Диагностика, коррекция и консультирование школьной дезадаптации и неуспешности на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС «Северо-Восток»
методическая разработка по теме

                     Диагностика, коррекция и консультирование

                     школьной дезадаптации и неуспешности

                     на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку

                     в условиях ЦПМСС «Северо-Восток»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное  управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток»

                                                                                             

                 

                     Диагностика, коррекция и консультирование

                     школьной дезадаптации и неуспешности

                     на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку

                     в условиях ЦПМСС «Северо-Восток»

               

Из опыта работы педагога дополнительного  образования

по русскому языку

                                    Егоровой Елены Ивановны

                                       

                                        Москва, 2010г.

                                    Содержание

  1. Введение…………………………………………………….3 – 4 стр.

II.     Цели и задачи коррекционного обучения

русскому языку в условиях ЦПМСС.

Программно-методические материалы

коррекционно-развивающего обучения

русскому языку……………………………………………………4 – 6 стр.

III.      Психолого- педагогическая

характеристика детей,   посещающих

коррекционно-развивающие занятия

по русскому языку в ЦПМСС…………………………………… 6 - 8 стр.

 IV.   1.Диагностика и обследование учащихся:

          а). первичная диагностика;

          б).текущее обследование;

          в).итоговое обследование и динамика

          2. Результаты диагностического обследования………… 8 – 10 стр.

 

V.    Основные  методы  и принципы, используемые

 на коррекционно-развивающих занятиях

по русскому языку с учащимися, имеющими                              

трудности в обучении, в преодолении

школьной неуспешности…………………………………………10 – 11 стр.

VI.    Коррекционно-развивающие занятия

по русскому языку в условиях ЦПМСС………………………... 12 стр.

VII.   Роль родителей в процессе воспитания и

коррекционно-развивающих занятий

по русскому языку в условиях ЦПМСС…...................................13 стр.

VIII.   Заключение………………………………………………...14 стр.

  1. Введение.

           

          Коррекционная работа в соответствии со Стандартами образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

          Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы невозможно без квалифицированной  коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых формах деятельности.

        В ЦПМСС «Северо-Восток»  созданы специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.  

     Педагоги коррекционно-развивающего обучения совместно с психологами, учителями - логопедами, дефектологами, врачами  изучают индивидуальные  особенности развития обратившихся  в ЦПМСС детей, выявляют причины неуспеваемости и  неуспешности.

       По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований год от года увеличивается число учащихся, которые не в состоянии в силу различных биологических и социальных причин, освоить общеобразовательные программы начальной и средней школы по русскому языку.  Русский язык является одним из основных предметов в школе.  На коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку у учащихся формируются умения и навыки учебного труда, обеспечивается усвоение родного языка в устной и письменной форме, совершенствуются и развиваются виды речевой деятельности.

      Успешность усвоения учебного материала учащимися на коррекционных занятиях, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний зависит не от одной деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей ученика, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.  Важнейшая цель уроков русского языка – формирование устной и письменной речи.

       Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же  одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения.  И пройти  этот этап учащимся, имеющим нарушения в развитии, очень трудно. К сожалению, есть дети,  и количество в последние годы неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеяны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма, развития устной и письменной речи. Перед педагогом коррекционно-развивающих занятий по русскому языку стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей ребенка.

        В условиях ЦПМСС обучение русскому языку носит коррекционно-развивающую  и практическую направленность. Чтобы сформировать у ученика указанные мыслительные процессы, необходимо включать в занятие продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, анализ, сравнение, обобщение и т.д. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

       В процессе обучения проводится работа по устранению недостатков всех сторон речи ученика, формируются фонетико-фонематические представления, проводятся упражнения на звуковой  анализ и синтез, на дифференциацию фонем  и пр. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию речи (устные рассказы, описание предметов и  явлений, обучению написания сочинения и изложения и др.) или практическим  упражнениям по грамматике и правописанию. Для отработки  учебных навыков по каждой теме использую коррекционно-развивающие задания и упражнения, дидактические упражнения, игры,  мультимедийные уроки  «Кирилла и  Мефодия», интерактивные тренажеры с ипользованием компьютера, занимательный материал; для предварительного контроля – комментированное письмо, объяснительный диктант, карточки с заданиями, тесты; для итогового контроля – контрольный диктант с грамматическими заданиями.

