Годовой отчет
методическая разработка по теме

Паплевина Наталья Николаевна

Годовой отчет учителя-дефектолога за 2011-2012 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.otchet_def_2012.doc774 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД   КОМПЕНСИРУЮЩЕГО  ВИДА  ДЛЯ ДЕТЕЙ  С  НАРУШЕНИЯМИ  ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО  АППАРАТА  № 1892


ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

ПАПЛЕВИНОЙ  НАТАЛЬИ  НИКОЛАЕВНЫ


[Ф.И.О.]

за 2011 – 2012 учебный год

Дата представления отчета

Отчет принял

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Образование:

Год окончания учебного заведения, полное название учебного заведения, серия, номер диплома

2009г.,  Московский Государственный Гуманитарный университет  им. М.А.Шолохова

серия: ВСГ, номер: 2270078

Специальность по диплому

олигофренопедагогика

Квалификация  по диплому

учитель - олигофренопедагог

2. Стаж:

Общий

26 лет

Педагогический (дата начала работы)

4года (01.09.2007г.)

Специальный (дата начала работы) (стаж работы в должности учителя-дефектолога)

4года (01.09.2007г.)

Работы в образовательном учреждении, (дата начала работы)

12 лет (октябрь 1999г.)

3. Квалификационная категория, дата аттестации

первая, май 2011г.

4. Курсы повышения квалификации

Год, месяц окончания

29 апреля  2011г.

Образовательное учреждение (МИОО, МГПУ, др.)

МГПУ

Тема (программа) курсовой подготовки

Организационно-управленческие основы инклюзивного образования.

Количество часов

72 часа

5. Экспериментальная площадка ОУ (городская, окружная)

-

Тема экспериментальной площадки

-

Ваше участие в ЭП

-

6. Самообразование

Тема самообразования

«Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов»

Представление опыта по теме самообразования (форма, где, когда, для кого)

Описание опыта работы, подготовка раздаточного материала по теме + презентация. Проведение мастер-класса для специалистов ГБОУ №1892,  апрель 2012

Какие проблемы Вы планируете обсудить с коллегами на научно-методических объединениях (что узнать и чем поделиться) Пути  решения  трудностей в обучении  учащихся 1-4 классов с ОВЗ.

Ваши пожелания на следующий учебный год

Поиск нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Ваши предложения в перспективный план на 2012-2013 учебный год

Формирование орфографической зоркости учащихся младших классов

Участие в конкурсе «Сердце, отданное детям» - планирую участвовать в 2012-2013уч. году

Использование на занятиях ИКТехнологий – не использую

Владение компьютером – да

Нужны компьютерные курсы - нет


II. АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

Указать сроки проведения диагностики в течение года.

I – я  (1-15 сентября)       II – я (15-30 декабря)   III – я (15-30 мая)

Направление диагностического обследования (внимание, память, мышление и др.)

Используемые диагностические методики (название)

Автор

ДОШКОЛЬНИКИ:  

1. Сруктурное подразделение «Лекотека» - 12 детей со сложной структурой дефекта(ДЦП+сочетанные заболевания),

2. ГКП «Особый ребенок» -5 детей со сложной структурой дефекта (ДЦП+сочетанные заболевания; 2-е детей с синдромом),

3. ГКП для детей с отклонениями в развитии - 12 детей с нарушениями опорно-

                                                                                                     двигательного аппарата,

4. 9 группа полного дня пребывания – 3 ребенка с ЗПР

1.Слуховое восприятие

2.Зрительное восприятие

3.Развитие общих движений

4.Развитие движений руки

5.Предметная деятельность

6.Активная речь

7.Пассивная речь

8.Навыки самообслуживания

9.Социально-коммуникативные навыки

10.Социальное развитие

ПРОГРАММА  РАННЕЙ  КОМПЛЕКСНОЙ  ДИАГНОСТИКИ  УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА

Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет

Л.И.Аксенова

Н.Ш.Тюрина

Е.В.Шкадаревич

Е.О. Смирнова

УЧАЩИЕСЯ 1-4 КЛАССОВ – 9 детей с ОВЗ.

1.Формирование учебной деятельности.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие пространственной ориентировки.

4.Развитие слухового восприятия.

5.Развитие мелкой моторики.

