Речевые игры для развития диалогической речи
методическая разработка по теме

Галяутдинова Зульфия Абузаровна

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_razvitiya__dialogicheskoy_rechi.rar19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Составила

учитель-логопед

Галяутдинова З.А.

Речевые игры для развития  диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои  ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор». (Приложение 1).

Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность  ребенка в целом. (Приложение 2).

          Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

  1. Лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
  2. Грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

 Предлагаемую  подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В  упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям разных возрастных фупп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Она рекомендуется воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи в дальнейшем.

Приложение 1

Гуси-гуси.

Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».

Воспитатель

Гуси-гуси!

Дети

Га-га-га!

Воспитатель

Есть хотите?

Дети

Да-да-да!

Воспитатель

Ну, идите!

Дети

Нам нельзя.

Воспитатель

Почему?

Дети

Серый волк под горой-

Не пускает нас домой!

Воспитатель

Ну, летите,  как хотите!  

«Гуси» бегут к дому , «волк» бросается ловить их. «Гуси» собираются в «домике». Пойманный становиться «волком». Игра повторяется.

Зайцы

«3айцы» скачут на полянке.

Воспитатель

Зайцы серые играют.

Дети

Скок да скок!

Скок да скок!

Воспитатель

В лесу ягоды собирают.

Дети

В кузовок, в кузовок!

Воспитатель

Ой, красивая лужайка.

Дети

А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)

Воспитатель

Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

Наигрались, зайки, спите,

Только лес не уснет…

(«Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки – под щечку.)

Воспитатель

Зайцы серые, бегите!

Дети

Волк идет!

Волк идет!

Светофор

У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.

Ведущий  поднимает красный кружок.

Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!

Ведущий поднимает желтый кружок

Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

Ведущий  поднимает зеленый кружок.

Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»

Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

Опоздавший. Задержал светофор.

Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

Приложение 2

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

-Фи, футбол!

Сказала мама:

  1. Фу, футбол!

Сестра сказала:

-Ну, футбол...

А я ответил:

  1. Во, ФУТБОЛ!

Г. Сапгир

  1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
  2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
  3. Какой первый слог, какой второй слог?
  4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

СОРОКА И МЫШЬ

  1. Мышка-трусишка, ты треска боишься?
  2. Ни крошки не боюсь!
  3. А громкого топота?
  4. Ни капельки не боюсь!
  5. А страшного рёва?
  6. Нисколечко не боюсь!
  7. А чего же тогда ты боишься?
  8. Да тихого шороха...

Н. Сладкое

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ , МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

СОРОКА И ЗАЯЦ

  1. Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
  2. Э-э, Сорока, всё равно плохо...
  3. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
  4. Э-Э, Сорока, невелико счастье!
  5. Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
  6. Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

  1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
  2. Как ты понимаешь слово ДУША?
  3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

  1. Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?
  2. Я-то? Да ем.
  3. А днём?
  4. И днём ем.
  5. А утром?
  6. И утром.
  7. А вечером?
  1. И вечером.
  2. А когда же ты не ешь?
  3. Когда сыт бываю.
  4. А когда ты сытым бываешь?
  5. А никогда.

Н. Гладков.

  1. В какое время суток медведь не ест?
  2. Утро, день, вечер - это СУТ-...
  3. Скажи по звукам слово СУТКИ (сут-ки).

ЯМА

-Яму копал?

-Копал.

  1. В яму упал?
  2. Упал.
  3. В яме сидишь?
  4. Сижу.
  5. Лестницу ждёшь?

-  Жду.

  1. Яма сыра?
  2. Сыра.
  3. Как голова?
  4. Цела.
  5. Значит, живой?
  6. Живой.
  7. Ну, я пошёл домой.

О. Григорьев

  1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
  2. Подними руку, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ (ждёшь, сижу, живой).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

  1. Кто там ходит в огороде?
  2. Это я, козёл Мефодий.
  3. По каким таким делам?
  4. Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю.

  1. Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

-        Ничего я не забыл,

Но на всех не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста - хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный лист капустный.

А. Крылов

  1. Какие овощи растут на огороде?
  2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).

Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок).

