Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР
методическая разработка по теме

Фадеева Юлия Александровна

Статья опубликована в журнале "ЛОГОПЕД" в 2006 году и получила первое место в номинации "Логопедические игры и упражнения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2006g..docx279.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №4, 2006г.

Статья получила от редакции журнала  «Логопед» грамоту за I место в номинации «Логопедические игры и упражнения»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

У воспитанников логопедических групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок. Возможно, именно это приводит к возникновению у детей с общим недоразвитием речи дисграфии и дислексии.
Упражнения в определении последовательности предметов в пространстве создают основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Далее можно переходить к формированию ориентировок на плоскости, что служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма.
Для того чтобы работа по развитию зрительно-пространственного восприятия носила систематический характер, на фронтальных и подгрупповых занятиях в старшей и подготовительной группах мы используем специальные демонстрационные таблицы (каждая из них представляет собой определенное упражнение). Учителю-логопеду потребуется изготовить их самому: в клетках могут быть изображены предметы, группы предметов, геометрические фигуры, буквы, слоги, цифры. Такая таблица помещается на доску в начале занятия, и логопед проводит опрос детей (лучше делать это «по цепочке», что значительно экономит учебное время) с опорой на нее.
Демонстрационные таблицы
Развитие речи
Таблица 1.
Найди и назови
Упражнение направлено на повторение и закрепление обобщающих понятий. Дети усваивают не только такие понятия, как верхний, средний, нижний (ряд), справа, слева, но и предлоги пространственного значения над, под, между.
Логопед демонстрирует таблицу, в клетках которой нарисованы группы предметов, объединенных обобщающим понятием, и предлагает детям рассмотреть картинки. Логопед напоминает, что в каждой клетке находятся предметы, которые можно назвать одним или двумя словами, не перечисляя их. Далее каждый ребенок должен отгадать, какую клетку задумал учитель: «В верхнем ряду первая клетка справа». Ребенок находит эту клетку и отвечает: «Фрукты» и т.д. Задание может быть усложнено: логопед называет картинку, а ребенок определяет местоположение картинки в таблице.
Также логопед дает детям следующие инструкции: «Отгадай, что между мебелью и посудой», «Скажи нам, что находится под фруктами», «Отгадай, что в клетке слева от домашних животных».


Таблица 2.
Найди фигуру
Упражнение направлено на закрепление сенсорных навыков (цвет, геометрические формы).


Таблица 3.
Узнай время года
Упражнение направлено на закрепление временных понятий (времена года).
В клетках даются пейзажные картинки с изображением времен года.


Таблица 4.
Какая ветка?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Деревья», тренировку в образовании относительных прилагательных.
Ребенок должен назвать, ветка какого дерева изображена в клетке.


Таблица 5.
Какой сок?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Овощи. Фрукты», тренировку в образовании относительных прилагательных.
В каждой клетке нарисованы стакан и овощ (фрукт). Ребенок называет, какой сок можно приготовить из него.


Таблица 6. Какое варенье?
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Фрукты. Ягоды», тренировку в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в среднем роде.
В каждой клетке нарисованы банка и фрукт (ягода). Ребенок отгадывает название варенья.


Таблица 7. Из чего это сделано?
Упражнение направлено на тренировку в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Деревянная матрёшка

Металлическая вилка

Кожаная

сумка

Резиновые

сапоги

Меховая

шапка

Каменный

дом

Шерстяные

носки

Стеклянная

банка

Таблица 8. Найди детеныша
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Дикие животные», тренировку в образовании названий детенышей диких животных.


Таблица 9. Назови детеныша и его маму
Упражнение направлено на закрепление лексики по теме «Домашние животные», тренировку в образовании супплетивных форм существительных.


Аналогичные таблицы можно использовать и на следующих занятиях.
Формирование звукопроизношения
Таблица 10. Называй правильно
Упражнение направлено на закрепление правильного произнесения звука [с] в словах, определение его места в слове.


Таблица 11. Найди и назови букву
Упражнение направлено на закрепление графического образа букв.


Таблица 12. Найди и прочитай слог
Упражнение направлено на тренировку в чтении прямых и обратных слогов, правильном произнесении звука [р] в слогах.

РА

ОР

РУ

РЫ

ИР

РО

АР

УР

РЭ

ЫР

РА

ЭР


Демонстрационные таблицы могут использоваться в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками. По нашему мнению, они помогут и дефектологам при коррекции задержки психического развития у детей.

Авторы Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., ГОУ д/с №174 г.Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций у детей 6-7 лет

В Статье представлен теоретический и практический материал по оказанию логопедической помощи в условиях Центра ПМСС дошкольникам и младшим школьникам, входящим в группу риска по возникновению оптическ...

Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений

Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Трудности,  с...

Коррекционно-логопедическое занятие по развитию зрительно-пространственных представлений "Путешествие в Буквоград" (2 класс)

Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе....

Статья «Развитие зрительного анализа и синтеза и формирование зрительно-пространственных представлений»

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв. Несформированность этой функции приводит к появлению оптической д...

Организация коррекционной работы по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики на бинарном уроке."Диффренциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинестетически

В данной методической разработке предоставленно описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарном занятии по развитию зрительно-пространственной ориентировке и мелкой моторики рук. На...

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представл...