II.    Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий по русскому языку. Программно-методические материалы коррекционно-развивающего обучения русскому языку.

       Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку имеют общеобразовательную, предметную и воспитывающую направленность.  

Актуальность коррекционно - развивающего обучения  русскому языку учащихся, имеющих нарушения в развитии, состоит в том, чтобы диагностической работой, коррекционной направленностью помочь этим детям преодолеть трудности в обучении предмета.

      Цель коррекционно - развивающих занятий:

- выявить причины неуспеваемости детей, имеющих нарушения в развитии;

- помочь полноценно преодолеть комплекс школьной  дезадаптации;

- помочь ученикам, учитывая их индивидуальные возможности, справиться с имеющимися трудностями в усвоении школьной программы по русскому языку;

- формировать уверенность в свои силы, желание учиться.

       

     

   

 Основными задачами коррекционных занятий по русскому языку являются:

-коммуникативно-познавательная направленность обучения русскому языку как средству общения, речевой деятельности, языковой коммуникации;

- оказание помощи в усвоении знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма, сознательного чтения;

- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире и деятельности;

- развитие связной устной и письменной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

- воспитание интереса к родному языку, развитие творческих способностей;

- развитие логического мышления, внимания, усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения курсом русского языка;

- обучение умению ориентироваться в задании, самостоятельно пополнять знания о родном языке;

- развитие умения работать с учебной и справочной литературой;

- совершенствование навыков чтения;

- нормализация учебной деятельности, развитие самоконтроля, самооценки;

- отработка каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики;

- развитие познавательных интересов, необходимых для усвоения школьной программы по русскому языку.

     

    В своей работе я использую  рабочие коррекционно – развивающие и обучающие программы, тематические планы, разработанные самостоятельно.  В основе рабочих  программ лежит

«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» Сост. Савинов Е.С. (Стандарты второго поколения);

«Программа общеобразовательных учреждений 5-9 классы». Мин. образования РФ. Авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;

«Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа»: Русский язык. Авторы: Р.Д.Тригер, Н.Н. Цыпина;  

«Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение»: Начальная школа  под редакцией Шевченко С.Г.

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида» 0-4  и 5 – 9 классы. Авторы: Аксенова А.К., Бугаева Т.Н. Антропов А.П.  и др. Под редакцией канд. психолог. наук, профессора Бгажноковой И.М.

         Занятия  по русскому языку посещают ученики начальной школы

(2-4 классы) и ученики с 5 по 11 классы.

На занятиях используются те учебники, пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, по которым проходит обучение ученика  в школе.  

Для закрепления материала, домашних заданий использую пособия: «Сборники упражнений по русскому языку» 2-9 классы Шкляровой Т.В;

«300 заданий и упражнений по русскому языку 1 – 2 классы» Узоровой О.В., Нефедовой Е.А., мультимедийные уроки, интерактивные тренажеры  «Кирилла и Мефодия» с использованием компьютера и др.

         Коррекционно-развивающая и обучающая программа по русскому языку в условиях ЦПМСС рассчитана на 36 учебных часов.

        Занятия проводятся индивидуально и  по группам (2-4 человека) 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

        Основной формой работы является урок. Для лучшего усвоения, закрепления учебного материала, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся в форме внеклассного мероприятия, открытого урока, занимательного часа.  Для отработки учебных навыков по каждой теме провожу коррекционно-развивающие задания и упражнения, дидактические игры, работу с орфографическим и толковым словарями; для предварительного контроля - комментированное письмо и объяснительные диктанты, для итогового контроля – контрольные диктанты с грамматическим задание.