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

  1. Здравствуй!
  2. Здравствуй!
  3. Как дела?
  1. На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

  1. Где же твой рыбак? Попался?
  2. Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

  1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
  2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

КТО КОГО

  1. Кто кого обидел первый?
  2. Он меня!
  3. Нет, он меня!
  4. Кто кого ударил первый?
  5. Он меня!
  6. Нет, он меня.
  7. Вы же раньше так дружили!
  8. Я дружил.
  9. И я дружил.
  10. Что же вы не поделили?
  11. Я забыл.
  12. И я забыл.

В. Орлов

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

  1. Лизавета, здравствуй!
  2. Как дела, зубастый?
  3. Ничего, идут дела, голова ещё цела.
  4. Где ты был?
  5. На рынке.
  6. Что купил?
  7. Свининки.
  8. Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
  9. Кто отгрыз?
  10. Собаки.

-  Жив ли, милый куманёк?

  1. Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
  2. На базаре я была.
  3. Что ты так устала?
  4. Уток я считала.
  5. Сколько было?
  6. Семь с восьмой.
  7. Сколько стало?
  8. Ни одной!
  9. Где же эти утки?
  10. У меня в желудке.

  1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
  2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
  3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)

СТУК-СТУК

  1. Стук-стук!
  2. Кто там?
  3. Мяу-мяу, мяу!
  4. Кошка ты?
  5. Мяу-мяу, мяу - Я!
  6. Кошка, хочешь молока?
  7. Стук-стук!
  8. Кто там?
  9. Ав-ав-ав! Это - Я!
  10. Я за косточкой пришла!

  1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
  1. Кто что ест?
  1. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
  2. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).
  1. Что ты тащишь, мышка?
  2. Сыр несу детишкам!
  3. Где взяла?
  4. Купила, крону заплатила!
  5. Что ты сдачу не взяла?
  6. А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

  1. Чем ещё питается мышка?
  2. Где живёт мышка? (в норке)
  3. Кто у мышки детки? (мышата)
  4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

-        Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

-Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

  1. Почему ёжик колючий?
  2. Чем питаются ежи?
  3. Кого боится ёжик?
  4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
  5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

Медведь

  1. Ты куда идёшь, медведь?
  2. В город, ёлку приглядеть.
  3. Да на что тебе она?
  4. Новый год встречать пора.
  5. Где поставишь ты её?
  6. В лес возьму, в своё жильё.
  7. Что ж не вырубил в лесу?
  8. Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

  1. В какое время года происходит эта история?
  2. Назови зимние месяцы.
  3. В каком месяце встречают Новый год?
  4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
  5. Как называется жильё медведя? (берлога)
  6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)
  1. Где ты, брат Иван?
  2. В горнице.
  3. А что делаешь?
  4. Помогаю Петру.
  5. А Петр что делает?
  6. Да на печи лежит.

  1. Кто ленивый? Кто трудолюбивый?
  2. Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

  1. Филя, есть хочешь?
  2. Да нет, батюшка, я перекусил.
  3. А чем перекусил?
  4. Да съел кусок пирога,

Горшок сметаны и решето калачей.

  1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
  2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).

ВСТРЕЧА

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

  1. Кто что должен убрать?
  2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
  3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха - ежовый).

Не забывайте о том, что:

       развитие у ребенка интереса к языку — это необходимый процесс: объясняйте ему значение слов, показывайте их связь, следите за грамматической правильностью, за связностью речи;

       речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдайте ее, исследуйте ее, анализируйте ее вместе с ребенком. Исследование должно быть спрашиванием и беседой, т. е. диалогом;

       помощь ребенку в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствует диалогическую и развивает монологическую речь;

       участие в жизни ребенка поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться.

      Приятного вам общения!

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество!

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М. 2008.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. — СПб. 2004.
  3. Жукова Н.С Мастюкова Е.М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.  М.1973
  4. Селеверстов В.И Игры в логопедической работе с детьми. М. 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры на занятиях по развитию речи

Из опыта работы по применению речевых игр с дошкольниками...

Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.

Занятие элективного курса "Практическая стилистика"...

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка

   Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечеств...

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...