6.Развитие памяти.

7. Развитие мышления.

8.Развитие устной речи.

9.Развитие языкового анализа и синтеза.

10.Развитие количественных представлений.

Рабочая программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста

(Методика «10 слов»,

«Корректурные пробы»,

«Таблицы Шульте»,
Мето дика воссоздающего воображения,

Тест умственного развития младшего школьника (ТУРМШ),

Нейропсихологические методики,

Тест С.Д.,

Тест Векслера,

Исследовани словесно-логического мышления,

Исследование прогностической деятельности,

Кубики Кооса,
Матрицы Равенна)



Диагностика и коррекция внимания и памя ти школьников 

Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся

Обследование младших школьников с дизорфографией:

А.Р. Лурия;

Бурдон, Н.И. Озерецкий

П.А. Шеварева

 Борисова Е.М. Арсланьян В.П.;

 Е.Д. Хомская, (альбом), Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина,
Забрамной,

Э.Ф. Замбацявичене;
Л.И. Переслени;

Яковлева Е.Л.

А.С.Метелица,

Е.А.Харитонова

Т.В. Волосовец,

Е.Н. Кутеповой.

  1. КОРРЕКЦИОННОЕ

2.1.

Направления коррекционной работы

Используемые коррекционно-развивающие методики (название)

Автор

Коррекционная работа с дошкольниками

1.Слуховое восприятие

2.Зрительное восприятие

3.Развитие общих движений

4.Развитие движений руки

5.Предметная деятельность

6.Активная речь

7.Пассивная речь

8.Навыки самообслуживания

9.Социально-коммуникативные навыки

10.Социальное развитие

  1. «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
  2. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста.
  3. Пальчиковая гимнастика с предметами.
  4. Игры и занятия для малышей.

  1. Речевое развитие дошкольников.

      6.  Волшебный мир звуков и слов.

О.В. Закревская

Э.Г.Пилюгина

Т.В.Гордеева

А.Ануфриева,

О.Митюкова

М.М.Алексеева,

В.И.Яшина

Е.А.Пожиленко

                      Коррекционная работа с уч-ся 1-4 классов

1.Формирование учебной деятельности.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие пространственной ориентировки.

4.Развитие слухового восприятия.

5.Развитие мелкой моторики.

6.Развитие памяти.

7. Развитие мышления.

8.Развитие устной речи.

9.Развитие языкового анализа и синтеза.

10.Развитие количественных представлений.

1.  Методика интеллектуального развития  младших школьников  на уроках русского языка.

2.  Оптическая дисграфия.

3.   Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении.

4.   Профилактика школьных трудностей у детей.

5.   Мы читаем и играем.

6.   Зачем нужна грамматика.

7.   Развитие логического мышления детей.

8.   Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

9.   Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10.   Играя, учимся математике.

11.   200 упражнений для развития письменной речи.

12.   Контроль знаний в системе коррекционного обучения.

Г.А.Бакулина

Е.А.Обухова

Н.В.Дембицкая

Е.В.Мазанова

В.В.Гладкая

О.А. Степанова

И.Р.Калмыкова

И.В.Гуркова

Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов

О.М.Коваленко

Л.В.Забрамная, Е.С.Ренизрук

Л.Чилингирова, Б.Спиридонова

Е.В.Юрова

Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова, М.Б.Хабибулина

2.2

Раздел программы (направление коррекционной работы)

Уровень развития детей (в %)

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Коррекционная работа с дошкольниками

     Лекотека

Особый ребенок

ГКП

для детей с отклонениями

в развитии

1.Слуховое восприятие

17

20

18

21

20

35

2.Зрительное восприятие

16

18

19

25

18

34

3.Развитие общих движений

11

15

13

18

21

38

4.Развитие движений руки

13

18

15

21

24

42

5.Предметная деятельность

12

16

14

18

20

40

6.Активная речь

13

17

12

16

24

43

7.Пассивная речь

17

25

18

25

26

46

8.Навыки

Самообслуживания

15

19

14

20

20

30

9.Социально-коммуникативные навыки

14

18

15

19

22

32

10.Социальное развитие

15

19

16

18

22

30

Коррекционная работа с уч-ся 1-4 классов

(см.приложение  Мониторинг)

