П р о е к т положения о порядке осуществления волонтерской деятельности в школьной добровольческой команде: «Крылья надежды»
проект
Перечень представленного материала:
- Об эволюции термина «Волонтёрство».
- Положение о порядке осуществления волонтёрской деятельности в школьной добровольческой команде «Крылья надежды»
- Цели и задачи проекта добровольческой (волонтёрской) команды «Крылья надежды».
«Волонтеры — это люди, делающие что-либо по собственной воле, по согласию, а не по принуждению.Что они могут действовать как в государственных, так и в частных организациях медицинской и образовательной сфер или сферы социального обеспечения либо являться членами добровольческих организаций. Важно также и то, что «деятельность волонтерских организаций часто связана с благотворительной деятельностью и милосердием».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontyorstvo.docx | 73.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА
№ 486 ЦОУО ДО г. Москвы (ГБОУ СКОШ №486)
П р о е к т положения
о порядке осуществления волонтерской деятельности
в школьной добровольческой команде: «Крылья надежды».
Составила: учитель-дефектолог ПАВЛОВА Т.О.
Перечень представленного материала:
- К вопросу об эволюции термина «Волонтёрство».
- Положение о порядке осуществления волонтёрской деятельности в школьной
добровольческой команде «Крылья надежды»
- Цели и задачи проекта добровольческой (волонтёрской) команды «Крылья надежды».
- Литература.
К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ТЕРМИНА «ВОЛОНТЁРСТВО»
Социальная работа в России приобрела статус профессиональной деятельности сравнительно недавно — с начала 90-х гг. XX в. С этого же времени началась подготовка специалистов этого профиля.
Широко известно, что понятия «волонтер» и «волонтёрство» происходят от фр. Volontair— добровольный. Оно в свою очередь- от лат.Voluntarius,volontas— добрая воля, и равно значны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество», понимаемым как добровольческая деятель ность. Анализ справочной литературы, изданной в России на протяжении продолжительного периода времени, показывает, что понятие «волонтер» воспринималось исключительно в воен ном контексте. Так, энциклопедический словарь Ф.А. Брокгау за и И.А. Ефрона, изданный в России более века назад, опреде лял волонтера как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся» [1, с. 83].
Справочные издания, появившиеся в России в последние полтора десятилетия, демонстрируют некоторые перемены в подходах к понятиям «волонтер» и «волонтерство». В толковом словаре современного русского языка волонтер — это тот, «кто добровольно участвует в каком-либо деле (обычно новом, трудном…..)». Среди фундаментальных справочных изданий последних лет следует назвать Большой толковый словарь официальных тер минов. Его авторы поместили в словаре статью «Добровольче ская деятельность (волонтерство)», где записано, что это «до бровольная, безвозмездная, социально значимая деятельность физических лиц — добровольцев, реализуемая от лица и / или по поручительству негосударственной некоммерческой ор ганизации».
Читатели могут узнать, что «волонтеры — это люди, делающие что-либо по собственной воле, по согласию, а не по принуждению. Что они могут действовать как в государственных, так и в частных ор ганизациях медицинской и образовательной сфер или сферы социального обеспечения либо являться членами добровольче ских организаций.
Важно также и то, что «деятельность волонтерских орга низаций часто связана с благотворительной деятельностью и милосердием».
Важен вопрос о мотивации волонтеров.
- Убеждения нравственного характера;
- Потребность в общении, активности;
- Потребность в реализации своих способностей;
- Потребность в общественном призна нии;
- Желание приобрести новую работу или профессию.
Волонтерские организации могут существовать в раз личных организационных формах. Например, в России, где в 1990-е гг. добровольческих объединений становилось все больше, это были благотворительные фонды, общества, ас социации, учреждения.
Получили распространение группы самопомощи, члены которых помогают друг другу решать проблемы здоровья, проблемы помощи слабым и инвалидам, проблемы одиночества и дефицита общения и др. Такие группы самопомощи могут рассматриваться как альтернативные существующим службам здравоохранения и социальной сферы. Например, ассоциации родителей детей-инвалидов существенным образом дополняют работу государственных учреждений, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Что ка сается такой организационной формы, как благотворительные учреждения, они могут действовать в виде театров, мастер ских, центров реабилитации, клубов здоровья и др.
«Успешность социальной работы на современном этапе также зависит от добровольного участия многих людей в деятельности по изменению социальной ситуации». И ещё, «во лонтерская деятельность, как проявление милосердия и чело веколюбия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке».
Что каса ется самой волонтерской деятельности, она включает «тради ционные формы взаимопомощи и другие формы гражданского участия». К волонтерской деятельности относится помощь таким категориям граждан, как престарелые люди, беспризорные дети, бездомные, люди и дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды). Волон теры работают на благоустройстве дворов и улиц, сажая цве ты, кусты и деревья, проводят уборку мусора и загрязнений, пропагандируют здоровый образ жизни, организуют благотворительные концерты и театрализован ные выступления. Волонтеры заняты благотворительной, неоплачиваемой, деятельностью.
