ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья на тему

Яновская Татьяна Александровна

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. Педагогами, работающими с данной категорией детей, были разработаны серии занятий, направленные на формирование у них самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya__kak__metod_formirovaniya_kulturno.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

      ИГРОТЕРАПИЯ  КАК  МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Яновская Т.А., воспитатель

ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ»

       В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогли воспитателям, педагогам, родителям развивать детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта более разносторонне.

       Очень  важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

        Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

        Опыт работы специалистов ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ»  с детьми с нарушением интеллекта показал, что потенциальные возможности их развития довольно значительны.

        Категория детей с нарушением интеллекта, посещающих группу коррекционно-развивающего обучения в Центре «СУВАГ»  представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект, обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы.

        Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.

         От ребенка с интеллектуальной недостаточностью требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.

         По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка - это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности

возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. Педагогами, работающими с данной категорией детей, были разработаны серии занятий, направленные на формирование у них самостоятельности.

В коррекционно-воспитательной работе  основными являются следующие задачи:

  1. формирование у детей  интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и  показ этих действий взрослым;
  2. обучение детей в игре умениям  адекватно действовать с предметами быта.

Для решения этих задач были созданы специальные педагогические условия:

  -  адекватная предметно-развивающая среда;

  -  интересная игровая ситуация для ребенка в совместных действиях со взрослым.

Для реализации первого условия были подобраны предметы и игрушки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик и т.д.); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды; игровые модули: кухня, магазин; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок.

Для соблюдения  второго условия возникла необходимость организации и проведения игр с ребенком при использовании сюжетных игрушек: например, «Умываем куклу», «Готовим обед для кукол», «Уложим мишку спать», «Соберем куклу на прогулку», «День рождения», а также игр с реальными предметами, которые направлены на овладение ребенком действий по отношению к себе: сам умывается, ест и т.д. При этом использовались следующие игры: «Водичка-водичка умой мое личико», «Мыльные перчатки», «Встречаем гостей» и другие.

Отметим основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков  у детей.

Первое направление.

Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

- уметь различать  предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи  пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу;

- знать, что нельзя есть немытые ягоды, овощи, фрукты.

Второе направление.

Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.);

- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться  полотенцем.

Третье направление.

Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, убирать и мыть после еды посуду;

- уметь заправить за собой постель,  при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать  полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;

- приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.

Четвертое направление.

Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.

Пятое направление

Формирование навыка адекватного поведения. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми;

- учить детей помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания, делиться друг с другом.

Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, являются следующие:

- совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);

- подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);

- по показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок затем действует самостоятельно).

Отметим, что все эти способы обучения ребенка самостоятельности использовались в сочетании с речевой инструкцией, которая должна быть четкой, лаконичной, состоящей из трех-четырех слов. Например: «Кукла хочет есть. Будем кормить куклу. Вот ложка. Возьми ложку в руку и т.д.».

Таким образом, вначале использовались совместные действия руками ребенка, потом помощь в использовании этих действий через показ, указательный жест, словесную инструкцию.

        Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать метод игротерапии, которая  является для малышей наиболее подходящей формой коррекционного обучения.            Игротерапия не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе игротерапии дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

            Любая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

             Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

             Игротерапия направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача

обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

          Игротерапия хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

          В игротерапии применяют три основных вида игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.

           В играх с куклами у дошкольников с нарушенным интеллектом формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.

          Чтобы научить ребенка мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

          Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например - Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».

           При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Обучение проходит в естественной обстановке.

            Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствующие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».

            Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также

используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.

           Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.

          Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

           Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием

успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей

к программному материалу, способствует стабильности их действий.

            Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

            Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

            Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий - четвертый раз).

            Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.

               Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими внутри нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других органов. Ведь недаром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены. Все, что

требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого нужно маркировать каждому ребенку предметы пользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) одной меткой. Можно использовать яркие картинки (флажок, елочка, морковка, грибок и т.д.). В первое время пребывания ребенка в группе необходимо познакомить детей с его картинками и предметами, объясняя их назначение. Знакомство ребенка  с умывальной комнатой проводится в присутствии его мамы. Нужно показать ребенку  и его маме полотенце, вешалку для него, мыльницы, где лежит мыло и т.д. Предложить, чтобы мама с ребенком помыли руки, потрогали полотенце и вытерли руки. Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей зависит отношение ребенка  к разумным гигиеническим процедурам.

           На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять, что пользоваться нужно только своими. А чтобы в жизни стало реальностью, туалетную комнату нужно сделать рациональной и удобной для детей (туалетная бумага в том месте, где дети обычно сидят на унитазах, расчески возле зеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин).

           Стало очевидным, что ребенку легче усвоить то, для чего нужен определенный предмет, чем освоить само действие с этим предметом, и именно действию с предметом уделялось большое внимание в обучении.

После проведения обучения детей определенным навыкам важно требовать от них самостоятельного выполнения этого умения в процессе режимных моментов в условиях группы и семьи. Практика показывает, что у детей существенно меняется отношение к использованию ложки в процессе еды; к процессу одевания и раздевания; умыванию; у них появляется аккуратность и желание правильно, выполнять определенные действия. Любое стремление ребенка к самостоятельности следует поддерживать похвалой и положительной оценкой в среде близких людей.

          Таким образом, отметим, что применение игротерпии  в формировании культурно-гигиенических навыков  у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение культурно-гигиеническими навыками помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А.,  Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997
  2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение,1991.
  4. Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007.
  6. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья

Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС.  Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения н...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ТМНР"

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и вып...

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...