1.Формирование учебной деятельности

10

30

0

0

70

10

2. Развитие зрительного восприятия

0

70

10

0

100

0

3. Развитие  пространственной ориентировки

10

25

0

0

90

0

4. Развитие слухового восприятия

10

45

0

0

75

10

5. Развитие мелкой моторики рук

10

35

0

0

90

0

6. Развитие памяти

10

25

0

0

90

0

7.Развитие мышления

10

90

0

0

10

0

8. Развитие устной речи

10

35

0

0

75

0

9. Развитие языкового анализа и синтеза

10

15

0

0

75

0

10. Развитие количественных представлений

10

35

0

0

85

0

  1. КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ

  1. Работа с педагогами

Вид работы

Содержание

Количество

Консультирование (проблемы детей)

 Формы и методы работы с детьми с ОВЗ

2 раза в неделю в теч. года

Совместные формы работы

 Взаимодействия с учителями начальных классов, воспитателями, специалистами

в теч.года

Разработка методических рекомендаций

- для  учителей начальных классов, работающих с детьми  с ОВЗ

- воспитателей

4

1

Другое

Совместная разработка тематического планирования учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом в ГКП «Лекотека», ГКП «Особый ребенок», ГКП для детей с отклонениями в развитии.

Динамика развития.

3

  1. Работа с родителями

Работа с родителями

Консультации

  1. Консультативно-рекомендательная (родители   уч-ся 1-4 классов по итогам  обследования в начале и конце года; в течении года для родителей детей по проблеме неуспеваемости)
  2. Лекционно-просветительная
  3. Практические занятия для родителей детей ГКП» Лекотека; ГКП «Особый ребенок»; ГКП для детей с отклонениями в развитии.

Выступления на родительских собраниях

  1. Результаты обследования на начало учебного года
  2. Результаты обследования на конец учебного года
  3. Динамика
  4. Рекомендации в течении года по проблеме неуспеваемости

Разработка методических рекомендаций

Рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья  дошкольников и младших школьников (физминутки, применение тактильно-кинестетической стимуляции на  занятиях с детьми, задания на развитие межполушарного взаимодействия и т.д.)

Школа для родителей

Открытые мероприятия, практические рекомендации, мастер-классы

Другое

 Взаимодействие  родителей и учителя-дефектолога на всех этапах образовательного процесса и внеурочной деятельности.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

Указать мероприятия (семинары, конференции, заседания ПМПк, педагогические советы, круглые столы, мастер-классы и др.) степень и форму участия.

Международные, российские, городские, окружные мероприятия, мероприятия на уровне ОУ

Название мероприятия

Степень участия в

мероприятии

Форма участия в мероприятии

Организа-тор

Участник

Ведение

Выступле-

ние

Тезисы

Посеще-ние

Семинар-практикум ( на базе ГОУ детский сад компенсирующего вида   №2162) «Комплексный подход в работе специалистов с детьми раннего возраста»

 (13 декабря 2011г.)

+

+

     Семинар

 на базе ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни» по теме: «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в школе», где демонстрировался «Опыт Германии по внедрению модели инклюзии в стране» 

(14 декабря 2011г.),

+

+

   Круглый стол

 на базе МГПУ по теме: «Раннее выявление отклонений в развитии и проблема стандартизации психолого – педагогических заключений», 

Получен сертификат

(15 декабря 2011г.),

+

+

Конференция (на базе ГБОУ №1892)по теме : «Знаете ли Вы своего ребенка» 

(22 декабря),

+

+

+

+

+

Мастер-класс 

Открытое занятие для воспитателей  9-ой группы ГБОУ №1892) «Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов» 

(12 февраля)

+

+

+

+

+

+

Семинар на базе

ГБОУ ЦППРиК «Солнечный луч» по теме: «Ведение документации в структурном подразделении «Лекотека».

(17 марта)

+

+

+

+

Окружные педагогические чтения (на базе  ГБОУ СОШ № 469)

«Актуальные проблемы комплексного подхода психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и пути их преодоления»

(27 марта)

+

+

+

+

+

                                                 Дата заполнения         18.04.2012 г.                        

                                             Подпись                                           /Н.Н.Паплевина/

Дефектологические группы были укомплектованы в сентябре 2011 года.

