П р о е к т положения о порядке осуществления волонтерской деятельности в школьной добровольческой команде: «Крылья надежды»
проект

Павлова Татьяна Олеговна

Перечень представленного материала:

  • Об эволюции термина «Волонтёрство».
  • Положение о порядке осуществления волонтёрской деятельности в школьной добровольческой команде «Крылья надежды»
  • Цели и задачи проекта добровольческой (волонтёрской) команды  «Крылья надежды».

    «Волонтеры — это люди, делающие что-либо по собственной воле, по согласию, а не по принуждению.Что они могут действовать как в государственных, так и в частных ор­ганизациях медицинской и образовательной сфер или сферы социального обеспечения либо являться членами добровольче­ских организаций. Важно также и то, что «деятельность волонтерских орга­низаций часто связана с благотворительной деятельностью и милосердием».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volontyorstvo.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА

№ 486 ЦОУО ДО г. Москвы (ГБОУ СКОШ №486)

П р о е к т  положения

о порядке   осуществления     волонтерской  деятельности

в  школьной добровольческой   команде:  «Крылья  надежды».

                             Составила: учитель-дефектолог  ПАВЛОВА Т.О.

 

Перечень представленного материала:

  1. К вопросу об эволюции термина «Волонтёрство».
  2. Положение о порядке осуществления волонтёрской деятельности в школьной

добровольческой команде «Крылья надежды»

  1. Цели и задачи проекта добровольческой (волонтёрской) команды  «Крылья надежды».
  2. Литература.

К  ВОПРОСУ   ОБ   ЭВОЛЮЦИИ   ТЕРМИНА   «ВОЛОНТЁРСТВО»

Социальная работа в России приобрела статус профессиональной деятельности сравнительно недавно — с начала 90-х гг. XX в. С этого же времени началась подготовка специалистов этого профиля.

Широко известно, что понятия «волонтер» и «волонтёрство» происходят от фр. Volontair— добровольный. Оно в свою очередь- от лат.Voluntarius,volontas— добрая воля, и равно значны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество», понимаемым как добровольческая деятель ность. Анализ справочной литературы, изданной в России на протяжении продолжительного периода времени, показывает, что понятие «волонтер» воспринималось исключительно в воен ном контексте. Так, энциклопедический словарь Ф.А. Брокгау за и И.А. Ефрона, изданный в России более века назад, опреде лял волонтера как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся» [1, с. 83].

Справочные издания, появившиеся в России в последние полтора десятилетия, демонстрируют некоторые перемены в подходах к понятиям «волонтер» и «волонтерство». В толковом словаре современного русского языка волонтер — это тот, «кто добровольно участвует в каком-либо деле (обычно новом, трудном…..)». Среди фундаментальных справочных изданий последних лет следует назвать Большой толковый словарь официальных тер минов. Его авторы поместили в словаре статью «Добровольче ская деятельность (волонтерство)», где записано, что это «до бровольная, безвозмездная, социально значимая деятельность физических лиц — добровольцев, реализуемая от лица и / или по поручительству негосударственной некоммерческой ор ганизации».

Читатели могут узнать, что «волонтеры — это люди, делающие что-либо по собственной воле, по согласию, а не по принуждению. Что они могут действовать как в государственных, так и в частных ор ганизациях медицинской и образовательной сфер или сферы социального обеспечения либо являться членами добровольче ских организаций.

 Важно также и то, что «деятельность волонтерских орга низаций часто связана с благотворительной деятельностью и милосердием».    

Важен вопрос о мотивации волонтеров.

- Убеждения  нравственного  характера;

- Потребность в общении,  активности;

- Потребность в реализации своих способностей;

- Потребность в общественном призна нии;

- Желание приобрести новую работу или профессию.

   Волонтерские организации могут существовать в раз личных организационных формах. Например, в России, где в 1990-е гг. добровольческих объединений становилось все больше, это были благотворительные фонды, общества, ас социации, учреждения.

 Получили распространение группы самопомощи, члены которых помогают друг другу решать проблемы здоровья, проблемы помощи слабым и инвалидам,  проблемы одиночества  и дефицита общения и др. Такие группы самопомощи могут рассматриваться как альтернативные существующим службам здравоохранения и социальной сферы. Например, ассоциации родителей детей-инвалидов существенным образом дополняют работу государственных учреждений, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Что ка сается такой организационной формы, как благотворительные учреждения, они могут действовать в виде театров, мастер ских, центров реабилитации, клубов здоровья и др.

«Успешность социальной работы на современном этапе также зависит от добровольного участия многих людей в деятельности по изменению социальной ситуации». И ещё, «во лонтерская деятельность, как проявление милосердия и чело веколюбия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке».

   Что каса ется самой волонтерской деятельности, она включает «тради ционные формы взаимопомощи и другие формы гражданского участия». К волонтерской деятельности относится помощь таким категориям граждан, как престарелые люди, беспризорные дети, бездомные, люди и дети с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды). Волон теры работают на благоустройстве дворов и улиц, сажая цве ты, кусты и деревья, проводят уборку мусора и загрязнений, пропагандируют здоровый образ жизни, организуют благотворительные концерты и театрализован ные выступления. Волонтеры заняты благотворительной, неоплачиваемой, деятельностью.

