Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
материал

Шилова Елена Николаевна

В докладе раскрываются основные направления социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья, описан пример формирования навыка мытья рук у детей, показана роль семьи в этой работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

         Основной задачей современного образования детей с ограниченными возможностями является обеспечение развития личности ребенка, которое превращает его в субъект собственной жизнедеятельности.

Значительная часть детей с проблемами в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий особенности развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.

Важнейшим элементом системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями являются занятия по социально-бытовой ориентировке.

СЛАЙД 2

Социально-бытовая ориентировка (СБО) - комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Такие занятия входят в программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, реабилитационных центров социального обслуживания населения, включаются в программы центров раннего развития детей, дошкольных образовательных учреждений.

Основные направления формирования у детей социально-бытовых навыков

СЛАЙД 3

Самообслуживание и элементарное жизнеобеспечение - умение последовательно и правильно одеваться, застегивать кнопки и пуговицы на одежде, шнуровать обувь, умение ухаживать за собой, за своим лицом, телом и волосами, умение пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться, чистить зубы и т. п.

СЛАЙД 4

Коммуникация в разнообразных формах её проявления, правила поведения в обществе, социальное взаимодействие с окружающим миром: умение правильно приветствовать другого человека, умение презентовать себя, умение быть тактичным и вежливым, умение достойно держаться в обществе в различных местах и ситуациях, умение вести комфортную для всех беседу, умение слушать и слышать другого человека.

СЛАЙД 5

Трудовая деятельность:

Хозяйственно-бытовой труд – это содержание в порядке своих игрушек, протирание их сырой тряпкой; мытьё, протирание мебели от пыли, стирка, накрывание на стол, уборка посуды после еды; мытьё посуды, подметание и мытьё пола, умение пользоваться пылесосом, приготовление пищи, проявление заботы и оказание помощи родным и близким.

Ручной труд – рисование, лепка, аппликация, конструирование, вязание, вышивание, шитье.

Труд в природе – уход за домашними животными и растениями.

Социально-бытовая ориентировка детей с ограниченными возможностями существенно затруднена. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере спонтанно и непроизвольно, дети с ограниченными возможностями не всегда могут самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности таких детей социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

СЛАЙД 6

Изучение СБО детьми и подростками с ограниченными возможностями направленно на достижение следующих целей:

- практическая подготовка обучающихся с проблемами в развитии к решению различных жизненных задач;

- возможность систематично формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире;

- формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, основная цель обучения социально-бытовой ориентировке – сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением педагога правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения.

СЛАЙД 7

Занятия с детьми по социально-бытовой ориентировке организуются преимущественно в форме уроков, экскурсий, сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников. СЛАЙД 8. На коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке используются следующие методы педагогической работы: наглядные (демонстрация, наблюдение, показ способов действия), практические (обследование, упражнение), словесные (объяснение, беседа), методы эмоционального стимулирования (положительное отношение, поощрение, ситуация успеха).

Рассмотрим подробнее одно из направлений формирования социально-бытовых навыков у детей – формирование навыков самообслуживания.

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению и математике, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Попробуем ответить на этот вопрос.

Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребенка преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.

Почему малышу так трудно осваивать всякое новое действие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме представления результата, в нем есть движение, ориентировочные операции, контроль за движением. Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять действия более уверенно? Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия. Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным. Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

 

Чтобы наметить план работы с ребенком по привитию навыков самообслуживания, нужно определить,  какие из навыков уже сформированы, а какие еще предстоит сформировать, чтобы было легче ориентироваться в результатах своих наблюдений, целесообразно начертить таблицу, состоящую из граф, соответствующих разделам формирования у ребенка навыков самостоятельности.

При составлении плана нужно взять по одному навыку и вписать его в каждый столбец таблицы. При выборе заданий опирайтесь не на возраст ребенка, а на тот навык, который у него хорошо сформирован.

Правильно сформулированные задачи помогут определить:

—        направление работы с ребенком;

—        определить наличие умений или их отсутствие у ребенка.

При выборе задач педагогического воздействия рекомендуется учитывать три основных фактора:

1.        Цель, которую вы ставите перед собой, приступая к обучению (что должен учиться делать ребенок в будущем).

2.        Результат тестирования (что он умеет делать сейчас).