III.   Психолого - педагогическая характеристика учащихся,    посещающих коррекционные занятия по русскому языку.

 

        К категории детей, посещающих коррекционные занятия по русскому языку  в ЦПМСС, относятся  школьники с 1 по 11 класс, испытывающие, в силу различных биологических и социальных причин, стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений слуха, зрения, речи, двигательной сферы, интеллекта, отклонений в развитии.

        Эти дети имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной  нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию. У данной группы детей педагоги и психологи отмечают в первую очередь недостаточную сформированность учебной деятельности (интеллектуальную, эмоциональную и социальную).

       В рамках психологических классификаций трудностей, которые испытывают эти школьники в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками  - внимания,

                           - эмоционально-волевой регуляции,

                           - низким уровнем мотивации,

                                - общей познавательной пассивностью,

                             так и недоразвитием отдельных  психических процессов

                           - восприятия,

                           - памяти,

                           - негрубыми недостатками речи,

                           - нарушениями моторики в виде недостаточной  координации движений,

                           - двигательной расторможенностью,

                           - низкой работоспособностью,

                           - быстрой утомляемостью,

                           - ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире,

                           - несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

      К группе детей академического риска относятся школьники с задержкой психического развития (ЗПР). У таких детей наблюдается остаточные явления, связанные с поражением головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально- волевой сферы, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий, в которых происходило предшествующее развитие ребенка.

   Как правило, на коррекционно-развивающие занятия по русскому языку поступают леворукие дети, т.к. в школе у них возникает масса проблем. Они очень эмоциональны, беспокойны, у них снижен темп деятельности и пр. Такой ребенок требует индивидуального подхода, особого внимания.

   Особую группу представляют ребята с синдромом дефицита внимания при гиперактивности. Гиперактивный  ребенок  всегда должны находиться в центре внимания учителя. Этому ребенку сложно организовать себя, поэтому необходима постоянная смена деятельности, релаксация, физминутки, выполнение трудовых поручений и пр. Таких детей надо чаще  хвалить, избегать завышенных требований, большие задания разбивать на последовательные части и т.д.

      Трудности в обучении и школьной адаптации обусловлены прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Многим ученикам, посещающим коррекционные занятия по русскому языку, свойственен инфантилизм. По своим психическим и физическим особенностям они отстают от своих сверстников на полтора – два года. Для них характерна непосредственность, яркая живая мимика, повышенная жизнерадостность, быстрые, порывистые движения. Однако при выполнении учебных заданий, требующих умственного напряжения и волевых усилий, у ученика наступает быстрое переутомление. Не приученный к планомерному системному труду, такой школьник учебный материал усваивает поверхностно, а его навыки носят поверхностный характер.

      Школьнику с инфантильными чертами поведения свойственны несамостоятельность, быстрая пресыщенность, стремление делать то, что нравится.

       Интеллектуальная недостаточность у таких детей проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти, в замедлении  темпа мыслительной деятельности.

      Эмоциональные нарушения выражаются в повышенной чувствительности, которая сочетается с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью или раздражительностью, вспыльчивостью. К таким ученикам необходим особый подход, строгая регламентация учебной нагрузки, профилактика переутомления.

      Неправильное воспитание, плохо организованный режим, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность приводят к трудностям в обучении и поведении школьника. Трудности в формировании  учебно - познавательной деятельности и нарушения поведения у таких детей проявляются в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбия, заинтересованности в успешном выполнении заданий, а также чувства долга и ответственности.

       Если ребенок воспитывается  в атмосфере грубости и жестокости, с постоянным страхом наказания, у него развиваются пассивно-защитные свойства личности: замкнутость, недоверчивость, робость, покорность, неуверенность в своих способностях хорошо учиться и правильно вести себя со своими сверстниками и взрослыми.

