Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ
статья по теме

 

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительную динамику развития многих детей, которые посещают занятия изобразительного искусства.
Арттерапевтические методы и приемы мы используем на коррекционных занятиях и занятиях кружка по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

Цыганкова Е.А.

учитель изобразительного искусства

 МСКОУ «Специальная школа – интернат  VII –VIII вида»

г.Электоросталь

Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи.

Рисование в специальной школе  носит коррекционный характер и даже терапевтический. Изобразительная  деятельность  обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей.

Опыт работы с детьми школьного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арттерапию более успешной и интересной.
В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии  арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительную динамику развития многих детей, которые посещают занятия изобразительного искусства.

Арттерапевтические методы и приемы мы используем на коррекционных занятиях и занятиях кружка по изобразительному искусству.

Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные. Выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами, но,  работая с особенными детьми, не все способы работают для них. Например, не все дети умеют работать по инструкции (особенно учащиеся начальной школы).  В силу того, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии имеют конкретное мышление, они не смогут выполнить задания в абстрактной манере (мазание, штриховка).  Наиболее распространенный способ - показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия. Педагог  словно «заражает» ребенка, увлекает за собой.

Еще один вариант работы с такими детьми  - подборка задания, которые  предполагают «свободную» манеру действий с материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.

Рисуночные занятия со школьниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса с детьми.
1.Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Наличие трудностей любого плана – учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем. Арттерапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.
2.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Рисование при помощи оттисков, печатей (пробок и пр.), использование нетрадиционных техник рисования – монотипия, кляксография, рисование ниткой , рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой и пр.
Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
4. Трехмерные изображения из салфеток, мягкой бумаги делают работы объемными и оригинальными.
Как правило, дети выполняют задания педагога индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.

        Использование изобразительной деятельности как средства коррекции недостатков дает положительный результат и динамику в развитии детей с ОВЗ. Изотерапия как одно из направлений арттерапии является мощным и эффективным средством в образовательной среде.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...