Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал на тему

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками, в частности, имеющими ограниченные возможности здоровья. Подробно раскрывается такая здоровьесберегающая технология, как сохранение и стимулирование здоровья. При реализации данной технологии на практике используется гимнастика для глаз, дыхательная, артикуляционная, подвижные игры, динамические паузы, релаксация. В пособие вышеперечисленные виды работы объединены в общую группу  "коррекционная гимнастика". Автор описывает различные виды коррекционной гимнастики (зрительная ,двигательная, речевая, психоэмоциональная),  приводит цели каждого вида и примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в современной России направлена на обучение ребёнка через его  развитие и  воспитание. Развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия его со взрослым и представляет собой процесс качественного изменения. Целью деятельности взрослого в ДОУ в качестве педагога является  такое взаимодействие с ребёнком,  которое способствует формированию его познавательной активности по отношению к окружающему, раскрытию его индивидуальности. Условием реализации такой цели становится использование педагогических технологий.

Современные педагогические технологии- это воздействие педагога на ребёнка в целях воспитания у него гармонии свободы личностного проявления и социокультурной нормы. Среди педагогических технологий, которые применяются в работе с дошкольниками, можно выделить следующие.

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология личностного-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
  • Технология проектной деятельности.
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога».
  • Информационно-коммуникативные технологии.

 В данном учебно-педагогическом пособие остановимся на здоровьесберегающих  педагогических технологиях как наиболее актуальных для детей с ОВЗ, в частности, для детей со зрительными нарушениями, имеющими неврологические проблемы.

В основе продуктивного развития детей с ОВЗ находятся ниженазванные  здоровьесберегающие технологии.

  • Медико-профилактические.
  • Физкультурно-оздоровительные.
  • Образовательные.
  • Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
  • Здоровьесбережения и здоровьеобогощения педагогов.
  • Сохранения и стимулирования здоровья.
  • Обучения здоровому образу жизни.
  • Коррекционные.
  • Технология активной сенсорно-развивающей среды

Общее образование и воспитание детей с проблемами в развитии возможно только при наличии  коррекционно-компенсаторной педагогической работы. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру. В каждое занятие обязательным образом должно быть включено проведение коррекционной гимнастики в качестве технологии сохранения и стимулирования здоровья. Коррекционная гимнастика проводится во время физкультминуток и используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы.

Обязательное использование такой гимнастики обусловлено тем, что всем дошкольникам, и, тем более, с проблемами в психомоторном развитии, трудно удерживать активное произвольное внимание из-за особенностей развития нервной системы. В дошкольном возрасте нервные процессы неустойчивы: повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточное внутреннее активное торможение. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, кисть работающей руки. Минимальное утомление проявляется у детей  отвлекаемостью, невнимательным слушанием, разговорами между собой. Это - проявления охранной реакции организма.

Наилучшим способом недопущения или устранения подобных явлений являются физкультминутки, при проведении которых умственная работа чередуется с физической, статическая - с динамической. Гимнастика делается 3-4 минуты и включает в себя несколько упражнений.

Существует несколько видов коррекционной гимнастики.

Виды коррекционной гимнастики

 I. Зрительная

  1. Упражнения для тренировки и  укрепления  глазодвигательных  мышц, циркуляции крови.

  1. Упражнения для предотвращения утомления глаз .

 II .Двигательная

  1. Коррекционно-развивающие игры
  2. Подвижные игры
  3. Игры на прогулке
  4. 4.Пальчиковые игры

  1. Речевая гимнастика
  2. Психоэмоциональная гимнастика

Остановимся подробно на зрительной гимнастике. Цель её выполнения -улучшение зрительного восприятия.

Эффективная методика по снятию зрительного утомления описана американским офтальмологом Бейтсом и носит название «пальминг».

  • Пальминг-это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Техника выполнения следующая. Нужно сесть ровно, поставив локти на стол. Разогреваем руки растиранием, кладём пальцы своих тёплых ладоней друг на друга так, чтобы они пересеклись у оснований  мизинцев. Складываем ладони в пригорошни и накладываем на лицо так, чтобы их основания лежали на скулах, перекрещенные пальцы- на лбу, основания мизинцев- на переносице. Свет сквозь пальцы не проникает, расслабленные руки не давят ни на части лица, ни на глазные яблоки. Некотрое время моргаем, затем закрываем глаза и погружаемся в темноту, созерцая её. Можно представить что-нибудь приятное.

 Вот ещё некотрые упражнения, снимающие напряжение глаз.

  • Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд ,затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  • Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

Приведём упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30  секунд.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Также для зрительной гимнастики мы используем различные зрительные ориентиры, которые размещаем на полу, на стенах, подвешиваем разные подвески к потолку на различной высоте. Постепенно переводим взгляд с одних ориентиров на другие.
  •  Еще одно весьма эффективное упражнение. Ребенок сидит на стуле, голова неподвижна, глаза смотрят перед собой и следят за движущимся зрительным ориентиром, который двигается на расстоянии 1,5 м. Движение - в направлениях право- влево, вверх- вниз, по часовой стрелке и обратно.

