Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"
план-конспект по теме

Баринова Светлана Николаевна

Тема: "Наши гости-игрушки"

Дифференциация звуков "ч"- " т' "

Программное содержание:

1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным.

2.Развивать фонематический слух, внимание и память ребенка в работе со звуками речи.

3.Вырабатывать умение различать звук, слог, слово, предложение.

4.Совершенствовать умение производить звуковой анализ слов, используя схему звукового состава, слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

5.Упражнять в умении анализировать предложение; произносить предложение с разной интонацией.

6.Закреплять правильное произношение и различение звуков "ч", "т' " в слогах, словах, предложениях.

7.Упражнять в делении двусложных, трёхсложных, четырёхсложных слов на слоги.

8.Совершенствовать речевое и интеллектуальное развитие детей.

Индивидуальная работа

Дифференцированное задание - игры с буквами "Отгадки спрятались", "Расшифруй слово".

Демонстрационный материал:

звуковые домики: символы звуков "ч", "т' " - зеленые кружочки;

предметные картинки (телефон, часы, телевизор);

игрушки (Чебурашка, черепаха, утенок, котенок, кукла, обезьяна).

Раздаточный материал:

пеналы с цветовыми символами звуков, схемы слов (часы, туча); карточки с текстом для чтения.

Предшествующая работа

Игра "Назови пару", игра "Какой звук гласный", игра "Звуковые часы", игра "Отгадки спрятались", игра "Слова, рифмы, звуки"; звуковой анализ слов (ключ, врач, тигр).

Ход занятия.

I.Оргмомент.

Изобразите утёнка Тима: Тим - задавака, Тим - трусишка. Покажите, как

котёнок  Тяпа просит молочка у хозяйки, как проказничает обезьянка Чичи.

II.Сообщение темы занятия.

Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем сегодня

изучать.

1.Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)

2.Что всегда идёт, а с места не сойдёт? (Часы)

3.Чудо – ящик - в нём окно, а окошечке кино. (Телевизор)

В отгадках вы услышали звуки "ч, т' ". Сегодня мы с ними встретимся.

III.Сравнение звуков "ч, т'" по артикуляционным и акустическим данным.

Сходство: согласные, глухие, мягкие.

Различие: на звук "ч" язык находится за верхними зубами, губы "трубочкой". При звуке " т' "язык ударяется о верхние зубы, а губы в улыбке.

IV.Дифференциация понятий "слог", "слово".

Сейчас, я буду "бросать" вам звуки, а вы возвращайте слоги.

(ч, а-ча; т.и - ти, ч,у – чу; т, ю- тю; ч, и – чи; т, е –те; ч, о – чо; т, я – тя.)

Что вы произносили? (Слоги)

А теперь помогите мне закончить скороговорки:

Ча – ча – ча - горит в комнате…(свеча)

Чо – чо - чо – стало очень …(горячо)

Чи – чи – чи - горячи …(кирпичи)

Ять - ять-ять- мы пошли …(гулять)

Ать – ать – ать - будем прыгать и  …(скакать)

Ан – ан – ан - мы увидели …(тюльпан)

Вы подсказали слоги или слова? (Слова)

V.Произношение звуков "ч", "т' " в словах.

Вот телефон. Сейчас я позвоню в Сказочную страну и приглашу к нам  на

занятие гостей. В их именах и кличках должны быть звуки "ч", " т' ". Кого

пригласим?

(Чебурашку, черепаху Тортиллу, утёнка Тима, котёнка Тяпу, куклу Катю,

Буратино, обезьяну Чичи)

Выставляются игрушки.

VI.Развитие фонематических представлений.

Ребята, назовите игрушки, в которых есть звук "ч" и его место в слове.

(Чебурашка, черепаха, Чичи)

А теперь, назовите игрушки, в которых есть звук" т'" и его место в слове.

(Тортилла ,утёнок Тим, котёнок Тяпа, Катя,Буратино.)

Что мы подарим гостям?

Сначала назовите подарки, в названии которых есть звук " т' ", а затем -"ч".

(Котёнка, тюльпан, тигрёнка, утёнка, картину, полотенце, тетрадь, тесёмку.

Часы, чашку, чайник, удочку, мяч, колечко, ключ, черепашку)

Игрушки остались довольны вашими подарками.

VII.Деление слов на слоги.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру "Разноцветные листочки"

(Дети называют количество слогов в слове)

А какое слово самое длинное?

(Черепаха - в нём 4 слога)

Назовите короткое слово.

(Грач - в нём 1 слог)

VIII.Физминутка.

Чок – чок - чок, ручки на бочок.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

IX.а)Д/игра "Отгадки спрятались"

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждёт.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдёт?

(3 детей по начальному звуку находят слова)

б)Д/игра "Найди слову домик"

Дети, что вы видите? (домики) Кто поможет найти слова?(2 детей)

А мы будем с вами зашифровывать слова.

(Дети выполняют звуковой анализ слов: туча, часы)

Проверяем задания.

X.Работа над предложением.

Сейчас, мы будем игрушками – жужжалками. Прочтите вполголоса текст.

На берёзе сидит грач. У Тёмы в руке калач.

-Грач, грач, на тебе калач! Кому Тёма дал калач?

(Дети находят в тексте восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения)

XI.Итог.

Спасибо, дети. Вы меня очень порадовали своими ответами. (Назвать активных детей)

Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие закончилось и приходится расставаться.

