором без наушников;

в) на голое ухо.

- Что мы делали? /  Мы слушали и различали вопросы и задания о зиме.

Восприятие и различение речевого материала по теме: «В магазине».

- Будем слушать и показывать сценку «В магазине».

-Послушай кто говорит. Выбери нужную куклу. Повтори:

«Вова сходи в магазин и купи пакет молока»  «Хорошо мама».

- Послушай, что думает мальчик. Повтори:

«Положу деньги в кошелёк, чтобы не потерять» , «Вот и магазин» , «Это молоко свежее, возьму его».

- Послушай кто говорит. Выбери нужную куклу. Повтори:

«Сколько с меня?» , «С вас 20 рублей».

- Послушай кто говорит. Выбери нужную куклу. Повтори:

«Вот, пожалуйста» , «Ваша сдача. Спасибо за покупку».

- Сними аппарат. Будем играть в «Магагин». Кем ты хочешь быть?

- Что мы делали? /  Мы играли в магазин.

Итог  урока.

- Урок  подошёл  к  концу.  Давай  вспомним,  что  же  мы  сегодня  делали  на  уроке.

- Мы учились хорошо говорить звуки: р, э. Учились выделять голосом логическое ударение. Учились слушать и отвечать на вопросы о зиме, играли в «Магазин».

Попрощайся.



Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по РПВ и ФПсоставлена учителем слуховой работы Нечеса М.В.
Бу́дем дыша́ть.
Ф_________________________
В_________________________
Ф__________В______________
Бу́́дем де́лать само̅мас̅с̅а́ж̅.
«Нарису́ем бро́ви»
«Нарису́́ем усы́»
«Погреем щёчки»
«Глазки спят»
«Погладим подбородок»
«Расчешем волосы»
Ч̅то мы де́лали?
Мы де́лали само̅мас̅с̅а́ж̅.
В презентации использовались материалы из следующих учебных пособий: Серия сюжетных картинок лингводидактического комплекса «Спасибо Ким» Учебно-демонстративный материал «Артикуляция звуков в графическом изображении», Москва, 2003 г. Т.А.Ткаченко «Логопедический букварь дошкольника», Москва «ЭКСМО», 2007г. А.Н.Пфафендрот «Произношение з класс» Е.А.Дьякова «Логопедический массаж», Москва. 2005 г.


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по РПВ и ФПсоставлена учителем слуховой работы Нечеса М.В.Часть 2артикуляционная гимнастика
Бу́дем де́лать артикуляцио́н̅н̅ую гимна́стику.
«Забо́рчик»
Улыбни́сь , по̅̅кажи́ зу́бы.Закро́й рот.
«Хо̅бо̅то́к»
Вытяни губы вперёд «трубочкой».Расслабь губы.
«Нака́жем непо̅слу́шный язы́к»
Улыбнись, приоткрой рот. Покусай кончик языка.
«Грибо́к»
Улыбни́сь, широ̅ко́ о̅ткро́й рот, присо̅си́ язык к‿нёбу.
«Гармо́шка»
Улыбни́сь, широ̅ко́ о̅ткро́й рот, присо̅си́ язык к‿нёбу. Открой рот. Закрой рот.
«Ло̅ша́д̅ка»
Улыбни́сь, о̅ткро́й рот и‿по̅щёлко̅й ко́нчико̅м языка́.
«Бараба́нщик»
Улыбни́сь, о̅ткро́й рот и постучи кончиком языка за верхними зубами: «д-д-д-д-д..»


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по РПВ и ФПсоставлена учителем слуховой работы Нечеса М.В. Часть 3звук р
Бу́дем учи́т̅ь̅с̅я̅ слу́шать и‿различа́ть звук Р
По̅слу́шай. По̅кажи́ ну́жную карти́нку.
ро́бо̅т
хо́бо̅т
По̅слу́шай. По̅кажи́ ну́жную карти́нку.
па́ста
па́рта
Бу́дем уто̅чня́ть артикуля́цию зву́ка Р
По̅смо̅три на‿про́филь зву́ка Р и‿о̅тве́ть на‿во̅про́сы:
Кончик языка вверху или внизу?
Ко́нчик языка́ в̅в̅ерху́.
По̅смо̅три на‿про́филь зву́ка Р и‿о̅тве́ть на‿во̅про́сы:
Каку́ю фо́рму име́ет язы́к?
Язы́к име́ет фо́рму ло́жечки.
По̅смо̅три на‿про́филь зву́ка Р и‿о̅тве́ть на‿во̅про́сы:
При про̅изнесе́нии зву́ка Р есть го́ло̅с?
Го́ло̅с есть.
По̅смо̅три на‿про́филь зву́ка Р и‿о̅тве́ть на‿во̅про́сы:
Кака́я часть язычка́ дро̅жит при‿про̅изнесе́нии зву́ка Р?
Дро̅жи́т ко́нчик языка́.
Ска́жем звук Р с‿по́мо̅щью фо̅но̅ри́тмики.


