Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности
статья на тему

Хмелева Галина Игоревна

 

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности»

Учитель-дефектолог:

Хмелева Г.И.

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы.

Значение игры для развития отдельных психических процессов и функций основано на его отношении к роли. Принимая на себя роль, играя её, ребёнок непросто «переносится в чужую личность, он расширяет, обогащает, углубляет собственную личность». Это связано с тем, что в игре ребёнок испытывает реальные, подлинные чувства. Играя, он воплощает в воображаемой ситуации, связанной с выполняемой ролью, собственные чувства, желания, замыслы. (С.Л. Рубинштейн)

Воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями и ситуативно-деловым общением со взрослым.

Низкий уровень развития зрительного восприятия, двигательной и
зрительно двигательной координации существенным образом
сдерживает процесс овладения предметными действиями. Поэтому
предметная деятельность таких детей оказывается
 несформированной.

Необходимо рано включать ребенка в процесс систематических коррекционных занятий, которые будут способствовать его физическому и психическому развитию. К трем-четырем годам такие дети достаточно успешно овладевают действиями с предметами домашнего обихода.

Большинство детей с умственной отсталостью обнаруживают слабо выраженный интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку.плоть до пяти-шестилетнего возраста у необученных дошкольников с умственной отсталостью остаётся несформированным целевой компонент игры. Их действия не имеют осмысленного целенаправленного характера, отсутствует конкретная, значимая для них цель. И лишь к семи-восьми годам, под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение поставить цель в самостоятельной игре.

Дети с проблемами длительное время не обнаруживают потребности в игре. Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения и особенно ярко проявляется на седьмом-восьмом годах жизни, когда дети овладевают разнообразными знаниями об окружающей действительности, деятельности людей и их взаимоотношениях, приобретают игровой опыт.

Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что долгое время у детей не формируется достаточного объёма знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр весьма бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей, которые ребенок с умственной отсталостью не может не только понять, но зачастую и увидеть. Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторых областей деятельности взрослых. Дети выполняют одни и те же действия строго в заученной последовательности, не привнося в них экспромта. Поэтому можно сказать, что эти игры шаблонны, стереотипны. Конкретные знания и умения, приобретенные ребенком с умственной отсталостью в процессе его активной деятельности, формируются легче и становятся более прочным, чем знания и умения обобщенного, отвлеченного, характера.

Дети с умственной отсталостью даже после обучения склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Детей необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик-мыло, стол, стул и т.п., стул-мотоцикл, лошадка). Неумение пользоваться предметами-заменителями, таким образом, обусловлено не только своеобразием их познавательной деятельности, в частности конкретностью мышления, недоразвитием воображения, но и тем, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно выполнение игровых действий без сопровождения речью.

В самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений и дополнений.

Только в старшем дошкольном возрасте дети с умственной отсталостью начинают обозначать роль словом (я-врач, я-шофер), понимают её и выполняют ряд действий, соответствующих ей. Однако, как правило, даже в конце дошкольного возраста они не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. При этом обнаруживаются трудности в ролевом общении. Дети малоэмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью, ждут подсказки от педагога. Самостоятельно произносят отдельные слова или в лучшем случае воспроизводят дословно заученные на занятиях фразы.

Отсутствие собственного эмоционального опыта и недостаточное педагогическое воздействие препятствуют полноценному проникновению ребёнка в роль, обедняют создаваемый им игровой образ (Н.Д. Соколова),

Если ребенок длительно выполняет основные игровые действия, необходимо обратить внимание действительно ли он воспроизводит цепочку игровых действий, так как детям свойственно «застревание» на одном действии, однообразное его повторение в течение значительного времени.

Дошкольники с умственной отсталостью не проявляют в играх инициативы и творчества. Оказываются неспособными действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Наблюдая за самостоятельными играми детей, можно отметить неустойчивость игровой темы.

Силу инертности, тугопдвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с умственной отсталостью протекает замедленно. Кроме того, у детей этой категории своеобразен процесс формирования условнорефлекторных связей, которые составляют физиологическую основу всех знаний и умений. Они с трудом формируются, быстро распадаются, уподобляются, что обусловлено недостатками замыкательной функции головного мозга. Эта особенность сказывается на процессе формирования игровой деятельности у детей. Для того чтобы сформировать уребенка с умственной отсталостью предметные, предметно-игровые, ролевые действия, требуется существенно больше времени. При этом увеличивается продолжительность каждого этапа формирования игровой деятельности.

В условиях специального формирования игра у детей с умственной отсталостью способна осуществлять функции ведущей деятельности.

Литература:

1.Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с

проблемами интеллектуального развития: Учеб. Пособие.-СПб.:

Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ» 2001

2.Соколова   Н.Д.   Игровая   деятельность   умственно   отсталых

дошкольников / Книга для учителя и воспитателя/ Под ред. Л.П.

Носковой. -М.: Просвещение, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...

Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью

        Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...

Развитие моторных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Одной из сторон развития ребенка является развитие речи, где важной составляющей считается письмо. Владение письменной речью, графическими навыками способствует общему развитию ребёнка. Развитие письм...