3.        Время и возможности, которыми вы располагаете, то есть то, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

Ваши планы должны быть реальными:

—        требования не должны быть завышенными или заниженными;

—        задача должна быть краткосрочной.

Анализ результатов тестирования позволит вам осознать потребности и возможности ребенка.

СЛАЙД 9

Что нужно сделать для того, чтобы начать процесс обучения ребенка необходимым для развития его самостоятельности навыкам?

1.        Создать обучающую среду.

Окружите ребенка предметами быта и их копиями — игрушками, используйте развивающие игры, создайте среду для общения ребенка со взрослыми и детьми.

2.        Организовать процесс обучения ребенка.

Отработка определенного навыка в партнерстве со взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно. Процесс обучения достигает своей цели в том случае, когда приятен для ребенка и приносит ему радость.

3.        Закрепить навык, доведя его до автоматизма.

Ребенок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносит ему удовлетворение, радость, уверенность в себе. Одновременно необходимо предоставить ему дидактические игрушки для закрепления отрабатываемого навыка, что позволит совершенствовать тот навык, над которым вы работали. Для ребенка очень важна реакция взрослого на результат его действий, поведение: похвала, положительная оценка, стимулирование. Все это положительно влияет на достижение результата.

Обучение навыкам самообслуживания может проходить:

—        на специально организованных занятиях;

—        в бытовых ситуациях;

—        в играх;

—        при уходе за собой и младшими детьми.

В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас — чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.

Первое, что вы должны сделать, — выбрать тот навык, который вы будете формировать.

Второе — сообщите малышу, чего вы от него хотите. Ваше сообщение должно быть:

—        кратким;

—        четким;

—        последовательным;

—        подкрепленным определенными действиями.

Третье — разделите процесс, допустим, «застегивания пуговицы» на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие этапы.

Четвертое — процесс показа выполнения действия, которому вы собираете обучить ребенка, должен быть:

—        четким;

—        неторопливым;

—        последовательным;

—        действия выполнения доведены до автоматизма.

Для сохранения познавательного интереса детей и лучшего усвоения материала и  формирования навыков взрослый может:

—        сменить игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры, цвета, формы);

—        сменить ситуацию, в которой происходит отработка навыка (на дидактическом материале);

—        перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащие другим людям;

—        закреплять навык на одежде и обуви кукол;

—        на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;

—        заканчиваем обучение на формировании навыка на одежде и обуви, находящейся на самом ребенке.

Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов:

—        от индивидуальных особенностей ребенка (есть дети с разным складом нервной деятельности: холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники);

—        от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей является главным учителем для ребенка);

—        разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно).

Пример формирования навыка мытья рук

Прежде чем приступить к мытью рук, ребенок должен научиться их вытирать.

После этого можно переходить к обучению мытья рук.

Подходящим для занятий будет обычное время умывания. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до раковины, вам может понадобиться широкая низкая табуретка.

Отрежьте от целого куска мыла часть, которая будет соответствовать размеру его ладони, так как иначе малышу будет трудно удержать мыло.

Для того чтобы мыло не падало на пол, воспользуйтесь мыльницей, мокрой тряпкой или мокрым бумажным полотенцем.

Можно пометить кран яркой цветной липкой лентой.

Если вы пользуетесь одним краном и для холодной, и для горячей воды, то сначала отрегулируйте температуру воды.

Встаньте позади ребенка и, взяв своими руками его руки, проделайте вместе с ним следующие шаги.

СЛАЙД 10

1.        Включите холодную воду.

2.        Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: «Вымой руки!»

3.        Помогите ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как ему удобнее.

4.        Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить его одной рукой держать мыло, а другую потереть об него. Потом руки можно поменять.

5.        Снова положите мыло на раковину.        

6.        Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь.        

7.        То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.        |

8.        Подставьте под воду обе руки и начните споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена.        

Скажите малышу: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран». Помогите ему выключить воду.        

Когда ребенок научится мыть руки с вашей помощью, начните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно.

Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего?

Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.

Для закрепления навыков самостоятельной еды вы можете использовать наборы кукольной посуды (чайный и столовый сервизы). Хорошо, если у вас есть возможность предложить ребенку кукольную посуду разного размера и сделанную из разного материала (пластмассовую, фарфоровую, железную). Предложите ребенку для игры «Кормление куклы» разные ложки: большую деревянную, столовую, десертную, чайную.