 Таким образом, анализируя отечественную и зарубежную литературу по проблемам волонтерства, следует отметить, что, термин «волонтер ство» стал означать такое явление, как благотворительность. В процессе работы волонтеры сами при обретают опыт, специальные навыки, знания, устанавливают личные контакты. Преимущества волонтерской деятельности выражаются также в том, что она может стать способом по лучения оплачиваемой работы, дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

ПОЛОЖЕНИЕ   

о порядке   осуществления     волонтерской  деятельности в

школьной добровольческой команде: «Крылья  надежды»

 НАСТОЯЩЕЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

-устанавливает   основы   регулирования   волонтерской     деятельности учащихся ГБОУ СКОШ №486(VIII вида)

- определяет направления деятельности волонтеров;

-определяет возможные  формы поддержки добровольного движения управляющим советом школы.

1.Общие положения:

  1. Волонтерская команда - самостоятельная организация, не являющаяся юридическим лицом.
  2. Волонтерская команда создается на базе школы из числа ее учеников.
  3. Волонтерская команда школы осуществляет свою деятельность
    с образовательными учреждениями (ГОУ СОШ № 1950  руководитель зам. по воспитательной работе Галеева А.В.)
  4. Состав участников и руководитель определяются приказом директора
    школы на основе свободного выбора.
  5. В своей деятельности волонтерская команда руководствуется

действующим законодательством Российской Федерации, Уставом школы,

 а также настоящим положением.

2. Деятельность волонтеров направлена на:

  1. Приобщение молодёжи с различными состояниями здоровья (задержкой психического развития, умственной отсталостью, глубокой умственной отсталостью) в здоровое общество и социализацию в нём;
  2. Пропаганду здорового образа жизни;
  3. Пропаганду бережного отношения к школьному имуществу историко-культурному наследию Москвы;
  4. Защиту окружающей среды.

З.  Цели  и задачи деятельности волонтерской команды.

  1. Более глубокое освоение детьми школы и её выпускниками принципов независимой жизни посредством их вовлечения в общественную жизнь путём организации общения, посещения культурных мероприятий (общественных мест отдыха, выставок, концертов и т.п.)
  2. Развить новую оздоровительную среду, как фактор обновления социализации и интеграции молодёжи с ОВЗ.

Задачи деятельности волонтерской команды:

  1. Основная задача - профилактическая работа по улучшению психоэмоционального состояния детей и подростков с ОВЗ;
  2. формирование социальных навыков;
  3. организация деятельности добровольческих команд в других коррекционных школах района;
  4. использование в пропаганде различных форм деятельности:
    проведение коррекционно-развивающих занятий, с применением интерактивных методов обучения, совместные праздники, конкурсы, экскурсии  и т.д.

4. Основные направления деятельности волонтерской команды:

  1. Просветительская деятельность:
  1. повышение квалификации путем обучения и применения на практике новых форм работы;
  2. поддержка реализации программ по содействию формированию здорового образа жизни                   подростков и молодёжи с ОВЗ в среде;
  3. участие в общественно- полезной деятельности школы;
  4. подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
  5. сообщение в радиогазете о своей деятельности;
  6. выпуск газеты, диска (или оформление стенда);
  1. Организация рейдов по уборке школьной территории;
  2. Спортивная  деятельность:

-        участие в различных  спортивных, досуговых и оздоровительных мероприятиях;

  1. Шефская деятельность:

-        кураторство младших классов школы, групп продлённого дня, организация временного досуга детей  на переменах и в каникулярное время;

  1. организация просветительских и социокультурных мероприятий для родителей, детей-инвалидов и многодетных и малообеспеченных семей.
  1. Социальная деятельность:

-работа по организации условий для толерантного общения детей-инвалидов, их родителей и уч-ся других школ;        

  1. Информационная деятельность:
  1. создание и распространение печатных материалов и фото - кино-видеосюжетов
  2. организация и проведение тематических бесед, лекториев и др.;

5. Права и обязанности руководителя волонтерской группы

  1. Руководитель волонтеркой группы имеет право:
  1. в   целях   привлечения   к   волонтерской   деятельности  подростков-выпускников школы, молодежи  и  педагогов  вести  разъяснительную  работу,   основываясь  на разделах данного Положения;
  2. обращаться за помощью к работникам окружных отделов образования;
  3. с учетом реально существующих материально-технических условий создавать профильные группы по направлениям волонтерской деятельности;
  4. предлагать волонтеру вид деятельности, с которым он в состоянии справиться;
  5. отказаться от услуг волонтера, в случае невыполнения им своих обязанностей.
  1. Руководитель волонтеркой группы обязан:
  1. организовать обучение волонтера в соответствии с выбранным направлением деятельности;
  2. организовать курсовое обучение волонтера с целью формирования психологической устойчивости в кризисных ситуациях;
  3. организовать практическую деятельность волонтера;
  4. создать условия для выполнения волонтером принятых обязанностей;
  5. разъяснить волонтеру его обязанности;
  6. не препятствовать отказу волонтера от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности последнего в своих возможностях;
  7. осуществлять контроль и нести ответственность за деятельность волонтера;

