Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.
методическая разработка по теме

Кочетова Любовь Михайловна

 

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую работу проводить с такими детьми в семье, как их воспитывать и обучать, прививать навыки самообслуживания ?  Даются рекомендации родителям по организации занятий с ребенком в семье, привитию навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakinut_v_inet_-_kopiya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

   

  Рассмотрим важнейшие принципы работы с детьми, страдающими нарушениями развития. Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме. Старайтесь подобрать такие игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются  безрезультатными. Организовать обучение умственно отсталых детей, используя только вербальный, то есть словесный, метод нельзя. На занятиях необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Показывайте, как выполнять то или иное задание, затем сопряженно с ребенком (рука в руке ),повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки.

     Постройте свою работу так, что бы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра : подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте,приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

                                     Вместе с солнышком встаю,

                                     Вместе с птицами пою.

                                     С добрым утром !

                                     С ясным днем !

                                     Вот как славно мы поем !

                                     Мы проснулись,

                                     Мы проснулись.

                                     Сладко, сладко

                                     потянулись.

                                     Маме с папой

                                     улыбнулись.

           Особое внимание следует уделять обучению самообслуживания. Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом : не давайте всю порцию еды сразу, а кладите её на тарелку частями, по мере надобности. Дети с удовольствием кушают под текст потешек. Советую их широко использовать.

                                Кормление.

                      Варись, варись, кашка,

                      В голубенькой чашке.

                      Варись поскорее,

                      Булькай веселее.

                      Из густого молока,

                     Да из мелкой крупки.

                     У того, кто кашку ест,

                     Вырастут все зубки.

                                 ***  

                      Умница, Катенька, ешь кашку

                                                        сладеньку,

                      Вкусную, пушистую, мягкую,

                                                       душистую.

Когда ребенок пьет молоко,добавьте от себя : « Пейте, дети, молоко — будете здоровы !»

        Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Прежде всего пусть он привыкнет к воде — сначала теплой, затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру : вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку и так далее. Затем поиграйте с ним в умывание : потрите сухие ручки одна о другую, сложите ладошки так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу ребенка. Теплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделают умывание приятным для малыша. В время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним, используя потешки.

                                  Ай, лады, лады, лады,

                                  Не боимся мы воды,

                                  Чисто умываемся,

                                  Друг другу улыбаемся.

                                           ***

                                  Водичка, водичка,

                                  Умой моё личико.

                                  Чтобы зубки блестели,

                                  Чтобы щечки алели,

                                   Чтоб смеялся роток,

                                   Чтоб кусался зубок.

                                            ***

                                   Чистая водичка

                                   Умоет Саше личико,

                                  Анечке — ладошки,

                                  Пальчики — Антошке.

Проговаривая потешку, демонстрируйте на себе умывание, показывая, где у вас глазки, щечки, ротик, зубки, ладошки, пальчики.

                                            Лапки?

  1. Мыли.

                                            Ушки?

  1. Мыли.

                                           Хвостик?

  1. Мыли.

                                           Все помыли !

                                           И теперь мы чистые,

                                           Зайчики пушистые !

          Проблема для ребенка — научиться  самостоятельно одеваться. Конечно вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показать ему одни и те же действия, не видя при этом ни какого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются, как совместные ( сопряженные ). Помогайте ребенку правильно держать ногу, когда одеваете штанишки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним расшнуровывайте и снимайте ботинки. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно. Расскажите потешку, обувая ребенка на прогулку.

                                     Вот они — сапожки.

                                    Этот - с правой ножки,

                                    Этот - с левой ножки.

                                    Если дождичек пойдет,

                                    Наденем мы сапожки :

                                    Этот  -  с левой ножки,

                                    Этот — с правой ножки.

При одевании :          Завяжу потуже шарф,

                                    Буду делать снежный шар,

                                    Я шар покачу,

                                    Я гулять хочу.

Когда ребенок уже одет на прогулку, не забудьте похвалить его, приободрить, что бы с хорошим настроением выйти на улицу.

                                    Мишутка.

                            Шапка да шубка -

                            Вот и весь Мишутка !

Постепенно приучаем детей самостоятельно одеваться на прогулку. Для этого существует алгоритм ( последовательность ) одевания : колготки, платье, рубашка, кофта, теплые штаны, шерстяные носки, сапожки, шапка, куртка, шубка, шарф, варежки. Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.

          Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей  много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство не допустимо ! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с умственно отсталым ребенком, то он обязательно адаптируется в жизни.

                             

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта

Рабочая программа  по хозяйственно – бытовому труду, привитию навыков самообслуживания  в 7 классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...

"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"

выступление на семинаре по дефектологии по теме  "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...

Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.Зачем же необходимо развивать графические навыки у дет...