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по РПВ и ФПсоставлена учителем слуховой работы Нечеса М.В. Часть 4звук э
О̅тветь на‿во̅про́с. Правильно говори звук Э. Кто э́то̅?
по̅э́т
эле́ктрик
эскимо́с
О̅тветь на‿во̅про́с. Правильно говори звук Э. Ч̅то э́то̅?
экску́рсия
экра́н
ало́́э
О̅тве́ть на‿во̅про́сы:
Ско́лько̅ в‿до́ме этаже́й?
В‿до́ме пять этаже́й.
Како́й дом?
Пятиэта́жный.
На‿како́м этаже́ живёт ёж̅?
Ёж̅ живёт на‿в̅то̅ро́м этаже.
Про̅чита́й. Найди́ о̅ши́б̅ку. Скажи́ пра́вильно̅.
Я́́́му ро́ет эскала́то̅р.
Вниз̅ везёт нас экскава́то̅р.
Про̅верь себя.
Я́́́му ро́ет экскава́то̅р.
Вниз̅ везёт нас эскала́то̅р.


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по РПВ и ФПсоставлена учителем слуховой работы Нечеса М.В. Часть 5логическое ударение
Бу́дем рабо́тать над‿ло̅ги́ческим ударе́нием.
По̅слуша́й пра́вило̅. По̅в̅то̅ри́.
Ва́жные по̅‿смы́слу сло̅ва́ в̅‿предло̅же́нии выделя́ем ло̅ги́ческим ударе́нием: изменя́ем си́лу или‿высо̅ту́ го́ло̅са.
По̅слу́шай. По̅в̅то̅ри́, выделя́я гла́вные сло̅ва́ го́ло̅со̅м.
ВО́Н лети́т о̅са́.ТУТ се́ла о̅са́.Мы ПО̅ЙМА́ЛИ о̅су́.
КТО поймал осу?
МЫ поймали осу.
КО̅Г̅О́ мы по̅йма́ли?
Мы по̅йма́ли О̅СУ́.
Ч̅то мы С̅ДЕ́ЛАЛИ?
Мы ПО̅ЙМА́ЛИ о̅су́.
Что мы делали?
Мы рабо́тали над‿ло̅ги́ческим ударе́нием.