Дело в том, что каждую ложку ребенок будет пробовать брать разными способами (в кулак большие, а маленькие — в щепоть).

Для закрепления навыка застегивания и расстегивания «молнии», липучек, пуговиц дидактическим пособием могут служить различные виды шнуровок (в виде пуговицы, ежика с фруктами, изображения домашних и диких животных, прибитых на деревянные подставки, который ребенок может поставить перед собой на стол).

Дидактическим пособием может стать и старый детский ботинок, который ребенок шнурует вместе со взрослым или самостоятельно.

Для того чтобы игрушка была интересна ребенку, она должна быть:

—        доступна для него по сложности выполнения задания;

—        красива по оформлению;

—        находиться в поле зрения ребенка определенное время (пока интересует его);

—        количество дидактических игрушек должно быть небольшим и соответствовать четырем поставленным вами задачам по формированию навыков самообслуживания в данный момент.

Для того чтобы ребенок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, создавайте такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. Расставьте их в том месте, в котором чаще всего бывает ваш ребенок.

Понаблюдайте за игрой ребенка. Это поможет вам скорректировать педагогический процесс.

Если ребенок имеет особенности в развитии, подумайте над тем, доступен ли положительный результат в формировании навыка. Возможно ли привлечение вспомогательных средств для достижения положительного результата? Посоветуйтесь со специалистами, которые хорошо знают особенности развития таких детей.

Роль семьи в формировании у детей социально-бытовых навыков

Семья как институт воспитания важен тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, именно в ней он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Роль семьи связана с передачей детям трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.

Существуют различные функции семьи. В рассматриваемом нами аспекте интересны воспитательная и хозяйственно-бытовая.

Воспитательная. Семья – первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. Она является главной и незаменимой средой, наиважнейшим аспектом человеческой жизни. В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи, в течение всей жизни.

Хозяйственно-бытовая. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, оказывает посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства.

Изначально в семье закладываются духовно-нравственные основы человека, формируются нормы поведения, раскрываются его индивидуальные особенности.

Одним из периодов физического, психического и социального роста в жизни ребенка, формирование которого как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором главную роль играет семья, является дошкольный возраст. Опыт дошкольника, приобретенный в своей семье, является единственным критерием его отношения к социальной среде.

Развитием у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умении выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке и другими подобными вопросами изначально занимается семья.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, где будет чувствовать себя полноценным его членом. Овладение разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни (в самообслуживании, хозяйственно-бытовой сфере и в других видах деятельности), их совершенствование состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

Именно родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Формирование социально-бытовых навыков необходимо начинать с самого раннего возраста.

С момента рождения ребенка родители заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг его обязанностей, однако только правильного ухода за ним становится недостаточно.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овладевал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале это делается с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом выполняет эти навыки все увереннее и правильнее.

СЛАЙД 11

Для этого родителям необходимо:

1.        Стать для ребенка личным примером в реализации социально-бытовых навыков.

2.        На начальном этапе развития любого навыка осуществлять регулярное повторение в одном и том же порядке одних и тех же действий, под постоянным наблюдением.

3.        Подключать детей с самого раннего возраста к бытовой деятельности с помощью мелких поручений: мыть картошку, приготовить вещи для стирки, помогать сервировать стол и т.д.

4.        Поддерживать единство требований со стороны взрослых, окружающих ребенка.

5.        Предоставлять ребенку возможность выполнять действия самостоятельно, даже если на это уходит много времени.

6.        Строить взаимодействие на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи.

7.        Поощрять ребенка за выполненный навык и стимулировать его к дальнейшим действиям.

8.        В случае необходимости обращаться к педагогам и специалистам за информацией по вопросам формирования социально-бытовых навыков у детей.

Таким образом, семья – это единственный воспитательный институт, воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно родители в первую очередь должны уделять внимание развитию социально-бытовых навыков у детей. И специально организованные образовательные, социальные службы могут помочь родителям наиболее полно и эффективно справиться с этой задачей при возникновении у них затруднений.

СЛАЙД 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья

При обучении младших школьников  с ограниченными возможностями здоровья  в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов...

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.

В этой статье представлено обобщение опыта работы по формированию сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Раскрываются основные этапы работы по формированию сенс...

Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...