Таким образом, анализируя отечественную и зарубежную литературу по проблемам волонтерства, следует отметить, что, термин «волонтер ство» стал означать такое явление, как благотворительность. В процессе работы волонтеры сами при обретают опыт, специальные навыки, знания, устанавливают личные контакты. Преимущества волонтерской деятельности выражаются также в том, что она может стать способом по лучения оплачиваемой работы, дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления волонтерской деятельности в
школьной добровольческой команде: «Крылья надежды»
НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
-устанавливает основы регулирования волонтерской деятельности учащихся ГБОУ СКОШ №486(VIII вида)
- определяет направления деятельности волонтеров;
-определяет возможные формы поддержки добровольного движения управляющим советом школы.
1.Общие положения:
- Волонтерская команда - самостоятельная организация, не являющаяся юридическим лицом.
- Волонтерская команда создается на базе школы из числа ее учеников.
- Волонтерская команда школы осуществляет свою деятельность
с образовательными учреждениями (ГОУ СОШ № 1950 руководитель зам. по воспитательной работе Галеева А.В.) - Состав участников и руководитель определяются приказом директора
школы на основе свободного выбора. - В своей деятельности волонтерская команда руководствуется
действующим законодательством Российской Федерации, Уставом школы,
а также настоящим положением.
2. Деятельность волонтеров направлена на:
- Приобщение молодёжи с различными состояниями здоровья (задержкой психического развития, умственной отсталостью, глубокой умственной отсталостью) в здоровое общество и социализацию в нём;
- Пропаганду здорового образа жизни;
- Пропаганду бережного отношения к школьному имуществу историко-культурному наследию Москвы;
- Защиту окружающей среды.
З. Цели и задачи деятельности волонтерской команды.
- Более глубокое освоение детьми школы и её выпускниками принципов независимой жизни посредством их вовлечения в общественную жизнь путём организации общения, посещения культурных мероприятий (общественных мест отдыха, выставок, концертов и т.п.)
- Развить новую оздоровительную среду, как фактор обновления социализации и интеграции молодёжи с ОВЗ.
Задачи деятельности волонтерской команды:
- Основная задача - профилактическая работа по улучшению психоэмоционального состояния детей и подростков с ОВЗ;
- формирование социальных навыков;
- организация деятельности добровольческих команд в других коррекционных школах района;
- использование в пропаганде различных форм деятельности:
проведение коррекционно-развивающих занятий, с применением интерактивных методов обучения, совместные праздники, конкурсы, экскурсии и т.д.
4. Основные направления деятельности волонтерской команды:
- Просветительская деятельность:
- повышение квалификации путем обучения и применения на практике новых форм работы;
- поддержка реализации программ по содействию формированию здорового образа жизни подростков и молодёжи с ОВЗ в среде;
- участие в общественно- полезной деятельности школы;
- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
- сообщение в радиогазете о своей деятельности;
- выпуск газеты, диска (или оформление стенда);
- Организация рейдов по уборке школьной территории;
- Спортивная деятельность:
- участие в различных спортивных, досуговых и оздоровительных мероприятиях;
- Шефская деятельность:
- кураторство младших классов школы, групп продлённого дня, организация временного досуга детей на переменах и в каникулярное время;
- организация просветительских и социокультурных мероприятий для родителей, детей-инвалидов и многодетных и малообеспеченных семей.
- Социальная деятельность:
-работа по организации условий для толерантного общения детей-инвалидов, их родителей и уч-ся других школ;
- Информационная деятельность:
- создание и распространение печатных материалов и фото - кино-видеосюжетов
- организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.;
5. Права и обязанности руководителя волонтерской группы
- Руководитель волонтеркой группы имеет право:
- в целях привлечения к волонтерской деятельности подростков-выпускников школы, молодежи и педагогов вести разъяснительную работу, основываясь на разделах данного Положения;
- обращаться за помощью к работникам окружных отделов образования;
- с учетом реально существующих материально-технических условий создавать профильные группы по направлениям волонтерской деятельности;
- предлагать волонтеру вид деятельности, с которым он в состоянии справиться;
- отказаться от услуг волонтера, в случае невыполнения им своих обязанностей.
- Руководитель волонтеркой группы обязан:
- организовать обучение волонтера в соответствии с выбранным направлением деятельности;
- организовать курсовое обучение волонтера с целью формирования психологической устойчивости в кризисных ситуациях;
- организовать практическую деятельность волонтера;
- создать условия для выполнения волонтером принятых обязанностей;
- разъяснить волонтеру его обязанности;
- не препятствовать отказу волонтера от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности последнего в своих возможностях;
- осуществлять контроль и нести ответственность за деятельность волонтера;
6. Права и обязанности волонтера
- Волонтер имеет право:
- исходя из своих, способностей и возможностей, выбрать направление волонтерской деятельности, предусмотренное разделом 4 настоящего Положения;
- пройти обучение по выбранному им направлению;
- осуществлять свою деятельность в составе волонтерской группы;
- отказаться от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности в своих возможностях;
- прекратить свою деятельность, уведомив об этом руководителя волонтерской группы устным заявлением.
- Обязанности волонтера:
- добросовестно овладеть знаниями, умениями и навыками ведения волонтерской деятельности по выбранному направлению;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- быть дисциплинированным, соблюдать инструкции по охране труда и указания руководителя волонтеркой группы;
- посещать общие, организационные собрания волонтерской группы;
- бережно относится к историческому наследию, окружающей природной среде и животным.
3. Цели и задачи проекта добровольческой (волонтёрской) команды «Крылья надежды».
Цели:
-развить новую оздоровительную среду, как фактор обновления социализации и интеграции молодежи с задержкой в развитии;
-создать и организовать работу волонтёрской команды «Крылья надежды» для общения для молодых людей с нарушениями интеллекта.
Задачи:
-разработать программу здоровья и общения, направленную на приобщение молодежи с нарушениями интеллекта к здоровому образу жизни через занятия спортом и включенность (адаптированность) их в здоровое общество;
-вовлечь в работу молодых людей с различным состоянием здоровья (задержкой психического развития, умственной отсталостью, глубокой умственной отсталостью) из специальных образовательных заведений(выпускников школы);
-организовать систему совместных спортивно-оздоровительных занятий для молодых людей с нарушениями интеллекта в среде подобной им молодежи, направленных на формирование социальной компетенции инвалидов;
-привлечь внимание общественности к проблемам социальной интеграции и улучшения качества жизни людей с нарушениями интеллекта посредством оздоровительного спорта и других культурно-массовых мероприятий (выступлений на концертах, участие в конкурсах и т. п).
Краткое описание проекта:
Проект предназначен для учащихся и выпускников школы с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
В современном понимании здоровый образ жизни в отношении людей с ограниченными умственными возможностями представляет собой эффективный способ социализации и интеграции их в общественную жизнь и формирования у них необходимого им стиля жизни. Усугубляет проблему осознания значения здорового образа жизни в социализации молодых людей с нарушением интеллекта тот факт, что они обучаются и воспитываются в специализированных учреждениях. Это отторгает молодежь с проблемами в развитии от общества, нарушает формирование социального опыта и правильного поведения молодежи с ограниченными возможностями здоровья в различных жизненных ситуациях. В то же время потребность в развитии социальных навыков и способа приобщения молодежи с задержкой психического и умственного развития к здоровому образу жизни и интеграции ее в здоровое общество растет с каждым годом. Появляются новые федеральные социальные программы развития, повышается их общественная значимость. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья стремятся приблизиться к физическим и творческим возможностям здоровых людей, хотят избавиться и уберечься от вредных привычек, выявить и реализовать свои способности, утвердить себя через занятия спортом ,участие в различных мероприятиях, конкурсах и т.п.
Актуальность проекта:
Участие детей и молодежи с нарушениями интеллекта в данной программе позволяет активизировать людей с ОВЗ через повышенную эмоциональность, особые нравственные чувства и убедительность примера взрослых наставников. Эта программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в соединении с выпускниками школы, формирует активную гуманистическую среду, в которой проявляются и выявляются живые нравственные приоритеты общества и отдельных людей, к открытому гражданскому и профессиональному партнерству ради дальнейшего социального развития. Гуманистические формы общения младших и старших детей-инвалидов поучительны и созидательны для обеих сторон.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия / Государственный институт «Советская энциклопедия» ; гл. ред. О.Ю. Шмидт. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. -Т. 22.
- Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Совет ская энциклопедия, 1972. - Т. 8.
- Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая рос сийская энциклопедия, 2000.
- Толковый словарь современного русского языка. Язы ковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель: АСТ, 2001.
- Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.
- Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп: АСТ, 1998.
- Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2005.
- Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1: пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...
Информация о проведении добровольческой акции «Свет в окне» в МОУ Краснопоймской средней общеобразовательной школе за октябрь – ноябрь 2011 года.
Начальнику Управления системой образованияАдминистрации Луховицкого муниципального районаВ.С.Немову. Информация о проведении добровольческой акции «Свет в окне» в МОУ...
добровольческий проект "Стань Добрым"
Добровольческий проект "Стань Добрым" сосставлен для добровольческих отрядов...
Добровольческий отряд "Черёмушки"
Реализация социального проекта занятости подростков по месту жительства в форме создания добровольческого отряда "Черёмушки". Представлена презентация деятельности отряда....
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...
Положение о формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и осуществлении текущего контроля успеваемости.
Данное положение скорректировано с учетом условий дистанционного обучения....