Это:

- ГКП «ЛЕКОТЕКА» (12 детей со сложной структурой дефекта).

 из них:

                                       -Органическое поражение ЦНС-3 ребенка,

                                       - ДЦП- 10 детей,

                                       - ЗПР- 1 ребенок,

                                       - ЗПМР- 2 ребенка,

                                       - ЗПРР – 8 детей,

                                       - ЗРР – 2 ребенка

                                       - Гидроцефалия – 2 ребенка,

- ГКП «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» (5 детей со сложной структурой дефекта),

из них:

                - Органическое поражение ЦНС-2 ребенка,

                - ДЦП – 3 ребенка,

                - ЗПМР – 2 ребенка,

                - ЗПРР –  3 ребенка,

                - ЗРР – 2 ребенка

                - Дети с синдромом – 2 ребенка.

- ГКП детей с отклонениями в развитии (12 детей с нарушениями ОДА)

- 9 группа детского сада (3 ребенка),

 из них:

                - ЗПР – 1 ребенок,

                - ЗПМР – 1 ребенок,

                - ЗПРР – 1 ребенок.

- учащиеся 1-4 классов (9 детей)

 из них:

               - ДЦП – 5 детей,

               - Орг.пор. ЦНС – 2 ребенка,

               - ММД – 4 ребенка,

               - ОНР- 6 детей,

               - Дизартрия – 6 детей,

               - Дисграфия – 5 детей,

               - ФФНР – 4 ребенка.

По результатам обследования детей на конец учебного года выявлено:

        Значительные улучшения у всей группы кратковременного пребывания  для детей с отклонениями в развитии.

Проведено – 853 подгрупповых занятий.

С дошкольниками 9 группы проводились  индивидуальные   занятия,  направленные  на развитие познавательной деятельности.

Проведено – 213 индивидуальных занятий.

В ГКП «ОСОБЫЙ  РЕБЕНОК» - значительные улучшения у Чихачевой Маши, Хомутской Даши, Чекутовой Лизе.

Проведено – 835 индивидуальных занятий.

В структурном подразделении «ЛЕКОТЕКА»

  1. у 3-х  детей – значительное улучшение (Верейкина Вероника, Исаева Ника, Поляков Игорь);
  2. у 8-х  детей – улучшение;
  3. у 1-го ребенка незначительное улучшение (Николаев Гриша)

Проведено – 1284  индивидуальных занятий.

С учащими 1-4 классов   на  начало I –го полугодия выявлены следующие трудности :

-   слабая мотивация учебной деятельности,

-   нарушение пространственной ориентировки,

-   слухового восприятия,

-   памяти,

-   устной речи,

-   языкового анализа и синтеза,

-   количественных представлений.

Выбраны следующие направления коррекционной работы:

-   формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

-   развитие пространственного праксиса;

-   развитие слухо-моторной координации;

-   развитие зрительно-моторной координации;

-   развитие слухо-зрительной  и зрительно-двигательной координации,

-   развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

-   заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

-   актуализация и закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова;

-    зрительно слуховые диктанты;

    (написание слов и  предложений после прочтения аналога),;

-   слуховые диктанты;

-   заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

-   развитие произвольности;

-  составление слогов, слов из предложенных букв;

-  чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов;

-  графические диктанты (схематическая запись слов, предложений) и т.д.

Проведено – 639  индивидуальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда. Таблица.

В отчете представлено количество учащихся, занимающихся на логопункте....

годовой отчет

годовой отчет школы...

Годовой отчет социального педагога

Примерный годовой аналетический отчет социального педагога.Цель: Создавать условия  для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного само...

годовой отчет директора

годовой отчет директора школы...

Годовой отчет о работе социального педагога с обучающимися, относящимися к СЗК

Данный отчет подводит итоги работы с данными категориями обучающихся, дает картину ситуации и помогает определить цель и задачи на новый учебный год...

Годовой отчет о проделанной работе по годовой задаче.

Целью деятельности творческой группы ДОУ является, создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию речи и познавательной активности детей через изучение методи...

Презентация Годовой отчет о проделанной работе по годовой задаче «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»

Презентация Годовой отчет о проделанной работе по годовой задаче «Развитие речи детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»...