Совместная работа семьи и школы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему

Павлова Татьяна Олеговна

Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС.  Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встаёт проблема освоения навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Павлова Татьяна Олеговна,

учитель,

ГКОУ  Школа № 2124

«Центр развития и коррекции», г. Москва

Долго я шагаю по пути профессии учителя,  которым   работаю  уже более 40 лет. С  уверенностью могу сказать, что занимаюсь любимым, интересным, важным и полезным делом, т.к. работаю  с особенной категорией учащихся, называемых сегодня детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для меня важен, интересен и неповторим каждый мой ученик, который  является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и  требующей к себе особого индивидуального   подхода.  

В наше время   педагогу  следует обладать высоким мастерством, чтобы обучать  ребенка с ОВЗ:  помочь ему вырасти, сориентироваться и приспособиться  к  жизненным условиям,  научить владеть  его приемлемыми и эффективными способами поведения в социуме.

Наши учащиеся имеют сложную структуру нарушений ЦНС.  Из этого следует, что перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встаёт проблема освоения навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки, педагоги, начинают формировать у учащихся с первых классов, активно привлекая к помощи и родителей.  Работая почти 40 лет в данной школе и почти 15 лет с детьми, имеющими умственную отсталость со сложной структурой дефекта,  я заметила, что успешность и эффективность в преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями – процесс, растягивающийся на долгие годы. И  зависит он от множества факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей,    педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой категории     детей, их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма. Научить таких детей читать, писать и говорить - необходимо, но главное обучить их  бытовым, хозяйственным, трудовым и социальным навыкам.

В настоящие мы, педагоги специальных  коррекционных школ и родители имеют возможность обратиться к ряду программ и других изданий, помогающих сориентироваться в содержании трудового воспитания детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. В них выделяются общие направления трудового воспитания детей и некоторые навыки, задания, поручения, которыми должны овладеть эти дети.

Однако, как видно из опыта работы, то что, для одного ребенка является уже пройденным этапом, другому может быть еще недоступно. Поэтому, обычно возникает необходимость разработки индивидуальных программ, в особенности, если трудовые навыки формируются у ребенка с тяжелой степенью умственной ограниченности.

Чтобы определить задачи и содержание конкретного этапа формирования необходимых навыков, нужно знать реальные  возможности ребенка в овладении ими. Для этого с родителями каждого ученика на начальном этапе обучения я проводила индивидуальные беседы с целью выявления особенностей каждого ребёнка, а затем проводилась определенная диагностическая работа. Для ее облегчения я составила и в дальнейшем использовала специальные таблицы, предназначенные для общей оценки состояния изучаемых навыков самообслуживания,  гигиены и хозяйственно-бытового труда. Эти таблицы дают необходимую информацию для определения тактических и стратегических задач обучения указанным видам труда.

Замечено, что овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (и тем самым облегчает  деятельность по уходу за ребенком), но и способствует укрепление его уверенности в своих силах, а, в дальнейшем и продвижению в психомоторном развитии. Поэтому формирование у детей с ОВЗ базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы, как в школе, так и в семье. Опыт показывает, что у детей с тяжелой умственной ограниченностью и со сложной структурой дефекта возможно формирование следующих навыков: гигиены тела (с помощью взрослых); пользования туалетом; приема пищи; правильного обращения с продуктами питания; одевания и раздевания (с частичной помощью взрослых); обувания и снятия обуви (с помощью взрослых), ухода за одеждой и обувью, поддержания порядка в помещении и его уборки (под контролем взрослых), ухода за комнатными растениями, уборки территории(под контролем взрослых), труда  на  участке  школы(под контролем взрослых), а в условиях семьи - на приусадебном, дачном участке по выращиванию цветов и сельскохозяйственных растений,  выполнения мелких покупок (под контролем взрослых), выполнения некоторых других навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.

Все указанные направления трудовой подготовки рекомендуется для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости  в качестве основных.

Однако,  овладение столь разнообразными навыками происходит в разные и часто значительно отличающееся сроки даже в условиях специального обучения. Поэтому необходимо уточнять его содержание применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование рекомендуемых ниже  таблиц мониторинга сформированности навыков уч-ся.

(Диагностика проводится в условиях школы и семьи)

Таблица (образец)

Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд

Результаты освоения навыков

Самообслуживание

и хоз.быт.навыки.