      Если ребенок растет в условиях изнеженного воспитания, у него проявляется эгоизм, ослабление психической активности, отсутствие самостоятельности, неумение бороться с трудностями. Трудности обучения и адаптации у таких детей связаны с отсутствием трудолюбия, капризностью, нервностью, своенравностью, что обусловлено постоянной помощью и опекой.

     Дети с различными формами задержки психического и речевого развития

обучаемы, они принимают помощь взрослых, способны усваивать принципы действий, выполнять задания по аналогии.

      Большинство детей, посещающих коррекционные занятия по русскому языку, обучаются в массовой  общеобразовательной школе, некоторые ученики обучаются в классах КРО и в школах надомного обучения.

 IV.   1.  Диагностика и обследование учащихся, посещающих

коррекционные занятия по русскому языку.

 

а).  Первичное диагностическое обследование ученика происходит в течение нескольких занятий.

       Первое знакомство  с учеником и его родителями, пришедшими на коррекционные занятия, начинается с беседы, живого общения с учеником. Предварительно учитель знакомится с результатами комиссии, направившей ученика, записями в медицинской карте. Устанавливается причина обращения к специалисту, учитель просматривает рабочие и контрольные тетради ученика, учебник, по которому идет обучение русскому языку в школе,  и, соответственно, программа.  

      Учитель знакомит ученика и родителей с основными требованиями к коррекционным занятиям по русскому языку, дает первые консультации, рекомендует литературу для занятий.

       На первом же занятии проверяется техника чтения, понимание прочитанного, умение полно ответить на поставленные вопросы по содержанию текста, владение пересказом, каллиграфические навыки,  устанавливается, какая рука  ведущая и др.

      Затем ученик выполняет письменную работу:  вводный диктант с грамматическим заданием или контрольное списывание. На следующем занятии проводится тестирование по изученному материалу школьной программы. (Текст диктанта, грамматическое задание, тесты  соответствуют классу, в котором обучается ученик, возрастным особенностям, изученному материалу по соответствующей программе).

      После полного диагностического обследования, которое проводится в течение нескольких занятий, я заполняю лист педагогического представления ученика. Изучив  характерные ошибки, заполняю  карту результатов обследования знаний, умений и навыков, составляю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, данные заношу в компьютер.

б).  Текущее обследование знаний и умений проводится после каждого закрепления изученного материала в виде диктанта, теста, контрольного списывания, самостоятельной работы, перфокарт и пр. Результаты заносятся в карту ученика, прослеживается динамика.

в).  Итоговое обследование проводится  два раза в течение учебного года в виде контрольного диктанта, тестовых заданий, контрольного списывания с грамматическим заданием.

      Результаты, динамика как первичного, так  текущего и итогового обследований  записывается в индивидуальную карту ученика и медицинскую карту, заносятся в компьютер.

 

   

        2.  Результаты диагностического обследования учащихся, имеющих трудности в обучении, выявляют следующее:

         - низкую  учебную мотивацию, русский язык – нелюбимый предмет в школе,

        - неусвоение или недостаточное усвоение материала по предмету,

        - пробелы в знаниях и умениях,

        - педагогическую запущенность,

        - недоразвитие зрительно-моторной координации,

        - слабую организованность,

        - неумение работать самостоятельно,

        - отсутствие контроля деятельности,

        - неумение осуществить самоконтроль и самооценку, найти и исправить свои ошибки,

        - позднее обращение к специалистам (психологам, логопедам, дефектологам),

        - учащиеся начальной школы не прошли должной подготовки к школе,

        - у учащихся  5 класса трудности адаптации при переходе в среднее  звено общеобразовательной школы,