6. Права и обязанности волонтера

  1. Волонтер имеет право:
  1. исходя из своих, способностей и возможностей, выбрать направление волонтерской деятельности, предусмотренное разделом 4 настоящего Положения;
  2. пройти обучение по выбранному им направлению;
  3. осуществлять свою деятельность в составе волонтерской группы;
  4. отказаться от участия в конкретном мероприятии в случае неуверенности в своих возможностях;
  5. прекратить свою деятельность, уведомив об этом руководителя волонтерской группы устным заявлением.
  1. Обязанности волонтера:
  1. добросовестно овладеть знаниями, умениями и навыками ведения волонтерской деятельности по выбранному направлению;
  2. пропагандировать здоровый образ жизни;
  3. быть дисциплинированным, соблюдать инструкции по охране труда и указания руководителя волонтеркой группы;
  4. посещать общие, организационные собрания волонтерской группы;
  5. бережно относится к историческому наследию, окружающей природной среде и животным.

3. Цели и задачи проекта добровольческой (волонтёрской) команды  «Крылья надежды».

Цели:

-развить новую оздоровительную среду, как фактор обновления социализации и интеграции молодежи с задержкой в развитии;

-создать и организовать работу волонтёрской  команды  «Крылья надежды» для общения для молодых людей с нарушениями интеллекта.

Задачи:

-разработать программу здоровья и общения, направленную на приобщение молодежи с нарушениями интеллекта к здоровому образу жизни через занятия спортом и включенность (адаптированность) их в здоровое общество;

-вовлечь в работу молодых людей с различным состоянием здоровья (задержкой психического развития, умственной отсталостью, глубокой умственной отсталостью) из специальных образовательных заведений(выпускников школы);

-организовать систему совместных спортивно-оздоровительных занятий для молодых людей с нарушениями интеллекта в среде подобной им молодежи, направленных на формирование социальной компетенции инвалидов;

-привлечь внимание общественности к проблемам социальной интеграции и улучшения качества жизни людей с нарушениями интеллекта посредством оздоровительного спорта и других культурно-массовых мероприятий (выступлений на концертах, участие в конкурсах и т. п).

Краткое описание проекта:

Проект предназначен для учащихся и выпускников школы с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

В современном понимании здоровый образ жизни в отношении людей с ограниченными умственными возможностями представляет собой эффективный способ социализации и интеграции их в общественную жизнь и формирования у них необходимого им стиля жизни. Усугубляет проблему осознания значения здорового образа жизни в социализации молодых людей с нарушением интеллекта тот факт, что они обучаются и воспитываются в специализированных учреждениях. Это отторгает молодежь с проблемами в развитии от общества, нарушает формирование социального опыта и правильного поведения молодежи с ограниченными возможностями здоровья в различных жизненных ситуациях. В то же время потребность в развитии социальных навыков и способа приобщения молодежи с задержкой психического и умственного развития к здоровому образу жизни и интеграции ее в здоровое общество растет с каждым годом.  Появляются новые федеральные социальные программы развития, повышается их общественная значимость. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья стремятся приблизиться к физическим и творческим возможностям здоровых людей, хотят избавиться и уберечься от вредных привычек, выявить и реализовать свои способности, утвердить себя через занятия спортом ,участие в различных мероприятиях, конкурсах и т.п.

Актуальность проекта:

Участие детей и молодежи с нарушениями интеллекта в  данной  программе позволяет активизировать людей с ОВЗ через повышенную эмоциональность, особые нравственные чувства и убедительность примера взрослых наставников. Эта программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, в соединении с выпускниками школы, формирует активную гуманистическую среду, в которой проявляются и выявляются живые нравственные приоритеты общества и отдельных людей, к открытому гражданскому и профессиональному партнерству ради  дальнейшего социального развития. Гуманистические формы общения младших и старших детей-инвалидов поучительны и созидательны для обеих сторон.

Список  литературы

      1. Большая советская энциклопедия / Государственный институт «Советская энциклопедия» ; гл. ред. О.Ю. Шмидт. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. -Т. 22.

  1. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Совет ская энциклопедия, 1972. - Т. 8.
  2. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая рос сийская энциклопедия, 2000.
  3. Толковый словарь современного русского языка. Язы ковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель: АСТ, 2001.
  4. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.
  5. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп: АСТ, 1998.
  6. Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2005.
  7. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1: пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".

Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...

Информация о проведении добровольческой акции «Свет в окне» в МОУ Краснопоймской средней общеобразовательной школе за октябрь – ноябрь 2011 года.

Начальнику Управления системой образованияАдминистрации Луховицкого муниципального районаВ.С.Немову.  Информация о проведении добровольческой акции «Свет в окне» в МОУ...

добровольческий проект "Стань Добрым"

Добровольческий проект "Стань Добрым" сосставлен  для добровольческих отрядов...

Добровольческий отряд "Черёмушки"

Реализация социального проекта  занятости подростков по месту жительства в форме создания добровольческого отряда "Черёмушки". Представлена презентация деятельности отряда....

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...