(указать какие навыки проверяются)

Актуальный

уровень

развития

Зона

ближайшего развития.

Ниже зоны ближайшего

развития.

Примечание

1

2

3

4

5

Составление, заполнение и использование таблиц мониторинга

Левая сторона таблицы (Графа 1) рекомендована для общей оценки состояния трудовых навыков, содержит перечень основных изучаемых навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен педагогом или родителями ребенка. Например, если он готов к овладению или уже начал овладение относительно более сложными навыками выполнения прически, приготовления пищи, использования бытовой техники, шитья и вышивания и т.д., в перечень вносятся соответствующие изменения.

Эта таблица приведена как образец для составления аналогичных таблиц. Необходимость в их разработке возникает, когда нужно выяснить, в овладении какими конкретными приемами и действиями ребенок испытывает затруднения.

(Графа 2) таблицы - «Актуальный уровень развития», используется для регистрации оценки освоения определенных навыков, приемов, действий, которые  имеются у ребёнка на сегодняшний день (например, такое обследование я проводила в середине учебного года).

(Графа 3) - «Зона ближайшего развития» используется для регистрации оценки освоения определенных навыков, приемов и действий после обучения этим навыкам, (результаты можно записать в конце первого полугодия или в конце учебного года).

(Графа 4)-«Ниже зоны ближайшего развития»  указывает на то, что уч-ся не овладел навыками, приёмами и действиями даже после обучения. Такое обследование можно проводить в конце учебного года, когда видно, что за максимальное время приобретены лишь минимальные навыки.

 В соответствующую графу проставляется любой удобный для пользователя знак. Например:

-навыки сформированы полностью +  

- навыки сформированы частично  +

- навыки  не формируются        -

Работая с такими таблицами можно выявить  затруднения детей  и на других учебных предметах: письме, счете, и т.д., а так же и реальные перспективы их преодоления.

Таблицы мониторинга могут составляться и заполняться как педагогом  и родителями. Предварительно их знакомят с программой по таким предметам образовательных областей, как гигиена, самообслуживание и домоводство и даётся на дом задание по отработке навыков самообслуживания в условиях семьи. Такая совместная работа позволяет не только в общем виде оценить состояние навыков самообслуживания и  хозяйственно-бытового труда, но и определить дальнейшее содержание обучения этим навыкам в условиях семьи и школы. Регулярное ведение таблицы мониторинга позволяет также выявить обучаемость ребенка, его возможности в усвоении специально формируемых навыков. Если ребенок эпизодически посещает школу (т.е. находится на надомном обучении), рекомендуется провести обучение наиболее часто используемым в быту навыкам (мытье рук, и снятия отдельных предметов одежды или других).

Некоторые условия успеха

Французский и педагог, и  создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения Э. Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «... и мог, и знал, если бы только он хотел, но вся беда в том, что он, прежде всего, не хочет».

Формируя у ребенка с ОВЗ трудовые (и любые другие) навыки и умения, необходимо добиться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное отношение, ободряющие общение, поощрение малейших успехов, игровые моменты. Заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание съесть бутерброд после обучения, как  его приготовить) и т.п. По мере овладения теми или иными навыками нужно обеспечить формирование привычки использовать их без помощи взрослого.

Еще раз хочу подчеркнуть, что желаемых результатов можно достичь только при совместной работе учителя и родителей. В нашей школе это сделать ещё легче, т.к. один учитель берёт 1-ый класс и ведёт его до 9-го класса. Но не стоит забывать некоторые правила:

1.        Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  

2.        Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

3.        Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:

•        способствование  единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей;

•        созданию комфортных условий для ребенка в семье;

•        всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

В заключение хочется добавить слова В. А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Список литературы:

1. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Книга для учителей и     родителей/ И.П. Брязгунов. - М.: Просвещение, 1992. – 236 с.

2. Долотина О.П.  Марафон здоровья // Начальная школа. – 2006.- № 8.- С. 100 - 103.

3. Зайцев Г.К. Твоё здоровье/ Г.К. Зайцев. -  СПб.: 2002.  

4. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника/ А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение,  1988. – 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКЛОЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. ...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...

Формирование культурно-гигиенических навыков по самообслуживанию у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережн...