«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
презентация по теме

Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии » Учитель-логопед МДОУ «Детский сад №32 комбинированного типа» Шадрина Ирина Владимировна

Слайд 2

Актуальность темы Профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространственных и временных представлений, что приводит в школьном возрасте к стойким специфическим ошибкам в письменной речи.

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ В отечественной педагогике проблема ознакомления детей с пространством и временем нашла отражение в работах А.Н.Корнева, И.Н. Садовниковой , О.В.Елецкой,Н.Ю . Горбачевской, Н.Я. Семаго,М.М . Семаго,И.А . Филатовой, Е.В. Мазановой. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены .

Слайд 4

Цель: Развивать пространственные и временные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Задачи: Предупредить школьную неуспеваемость у детей путём развития психологической базы речи в дошкольном возрасте.(Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти; пространственных представлений, временных понятий) Сформировать определённые грамматические категории языка, способствующие развитию связной речи; Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, желание творчески применять полученные знания

Слайд 5

Этапы реализации: Определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования и временных понятий у дошкольников с ОНР III на начальном этапе. Выбрать эффективные методы развития пространственных представлений и временных понятий у детей дошкольного возраста с ОНРIII. Создать предметно-развивающую среду для пространственных и временных представлений. Провести коррекционно-развивающий комплекс игр и упражнений по развитию временных и пространственных представлений у дошкольников с ОНРIII. Определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования и временных понятий у дошкольников с ОНР III на контрольном этапе. Проанализировать данные диагностик пространственных и временных представлений у дошкольников с ОНР III на начальном и контрольном этапах и определить результативность. Определить задачи на дальнейшую работу по данной теме.

Слайд 6

В результате проделанной работы у дошкольников с ОНР III должны быть сформированы пространственные представления: дети умеют ориентироваться в схеме тела; дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений ; определяют своё местонахождение среди других людей и предметов; обозначают в речи взаимное расположение предметов; ориентируются на листе в клетку; моделируют пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы; умеют передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы); проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы. Предполагаемый результат

Слайд 7

временные представления: дети понимают периоды времени; имеют представления о характерных особенностях частей суток; умеют на конкретных событиях устанавливать последовательность частей суток; называют дни недели и времена года, месяцы ,знают их последовательность; Имеют понятия о периодах человеческого возраста; Определяют временную последовательность действий, событий. Таким образом, использование комплекса игр и упражнений по развитию пространственных и временных представлений в коррекционном процессе в детском саду позволит предупредить в школьном возрасте возможность появления специфических ошибок в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Статья посвещена вопросам профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, содержит рекомендации по устранению её предпосылок до начала обучения в школе....

Семинар-практикум для родителей "Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»    Семинар-пр...