Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки
методическая разработка по теме

Березовская Наталья Владимировна

 

Урок «Риторика» 3 класс

Сочиняем загадки

Задача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметов

Цели: развивать монологическую речь, память, абстрактное мышление; умение подбирать слова, обозначающие признаки и действия предмета; воспитывать доброе отношение друг к другу; адекватное поведение и самооценку.

Оборудование Тетрадь «Риторика» 2 класс, кроссворд, «волшебный мешочек», музыкальное оформление, картинки «зрительные иллюзии», предметные картинки, карточки с загадками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki.doc15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Риторика» 3 класс

Сочиняем загадки

Задача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметов

Цели: развивать монологическую речь, память, абстрактное мышление; умение подбирать слова, обозначающие признаки и действия предмета; воспитывать доброе отношение друг к другу; адекватное поведение и самооценку.

Оборудование Тетрадь «Риторика» 2 класс, кроссворд, «волшебный мешочек», музыкальное оформление, картинки «зрительные иллюзии», предметные картинки, карточки с загадками.

Орг момент

Встали ровно, сделали глубокий вдох, приготовились работать активно. Улыбнулись друг другу, тихо сели.

Прочтите слова на доске (ребус – загадка)

Первую загадку вы разгадали правильно, а теперь приготовьтесь отгадать остальные загадки, т.к. на уроке мы будем отгадывать загадки и сами попробуем их сочинять.

Что такое загадка?  Кто их придумывает? Для чего? Какие бывают загадки? Загадки, придуманные народом, звучат так6

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Цветное коромысло над лесом повисло.

(сравнение с предметами, которыми пользовались во время создания загадки)

Загадки, придуманные поэтами, звучат так:

Лунин. Цветет у птичника цветок,

Цветет на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок. Кто это?

А какие загадки знаете вы?  (анализ загадки).

Загадки бывают разные, например, зрительные (оптические иллюзии)

Загадки бывают музыкальные: отгадайте мелодию.

Загадки бывают и в мешочке: «волшебный мешочек»

Какие загадки отгадывать легче?

Прежде, чем мы перейдем к следующему заданию потренируем глазки (упражнения для профилактики зрения)

 Прочтите выразительно загадку на карточке:

Журчат, бегут, вместе сливаются, в реку превращаются.

Черный жилет, красный берет. Хвост как упор, нос как топор.

По реке плывет бревно, очень злющее оно. Если в воду угодил, нос откусит ….

 Разбор загадок по плану: о ком загадка? Какие слова помогли определить предмет? Как называются эти слова, что обозначают?

Какие секреты нужно знать, чтобы придумать загадку?

-нельзя называть предмет, о которым загадываешь,

-нужно сравнивать с похожим предметом,

- называть его действия,

- называть отличительные признаки этого предмета.

9. Попробуем сочинить загадку сами. (предметные картинки: помидор, яблоко, кот, утенок)

Ответы учеников: красный, круглый, сочный, на грядке растет, нам сок дает.

Вкусное, сочное,  на дереве поспело.

Усатый, полосатый мурлыкает  и мышей ловит.

Желтый. Пушистый кораблик в пруду плавает.

10.Можно ли загадать загадку без слов? Она называется шарада. Отгадайте мою загадку (воздушный шарик)

А теперь изобразим вместе?

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг он лопнул. Воздух вышел. Стал он тонкий и худой.

Загадайте загадки без слов классу (сенсорный круг с карточками: поезд, ветер в лесу, птицы улетают на юг, самолеты в небе).

11.Определите это загадка или нет?

Иней лег на ветки ели, за ночь иглы побелели

Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик.

12. Самостоятельное сочинение загадок по иллюстрации в учебнике на стр 83.

Чья загадка вам понравилась больше, почему? Все ли правильно сформулировали загадку? Чья была самая интересная?

13. мы сегодня вспомнили и разгадали много разных загадок. Но осталась еще одна (кроссворд на тему «школа»)

Итог. Вы узнаете свою оценку за работу, если правильно прочтете слово (числа кратные 4, содержат слово «молодцы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"

Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...

урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"

Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе "Сочиняем былину"

Данный материал будет полезен педагогам, которые хотят выйти за пределы школьного учебника и научить детей самим сочинять былины....

"Путеводитель по теме" к уроку развития речи в 5 классе "Сочиняем басню"

quot;Путеводитель по теме" - наглядное пособие для учащихся, которое я использую на уроках. Он включает в себя разнообразные вопросы и задания, минимальный справочный материал, позволяющий сконц...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....

«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.

laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...