        -  у учащихся 5-9 очень слабая база знаний учебного материала начальной школы,

       - недоразвитие пространственно- временных  представлений,

       - дисграфию и дислексию у учащихся начальной школы,

       - нарушение орфографического навыка письма (дизорфографию),

       - низкую технику чтения,

       - нечеткую дикцию, плохую артикуляцию,

       - бедный словарный запас,

       - недоразвитие устной речи,

       - нарушение лексико-грамматического строя речи,

       - неустойчивое внимание,

       - ослабленную память,

       - недоразвитие мыслительных операций:

                            анализа, синтеза, обобщения,

                            неумение работать по алгоритму,

                            неумение планировать свою деятельность,

                            отсутствие наглядно-образного мышления,

                            неумение установить связь между предметами и явлениями,

      - несформированность и нарушение каллиграфического навыка,

      - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы.

      - низкую работоспособность, быструю утомляемость и др.

IV.       Основные методы и принципы, используемые на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку с учащимися, имеющими трудности в обучении, в преодолении школьной неуспешности.

      Для решения задач коррекционного обучения русскому языку, устранения выявленных нарушений  на своих занятиях использую следующие методы и принципы:

1. Преемственность начального и среднего образования в условиях ЦПМСС.

2. Дифференцированный подход в обучении.

3. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ученика, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ученика, преодоление индивидуальных недостатков развития;

- определение оптимального содержания учебного материала и его обор в соответствии с поставленными задачами.

4. Методические принципы построения учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащимися:

- усиление практической направленности изучаемого материала;

- метод необходимости и достаточности (учебный материал ввожу развернуто небольшими дозами);

- выявление существенных признаков изучаемого материала (работа выполняется с наглядным образцом, указаниями учителя);

- опора на жизненный опыт, имеющиеся знания;

- систематическое повторение, неоднократное возвращение к ранее изученному;

- принцип доступности (учебный материал к занятию подбирается  в соответствии  возрасту, способностям ученика);

- метод контроля  и самоконтроля (самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группах);

- принцип индивидуализации методических приемов в подходе к ученику

(надо дать возможность каждому ученику найти свою образовательную траекторию, стать раскрепощенным, преодолеть страх, боязнь перед учителем и сверстниками, высказывать свое мнение и пр.);

- метод моделирования (составление опорных схем, таблиц, алгоритмов для лучшего и быстрейшего запоминания правил русского языка);

- метод наглядности (использование на занятиях таблиц-помощниц, памяток, плакатов, репродукций, иллюстрированного материала, раздаточных карточек, картинного словаря и др.);

- метод занимательности (ни одного занятия, особенно с учениками начальных  классов,  не проводится без использования дидактических игр, загадок, ребусов и пр.);

- работа у школьной доски . Ученики очень любят работать у доски,  самостоятельно писать, работать с деформированным материалом, в школе им  это делать часто не позволяют. Есть случаи, когда за весь период обучения в школе, ученик ни разу не писал на доске;

  - поощрение  (хвалить ребят даже за незначительные успехи, вселять в них уверенность в преодолении трудностей);

- работа с учебником, дидактическими пособиями, справочной литературой словарями и др.

 

VI.      Коррекционно - развивающие занятия по русскому языку с    учащимися, имеющими трудности в обучении.

    Свои коррекционно-развивающие занятия по предмету в начальном, среднем и старшем звене строю на работе с предложением и текстом. Это центральные дидактические единицы, позволяющие вести обучение языку на основе построения речевого высказывания в устной и письменной форме. Считаю, что, работая с текстом, учащиеся учатся решать орфографические, грамматические, пунктуационные, лексико-семантические задачи. Анализируя текст, ребята учатся выразительному чтению, учатся различать типы речи и стиль текста. Работа с текстом позволяет решать воспитательные, познавательные, интеллектуальные задачи.

    Для развития и обогащения словарного запаса учеников, коммуникативных навыков провожу большую работу по разделу «Лексика». Толкование, этимология слова, понятия  позволяет осмыслить высказывание, текст. По этому  разделу русского языка разработано открытое занятие «Путешествие в лексику. Слово - одежда всех мыслей, всех фактов». Учащиеся любят такие занятия, принимают активное участие в их подготовке и проведении. Получилась замечательная выставка работ учеников «Рисуем фразеологизмы».