А что понравилось вам? Какие задания показались интересными? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Наши гости-игрушки.

Дифференциация звуков "ч" - " т' "

Программное содержание

1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным.

2.Развивать фонематический слух, внимание и память ребенка в работе со звуками речи.

3.Вырабатывать умение различать звук, слог, слово, предложение.

4.Совершенствовать умение производить звуковой анализ слов, используя схему звукового состава, слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

5.Упражнять в умении анализировать предложение; произносить предложение с разной интонацией.

6.Закреплять правильное произношение и различение звуков "ч", "т' " в слогах, словах, предложениях.

7.Упражнять в делении двусложных, трёхсложных, четырёхсложных слов на слоги.

8.Совершенствовать речевое и интеллектуальное развитие детей.

Индивидуальная работа

Дифференцированное задание - игры с буквами "Отгадки спрятались", "Расшифруй слово".

Демонстрационный материал:

звуковые домики: символы звуков "ч", "т' " - зеленые кружочки;

предметные картинки (телефон, часы, телевизор);

игрушки (Чебурашка, черепаха, утенок, котенок, кукла, обезьяна).

Раздаточный материал:

пеналы с цветовыми символами звуков, схемы слов (часы, туча); карточки с текстом для чтения.

Предшествующая работа

Игра "Назови пару", игра "Какой звук гласный", игра "Звуковые часы", игра "Отгадки спрятались", игра "Слова, рифмы, звуки"; звуковой анализ слов (ключ, врач, тигр).

Ход занятия.

I. Оргмомент.

Изобразите утёнка Тима: Тим - задавака, Тим - трусишка. Покажите, как

котёнок  Тяпа просит молочка у хозяйки, как проказничает обезьянка Чичи.

II.Сообщение темы занятия.

Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем сегодня

изучать.

1.Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)

2.Что всегда идёт, а с места не сойдёт? (Часы)

3.Чудо – ящик - в нём окно, а окошечке кино. (Телевизор)

В отгадках вы услышали звуки "ч, т' ". Сегодня мы с ними встретимся.

III.Сравнение звуков "ч, т'" по артикуляционным и акустическим данным.

Сходство: согласные, глухие, мягкие.

Различие: на звук "ч" язык находится за верхними зубами, губы "трубочкой". При звуке " т' "язык ударяется о верхние зубы, а губы в улыбке.

IV.Дифференциация понятий "слог", "слово".

Сейчас, я буду "бросать" вам звуки, а вы возвращайте слоги.

(ч, а-ча; т.и - ти, ч,у – чу; т, ю- тю; ч, и – чи; т, е –те; ч, о – чо; т, я – тя.)

Что вы произносили? (Слоги)

А теперь помогите мне закончить скороговорки:

Ча – ча – ча - горит в комнате…(свеча)

Чо – чо - чо – стало очень …(горячо)

Чи – чи – чи - горячи …(кирпичи)

Ять - ять-ять- мы пошли …(гулять)

Ать – ать – ать - будем прыгать и  …(скакать)

Ан – ан – ан - мы увидели …(тюльпан)

Вы подсказали слоги или слова? (Слова)

V.Произношение звуков "ч", "т' " в словах.

Вот телефон. Сейчас я позвоню в Сказочную страну и приглашу к нам  на

занятие гостей. В их именах и кличках должны быть звуки "ч", " т' ". Кого

пригласим?

(Чебурашку, черепаху Тортиллу, утёнка Тима, котёнка Тяпу, куклу Катю,

Буратино, обезьяну Чичи)

Выставляются игрушки.

VI.Развитие фонематических представлений.

Ребята, назовите игрушки, в которых есть звук "ч" и его место в слове.

(Чебурашка, черепаха, Чичи)

А теперь, назовите игрушки, в которых есть звук" т'" и его место в слове.

(Тортилла ,утёнок Тим, котёнок Тяпа, Катя,Буратино.)

Что мы подарим гостям?

Сначала назовите подарки, в названии которых есть звук " т' ", а затем -"ч".

(Котёнка, тюльпан, тигрёнка, утёнка, картину, полотенце, тетрадь, тесёмку.

Часы, чашку, чайник, удочку, мяч, колечко, ключ, черепашку)

Игрушки остались довольны вашими подарками.

VII.Деление слов на слоги.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру "Разноцветные листочки"

(Дети называют количество слогов в слове)

А какое слово самое длинное?

(Черепаха - в нём 4 слога)

Назовите короткое слово.

(Грач - в нём 1 слог)

VIII.Физминутка.

Чок – чок - чок, ручки на бочок.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

IX.а)Д/игра "Отгадки спрятались"

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждёт.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдёт?

(3 детей по начальному звуку находят слова)

б)Д/игра "Найди слову домик"

Дети, что вы видите? (домики) Кто поможет найти слова?(2 детей)

А мы будем с вами зашифровывать слова.

(Дети выполняют звуковой анализ слов: туча, часы)

Проверяем задания.

X.Работа над предложением.

Сейчас, мы будем игрушками – жужжалками. Прочтите вполголоса текст.

На берёзе сидит грач. У Тёмы в руке калач.

-Грач, грач, на тебе калач! Кому Тёма дал калач?

(Дети находят в тексте восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения)

XI.Итог.

Спасибо, дети. Вы меня очень порадовали своими ответами. (Назвать активных детей)

Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие закончилось и приходится расставаться.

А что понравилось вам? Какие задания показались интересными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...