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по РПВ и ФПсоставлена учителем слуховой работы Нечеса М.В. Часть 6РСВ
Бу́дем слу́шать и‿различа́ть во̅про́сы и‿зада́ния о̅‿зиме́.
Назо̅ви́ времена́ го́да.
Зима́, весна́, ле́то̅, о́сень – времена́ го́да.
Како́е сейча́с вре́мя го́да?
Сейча́с зима́.
До̅по́лни предло̅же́ние:Дека́брь, янва́рь, февра́ль - …
… зи́мние ме́сяцы.
Да, сег̅о́́дня хо́ло̅дно̅.
Нет, сег̅о́дня не‿хо́ло̅дно̅.
Сег̅о́дня хо́ло̅дно̅?
Сег̅о́дня хо́ло̅дно̅?
Да, снег̅ идёт.
Нет.
Сег̅о́дня хо́ло̅дно̅?
Идёт снег̅?
По̅смо̅три на термометр и скажи, какая температура воздуха.
Температу́ра во́здуха ми́нус два́(д)цать три гра́дуса.
- Назо̅ви́ времена́ го́да. Зима́, весна́, ле́то̅, о́сень – времена́ го́да. Како́е сейча́с вре́мя го́да? Сейча́с зима́. До̅по́лни предло̅же́ние: Дека́брь, янва́рь, февра́ль - ….….. зи́мние ме́сяцы. Сег̅о́дня хо́ло̅дно̅? Да, сег̅о́дня хо́ло̅дно̅. / Нет, сег̅о́дня не‿хо́ло̅дно̅. Идёт снег̅? Да, снег̅ идёт. / Нет. По̅смо̅три́ на‿термо́метр и‿скажи́, кака́я температу́ра во́здуха. Температу́ра во́здуха ми́нус два́(д)цать три гра́дуса.
Бу́дем слу́шать и‿по̅ка́зывать сце́нку «В‿магази́не».
По̅слу́шай, кто го̅во̅ри́т. По̅в̅то̅ри.
Во́ва, схо̅ди в‿магази́н и‿купи́ паке́т мо̅ло̅ка́.
Хо̅ро̅шо́ ма́ма.
По̅слу́шай, о̅‿чём ду́мает Во́ва. По̅в̅то̅ри.
По̅ло̅жу́́ де́ньги в̅‿ко̅шелёк, ч̅то́бы не‿по̅теря́ть.
Вот и магази́н.
Э́то̅ мо̅ло̅̅ко́ све́жее, во̅зьму́ ег̅о́́.
По̅слу́шай, кто го̅во̅ри́т. По̅в̅то̅ри.
Ско́лько̅ я до́лжен заплати́ть?
Вы до̅лжны́ девятна́(д)цать рубле́й.
По̅слу́шай, кто го̅во̅ри́т. По̅в̅то̅ри.
Вот, по̅жа́лу(й)ста.
Ва́ша с̅̅да́ча. Спаси́́бо̅ за‿по̅̅ку́пку.
По̅слу́шай. Кто го̅во̅ри́т? По̅в̅то̅ри.
Ма́ма, я принёс мо̅ло̅ко́.
Мо̅ло̅де́ц, сыно́к!
Бу́дем игра́ть. Кем ты хо́чешь быть?
Я хо̅чу́ быть ма́мо̅й (Во́во̅й, про̅давцо́м).
- Во́ва, схо̅ди́ в‿магази́н и‿купи́ паке́т мо̅ло̅ка́.- Хо̅рошо́ ма́ма.-По̅ло̅жу́ де́ньги в̅‿ко̅шелёк, ч̅то́бы не‿по̅теря́ть.- Вот‿и‿магази́н.- Э́то мо̅ло̅ко́ све́жее, во̅зьму́ ег̅о́.- Ско́лько̅ я до́лжен заплати́ть?- Вы до̅лжны́ девятна́(д)цать рубле́й.- Вот, по̅жа́лу(й)ста. - Ва́ша с̅да́ча. Спаси́бо̅ за‿по̅ку́пку.- Ма́ма, я принёс мо̅ло̅ко́.- Мо̅ло̅де́ц, сыно́к!
Ч̅то мы сег̅о́дня де́лали на‿уро́ке?
Мы учи́лись хо̅ро̅шо́ го̅во̅ри́ть зву́ки: Р, Э.Учи́лись выделять го́ло̅со̅м ло̅ги́ческо̅е ударе́ние.Учи́лись слу́шать и‿о̅твеча́ть на‿во̅про́сы о̅‿зиме́.Игра́ли в‿«Магазин».
В презентации использовались материалы из следующих учебных пособий: Серия сюжетных картинок лингводидактического комплекса «Спасибо Ким» Учебно-демонстративный материал «Артикуляция звуков в графическом изображении», Москва, 2003 г. Т.А.Ткаченко «Логопедический букварь дошкольника», Москва «ЭКСМО», 2007г. А.Н.Пфафендрот «Произношение з класс» Е.А.Дьякова «Логопедический массаж», Москва. 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе по теме: "Координатная плоскость" с презентациями

Даный урок является обобщающим по теме: "Координатная плоскость". Конспект урока представлен с презентациями к уроку и к творческому заданию на создание своего созвездия. Прививает интерес и проверяет...

Конспект урока по РРВ и ФП (по слуховой работе) с презентацией

Тема урока. РРС:  Восприятие и различение  математического материала и текста «На вокзале»...

конспект урока в 9 классе по теме "Музыка вокруг нас" + презентация

Данный урок предназначен для отработки лексического, грамматического, страноведческого материала в разделе "Музыка". В ходе урока учащиеся тренируются во всех видах речевой деятельности: чтении, аудир...

План -конспект урока по химии в 9 классе "Ионные уравнения" с презентацией

   Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"

В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...


 

Комментарии

большое спасибо за предоставленный материал, вы просто умница, облегчаете нам работу
Нечеса Марина Валерьевна

Всегда рада поделиться своими материалами.