Конспект занятия с обучающимися 4 специального (коррекционного) класса VII вида по теме "Корень"
план-конспект урока по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_obuchayushchimisya_4_skk_7_vida.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с обучающимися

4 специального (коррекционного) класса VII вида.

Тема: Корень.

Цели: - практически показать единообразное написание гласной в корне

          родственных слов;

        - закрепить понятие родственные слова;

        - тренировать учащихся в подборе родственных слов, в выделении

           главной и значимой части слова;

        - закреплять у детей навыки словообразования;

        - расширять и активизировать лексический запас;

        - развивать и корригировать внимание, память, мышление;

        - закрепление учебных навыков;

Оборудование: плакат настроений; плоскостные домики (2 шт.); карточки со словами (горе, горевать, горюшко, пригорюнился; гора, горец, горные, пригорок; рука, домик, грибок, рыбак, настольная, морозный); буквы (а, п, р, е, л, ь); фигурка корня; зеркала; карточки для составления слов, родственных словам лис, лес.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой детей на работу.

- Я рада вас видеть. Как вы думаете, какое у меня настроение?

- А какое настроение ещё бывает? (злое, весёлое, сонное, ленивое, грустное …)

        Упражнение на развитие мелкой моторики.

(Вывешиваю плакат настроений)

- Каждый человек в течение дня испытывает различное настроение. Кто хочет рассказать о своём настроении?

- С каким настроением вы пришли на занятие?

- На занятии нам понадобится деловой, рабочий настрой, потому что нам предстоит серьёзная, сложная работа.

II. Повторение пройденного.

- Назовите, на какую тему вы подготовили рисунки?

- Кого вы изобразили на своих рисунках? (Ты дедушке кто?   Коля твоей маме кто? А тебе?...)

- Как назвать одним словом членов семьи? (Родственники)

- Вы уже знаете, что слова тоже образуют свои семьи. Как называются такие слова?

1. Игра «Найди родственников».

(Выставляю 2 домика).

- В этом домике живёт слово гора. А в этом – горе. (Прикрепляю карточки со словами.)

- Чем похожи слова? (У них одинаковая, общая часть.).

- Объясните значение слова гора (возвышенность), горе (чувство).

- Можно ли назвать эти слова родственными? (Нет, у них разное значение.)

- Найдите родственников этих слов. (Детям раздаются карточки со словами. Они выходят к доске и прикрепляют к соответствующему домику).  

- Как определяли родственные слова? (У них общая часть и похожее значение.)

III. Сообщение темы.

- Сегодня мы продолжим учиться подбирать родственные слова, определять в них общую часть, будем наблюдать за написанием общей части родственных слов.

IV. Упражнение на развитие временных представлений.

- Какой сегодня день недели? (пятница)

- Какой день недели по счёту? (пятый)

- Послушайте, как звучат слова: пятый, пятница. Что можно сказать?

- Объясните, почему четверг так назван.

- А вторник?

- А какой идет месяц? (апрель)

V. Профилактика нарушений зрения.

- Глазками, не поворачивая головы, составьте из букв название месяца, задерживая взгляд на каждой букве.

- Перевели взгляд на дату, прочитали про себя, открыли тетради, записали число.

VI. Знакомство с новой темой.  Работа над понятием корень.

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова же сделаны из своего «строительного материала», из особых частичек. Самая главная из них – корень. Корень-силач, корень-крепыш берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными. Корень «носит» шапочку-дугу.

VII. Закрепление материала.

1. Логоритмическая гимнастика.

- Чтобы услышать корень, звуки нужно произносить чётко, ясно, понятно.

а) гимнастика для губ и языка: «улыбка – трубочка», «качели», «часики»;

б) – Внимательно послушайте, чётко и ясно повторите ряды слов:

        Ус - усик - усище - усатый; Кто услышал корень? Запишите его, обозначьте дугой.

        Сор – сорить – сорняк – соринка;

        Гриб – грибок – грибник – грибные;

        Лис – лисий - лиса – лисичка

Логопедическая физминутка.

- Покажите хитрую лисоньку; покажите, как лиса подкрадывается к курочке; лисичка услыхала охотника, испугалась; покажите, как лиса ласкает своих лисят.

2. Наблюдение за единообразным написание гласной в корне родственных слов.

        (Выставляю карточки со словами: лисий, лиса, лисичка.)

- Запишите слово лисий, обозначьте корень, подчеркните гласную в корне.

 (аналогичная работа с остальными словами)

Вывод: гласная в корне родственных слов пишется всегда одинаково.

3. Работа над загадкой.

- Отгадайте загадку.

        Весной одевается,

        Осенью раздевается. (Лес) (Предъявляется карточка-схема)

- Прочитайте получившиеся слова.

                (лес) – ок, (лес) – ной, (лес) – очек, (лес) – ник.

- Напишите полученные слова, обозначьте корень, подчеркните гласную в корне.

4. Составление предложений.

- Что делает лесник?

- Как называется человек, который мастерит стол? (Стол мастерит столяр.)

- Запишите предложение. (1 ученик у доски). Назовите родственные слова. Выделите корень, подчеркните гласную в корне.

- Кто кладёт печи? (Печи кладёт печник.)

VIII. Итог.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Как пишется гласная в корне родственных слов?

Рефлексия. Вспомните, как вы работали устно и письменно? Вспомните своё поведение. Что у вас не получилось? Что помешало? Какую оценку себе поставите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида как средство коррекции недостатков познавательной сферы

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликац...

Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....