      В целях формирования и  развития связной устной и письменной речи,  творческих способностей учеников провожу обучающие изложения и сочинения. Перед написанием  изложения или сочинения проводится большая подготовительная работа: составляется план, ведется лексическая, орфографическая и пунктуационная подготовка, составляются рабочие материалы.

     Свои  творческие работы ребята красочно оформляют, делают к ним зарисовки.  

    Формированием связной устной и письменной речи учащихся занимаюсь давно. Мной написана теоретическая работа «Формирование самостоятельной письменной речи у детей, имеющих трудности в обучении.  Обучение изложениям разных видов учащихся 4-5 классов».  В ней представлена исследовательская работа потенциальной готовности учащихся, имеющих проблемы в развитии, к овладению навыками самостоятельной письменной речи; разработана коррекционно-развивающая программа, даны методические рекомендации по обучению изложениям учащихся 4-5 классов с проблемами в развитии.

VII.       Роль родителей в процессе коррекционного обучения и воспитания.

       

      Без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекционной работе недостижим.

      В самом начале коррекционно-развивающих занятий по русскому языку учитель должен разъяснить родителям  их роль в коррекционной работе. Родители должны четко понимать, что педагог ЦПМСС оказывает ученику и его семье консультативную помощь, инструктирует о методике занятий, контролирует ход исправления нарушений.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных учеником на коррекционных занятиях.

     Учитель рекомендует родителям необходимую для коррекционных занятий по предмету литературу, справочники, словари, сборники упражнений, дидактический материал.  

    Часто родители, в силу своей некомпетентности и необразованности, не  могут объяснить ребенку изучаемый материал по предмету, выполнить грамматическое задание и т. д. Я в течение всего учебного года  провожу индивидуальные консультации,  тематические родительские собрания, знакомлю  с методическими приемами, алгоритмами  объяснения отдельных орфограмм, графическими обозначениями, принятыми в русском языке, составляю памятки, таблицы и др.  Привлекаю родителей к оформлению наглядных  пособий, участию в открытых мероприятиях ЦПМСС и пр.

      Одной из эффективных форм работы с родителями являются открытые занятия, на которых родители видят наглядно, в какой последовательности идет объяснение материала, какие приемы, графические обозначения используются  при выполнении заданий, упражнений и др.

     Родители должны понимать, что коррекционно-развивающие занятия по русскому языку в ЦПМСС – это не репетиторство, натаскивание ученика по определенным темам.  Коррекционно - развивающие занятия по русскому языку с учащимися, имеющими трудности обучения, - это целый комплекс мероприятий с участием всех специалистов, которые помогают ученикам преодолевать их трудности и неуспешность в школе.

VIII.         Заключение.

     

      Коррекционно - развивающие занятия по русскому языку с детьми, имеющими трудности в обучении, способствуют постепенному овладению грамотным письмом, формируют речевые навыки, содействуют преодолению недостатков их интеллектуального и личностного развития.  Ребята с желанием ходят на занятия, у них  появляется интерес к предмету, воспитывается прилежание, целеустремленность, им хочется быть успешными, вырабатывается ответственность, самостоятельность, уходит страх и скованность, повышается мотивация и пр.

     У большинства учеников, регулярно посещающих коррекционные занятия по русскому языку, отмечается положительная динамика, постепенно сокращается количество орфографических и пунктуационных  ошибок, улучшается техника чтения, обогащается словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях  по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)...

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

реализация коррекционно-развивающей направленности в обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников

Статья содержит описание типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьникоа. Вней показана особая роль уроков русского языка и литературы в развитии личности слепого и слабо...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

     В данной статье представлены возможности использования  коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...