Комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушением интеллекта, как одно из средств коррекции оптической дисграфии.
методическая разработка по теме

Ермакова Татьяна Александровна

Разработанный комплекс направлен на развитие зрительно-пространственных функций у детей с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушением интеллекта как одно из средств коррекции оптической дисграфии.

Система коррекционной  работы с детьми с нарушением интеллекта  недостаточно разработана. Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему.

У дошкольников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. Нарушаются все структурные компоненты: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи в школьные годы.

Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

   У детей с нарушением интеллекта  эти функции недостаточно развиты: отмечается несформированность зрительно - пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Это является предпосылкой к возникновению нарушения письма по типу оптической дисграфии. Поэтому, чтобы устранить оптическую дисграфию, необходимо развивать зрительно-пространственные функции уже в дошкольном возрасте.

   Нарушение письменной речи  изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н.Корнев и другие. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем дефектологии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике подготовки детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к обучению  в школе соответствующего вида.

     Учитывая актуальность данной проблемы, передо мной была поставлена

цель: разработать комплекс упражнений по развитию зрительно-пространственных функций и использовать этот комплекс в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

   Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 

систематизировать методики по изучению особенностей зрительно-пространственных функций у детей с нарушением интеллекта;

выявить характерные особенности зрительно-пространственных функций у детей с нарушением интеллекта;

разработать комплекс упражнений, направленный на развитие зрительно-пространственных функций дошкольников с нарушением интеллекта;

использовать комплекс упражнений при  работе по развитию зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушением интеллекта.

Обследование состояния зрительно - пространственных функций включало следующие этапы:

Методика диагностики зрительной памяти и внимания  Д. Векслера.

   Ребенку в течение 15 секунд предъявлялась картинка для рассмотрения.  Инструкция: “Посмотри внимательно на  картинку.  Запомни предметы, изображенные на ней”. После того как картинка убрана, ребенку было предложено ответить на вопросы по картине.

Методики для диагностики зрительного восприятия

  Методика включает 3 серии заданий:

Узнавание предмета по контурному изображению

Работа с перечеркнутыми и наложенными (фигуры Поппельрейтера) друг на друга изображениями.

Составление картинки из разрозненных деталей (3-4 детали)

  Методики для диагностики ориентировки в пространстве

   Методика состоит из трех серий:      

Ориентировка в схеме собственного тела.

  Ребенку предлагалось сначала показать соответствующие части тела по словесной инструкции (“Подними правую руку). Затем показать их по образцу (“Повторяй за мной”). После выполнения задания ответить, где находится эта часть тела (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку, справа, слева).

Определение направлений в пространстве относительно себя.

  Предлагалось расположить игрушку относительно себя по словесной инструкции (“Положи игрушку справа от себя, впереди и т.д.”), по образцу (“Сделай, как я”) и назвать расположение игрушки по отношению к себе (вверху, внизу, впереди, сзади, сбоку, справа, слева).

Ориентировка в пространственном отношении между предметами.

   Предлагалось установить между предметами (игрушками) следующие отношения:  впереди, позади, вверху, внизу, сбоку, справа, слева, напротив, вокруг, друг за другом, между, под, на, в, за. ( “Положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу, за книгу, около книги и т.д.).

         По результатам обследования  можно сделать вывод о том, что для детей с нарушением интеллекта характерен очень низкий уровень развития зрительной памяти. Трудности возникают в сохранении зрительных образов и точности их воспроизведения. Зрительно-предметное восприятие у большинства детей с нарушенным интеллектом находится на низком уровне. Плохо сформированы зрительные образы-представления и узнавания объектов в условиях изменения и “зашумления” картин.

         У детей с нарушенным интеллектом отмечается низкий уровень сформированности операций зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Анализ данных, полученных при выполнении заданий на ориентировку в пространстве, показал, что дети с нарушением  интеллекта  не ориентируются в пространственных отношениях. Им  трудно  было действовать по словесной инструкции и самостоятельно называть пространственные отношения. Этому препятствует неустойчивое владение и конкретный характер понимания пространственных обозначений, а также недостаточная способность использовать имеющиеся знания в условиях новой задачи.

         Полученные результаты обследования позволяют  говорить о том, что у всех детей с нарушением интеллекта недостаточно развитыми оказались зрительно-пространственные функции, что в свою очередь оказывает влияние на возникновение у этих детей нарушения письма по типу оптической формы дисграфии в школьном возрасте.

Соответственно, основная задача коррекционной работы состоит в том, чтобы своевременно выявить и скоррегировать недостатки зрительно-пространственных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, не допустить  перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.

    Исходя из этого, мной был разработан комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных функций.

   Работа проводится в следующих направлениях:

развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины;

уточнение и расширение объема зрительной памяти;

формирование пространственного восприятия и представлений;

развитие зрительно-моторной координации.

       Таким образом, разработанный комплекс упражнений на развитие зрительно – пространственных функций способствует ранней коррекции оптической дисграфии у детей  с нарушениями интеллекта. В настоящее время данный комплекс мы успешно применяем в коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений, направленный на развитие координации движений у детей с глубокой умственной отсталостью.

Упражнения для двигательно-моторной стимуляции, развития моторики руки....

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму

СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...

Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения

Комплекс упражнений, направленных на развитие техники чтения...

комплекс упражнений,направленный на развитие самостоятельно иноязычного чтения

Данные упражнения рекомендованы учащимся 7-8 классов.Комплекс упражнений, способствует  развитию стратегий самостоятельного иноязычного чтения обучающихся основной общеобразовательной школы,повыш...