Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».
опыты и эксперименты

Кунцман Лариса Павловна

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки я  начинаю формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ОС(К)ОШ №19VII-VIII видов г.Октябрьский

Доклад на ШМО

по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания  у детей с ограниченными возможностями здоровья».

              Подготовила воспитатель:

                                            Кунцман Лариса Павловна

г.Октябрьский 2012-2013 уч.год

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки я  начинаю формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:

•  гигиенические навыки;

•  навыки культуры еды;

•  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего

   пользования;                

•  навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

При  формировании навыков самообслуживания  я  обязательно учитываю особенности развития таких детей.

     Я  применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую  словесную инструкцию  и коррекцию действий детей.  Обучающиеся знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов. Моя помощь  достаточно разнообразна:

•  устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

• демонстрационная - показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

• наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

• физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

 Формирование навыков самообслуживания включает в себя:

  1. Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е.«Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали.

Эти навыки закрепляются постоянно;  учу и слежу, чтобы  пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками, в родной школе №19 у нас это практиковалось.

  1. Формирование навыков мытья рук.

Учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении использую совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.

  1. Формирование навыков одевания.

Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Эмилю все равно, как одета шапка, в какую сторону повернута, никогда не поправляет куртку и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.

  1. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекаю детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учу поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду.  Закон- «У каждой вещи есть свое место!»

Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги,  мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.),

Самое главное- учу испытывать  чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.  

Важное значение при формировании навыков самообслуживания имеет постоянное подбадривание и поощрение, потому что они дают ребенку чувство уверенности.  При этом можно рассказать об ошибках, дать совет как с ними справиться в дальнейшем.

     Таким образом, работа по формированию навыков самообслуживания направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на приобретение знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, на адекватное поведение в социуме.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Доклад на тему: «Труд, как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Материал поможет педагогу подготовить дет...

Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; ...

Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

В докладе раскрываются основные направления социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья, описан пример формирования навыка мытья рук у детей, показана роль семьи в этой...