Поговорим о. двигательных коррекционно-развивающих играх. Их коррекционные цели включают в себя:

  1. Развитие координации движений рук и глаза, глазомера.
  2. Тренировку цветовосприятия на расстоянии, развитие умения соотносить по цвету, форме, оттенкам.
  3. Развитие ориентировки в большом пространстве на зрительный сигнал.
  4. Развитие точности движений, быстроты реакции.
  5. Развитие предметности восприятия.

Примеры игр:

  • «Сова» (ориентировка-запоминание «своего места»),
  •  «Спрячься в свой домик» (запоминание цвета, формы),
  • «Найди пару» (соотнесение по цвету, форме),
  • «Найди такую же игрушку» (объемные игрушки, карточки с их силуэтными изображениями, парные игрушки),
  •  «Составь цветок» (цвета, оттенки).

 Коррекционные цели подвижных игр и  игр на прогулке:

  1. Концентрация произвольного внимания детей.
  2. Развитие координации движений, равновесия.
  3. Развитие ритма, согласованности движений.
  4. Развитие быстроты реакции, ловкости.
  5. Развитие глазомера.
  6. Ориентировка в пространстве.
  7. Развитие общей моторики.
  8. Обучение перенесению знаний и умений в новую ситуацию, игру. Примеры игр:

  • «Кто прыгнет выше?» На различной высоте на нитках висят игрушки, нужно достать их по очереди.
  • «Точный поворот» Ребенок с завязанными глазами. Нужно встать со стула и пройти в указанном направлении.
  • «Не замочи ноги» На площадке или в зале нарисован ручеёк. Ребёнок должен перепрыгнуть ручеёк в самом коротком месте.

  • «Прыгни дальше» На полу расставить 4-6 игрушек (заяц ,лиса) на расстоянии 15 см одна от другой. Прыгнуть вдоль игрушек как можно дальше. Длину шагов определяют по игрушкам (прыгнул дальше зайца, но ближе  утки и т. д.)

Отдельная большая группа мануальных двигательных игр- это  пальчиковые игры. Это самые первые, древнейшие игры, в которые играют с малышами родители и бабушки с дедушками, няни «всех времен и народов». Это различные потешки и частушки, проговаривание которых сопровождается пассивными, сопряженными и активными движениями рук, кистей, ладоней, пальцев. Они могут быть самой различной тематики. В последние годы в коррекционную пальчиковую гимнастику включается игра с карандашами.

Коррекционные цели пальчиковых игр:

  1. Тренировка тактильного и зрительного восприятия.
  2. Развитие пространственной ориентировки на своей руке.
  3. Развитие подвижности глаз.
  4. Развитие аккомодации.
  5. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
  6. Развитие мелкой моторики, функциональных движений кистей.
  7. Создание благоприятного эмоционального фона. Сделаем несколько упражнений с пальцами и с карандашом.

  • «Ладушки»
  • «Пальчики здороваются»
  • «Колечки»
  • «Замок»
  • «Семья»
  • «Мостик» Карандаш удерживается 2-мя пальцами левой и правой руки: мизинцами, указательными или разными.

III        Следующая группа коррекционной гимнастики - это речевая гимнастика.
Упражнения, способствующие активизации и развитию артикуляционных движений
языка, губ, щек. Они используются как отдельный вид логопедической работы и как игровые моменты.

IV        Завершаем обзор коррекционной гимнастики психоэмоциональной
гимнастикой. Любое физическое движение в психоэмоциональной гимнастике
выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональными содержанием.
Тем самым объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций,
движения, - а с помощью комментариев ведущего подключается еще внутреннее
внимание детей к этим процессам.

Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмичные махи руками, а представляет себя зайчиком, играющим на барабане в цирке.

Игровое психогимнастическое упражнение продумывается с учетом следующих задач:

  1. Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения -путем подражательного повторения движений и действий ведущего.
  2. Тренировать   ребенка   направлять   и   задерживать   внимание   на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

В психоэмоциональную гимнастику включается и мимическая: ребенку предлагают выполнить ряд упражнений для мышц лица перед зеркалом: выразить удивление, страх, обиду.

Принципы выполнения упражнений:

  1. Системность и последовательность.
  2. Доступность материала.
  3. Постепенность в увеличении нагрузок как для отдельного упражнения, так и для комплекса в целом.
  4. Учет индивидуальных особенностей (возраст, произвольность поведения, заболевание, его степень, состояние глазных мышц).
  5. Творческий подход (использование игрушек, картинок, игровых ситуаций: в какую сторону убежал заяц?)
  6. Эмоциональность характера выполнения.

Использование педагогом различных видов коррекционной гимнастики как здоровьесберегающей технологии в процессе работы с детьми с ОВЗ- залог высокого уровня здоровья ребёнка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Росси...

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Около 30% детей с ОВЗ имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость....

Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...