МАГНИТОФОН ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ.
статья по теме

В нашей коррекционной (специальной) школе организованы классы V вида  I отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются дети с выраженным общим недоразвитием речи, а также дети с алалией, осложненной заиканием.

Речевые занятия с заикающимися детьми не обходятся без использования технических средств. Например, широко может быть использован магнитофон на речевых заняти­ях.

Замечено, что огромным стимулом в активизации ре­чевой работы самого заикающегося, мощным оздорови­тельным фактором для него служит услышанная им его же собственная правильная речь. При умело построенном магнитофонном занятии, с последующей беседой у заикающегося ребенка повышается настроение, появ­ляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положитель­ном исходе занятий, растет доверие к логопеду. Как же добиться, чтобы заикающийся ребенок перед микрофоном гово­рил правильно?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАГНИТОФОН ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ

В нашей коррекционной (специальной) школе организованы классы V вида  I отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются дети с выраженным общим недоразвитием речи, а также дети с алалией, осложненной заиканием.

Речевые занятия с заикающимися детьми не обходятся без использования технических средств. Например, широко может быть использован магнитофон на речевых занятиях.

Замечено, что огромным стимулом в активизации речевой работы самого заикающегося, мощным оздоровительным фактором для него служит услышанная им его же собственная правильная речь. При умело построенном магнитофонном занятии, с последующей беседой у заикающегося ребенка повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. Как же добиться, чтобы заикающийся ребенок перед микрофоном говорил правильно?

 Для этого, широко использую облегченные формы и условия речи (сопряженная, отраженная речь и т. д.), кроме того, на первых магнитофонных занятиях материал для выступления заикающегося ребенка тщательно отбираю, репетирую его с учащимся. На магнитофонных занятиях необходимо предупреждать речевые спазмы у заикающегося ребенка или даже игнорировать их, не замечать случайное появление. Лучше выступление отложить, дать более легкое задание, объяснив это недостаточной подготовкой к выступлению, чем нанести ему психическую травму, зафиксировав внимание на речевых спазмах.

Выработке навыков правильной речи способствуют так называемые обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы, осторожно избегая возможных срывов, обратить внимание ребенка на темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы.

После предварительных бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающийся ребенок выступает перед микрофоном со своим текстом (произносит отдельные фразы, отвечает на вопросы, пересказывает содержание картинки или сказки и т. д.) в зависимости от этапа речевых занятий.

Задача ребенка - следить и управлять своим поведением, темпом и плавностью речи, звучностью, не допускать грамматических неправильностей в ней. Я фиксирую состояние речи и поведение ребенка в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, ребенок оценивает свою речь (говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т. д.). Затем предоставляю ему возможность прослушать еще раз его речь и предлагаю ребенку снова оценить. После этого подвожу общий итог, оцениваю речь ребенка и его умение дать правильную оценку своей речи, и обязательно выделяю положительное в выступлении и поведении ребенка на занятии.

Занятие с использованием магнитофона.

Имя и фамилия

Анализ выступления

Замечания логопеда

Замечания учащегося до прослушивания своей речи

Замечания учащегося после прослушивания своей речи

Дима А. Последовательный пересказ.

«Сиротка»

Стоит спокойно, речь   без    напряжения, уверенная. Голос громкий. Дыхание смешанное,    паузы правильные, темп неторопливый.

Речь монотонная, без выделения логопедических ударений. Отрывистое произношение слов во фразе, первый слог звучит резко.

Резко начинаю слова. Волновался перед микрофоном. Говорил громко и свободно.

Говорил громко. Голос уверенный, волнение не чувствуется, хотя мне казалось, что это очень заметно. Резко начинал слова, особенно первый слог. В остальном говорил по правилам

Женя К.

Пересказ текста.

«Летом»

Выступает неуверенно, лишние движения: переминается с ноги на ногу, перебирает руками край рубашки . голос тихий, темп речи выдерживает, дыхательные паузы равномерны, речь монотонна. Первый слог произносит резко, сделал несколько упоров на согласных (д”омой, к”олхозу). Рассказ составлен интересно.

Волновался перед микрофоном. Произносил слова отдельно. Больше замечаний нет.

Говорил резко, не всегда выделял первый слог. Делал напряжение на согласных. Речь неторопливая.

Виолетта З.

Раесказ

«Осень»


Говорит тихим голосом, но уверенно. Стоит спокойно. Дыхание и темп речи правильные. Речь выразительна. Несколько раз резко начинала фразу, сделала один упор на согласном звуке, но исправила самостоятельно.

Говорила легко, сначала немного волновалась, затем волнение пропало. Напряженно произнесла согласный звук «б’» в слове «березы». В остальном требования соблюдала.

В общем речь хорошая. Неправильно произнесла первый раз слово «березы», но исправилась.

Учитывая, что магнитофонные занятия вызывают определенную эмоциональную напряженность у заикающихся детей, можно первые занятия проводить, не предупреждая ребенка о включенном микрофоне.

Есть ли необходимость проводить обучающие магнитофонные занятия, ведь каждый человек достаточно хорошо слышит себя и без специальной аппаратуры?

На этот вопрос могу дать утвердительный ответ, т.к. обучающие магнитофонные занятия позволяют отвлечь внимание ребенка от фиксации на спазмах, направить его на выполнение определенных требований к собственной речи: неторопливый, спокойный темп, непринужденное и уверенно спокойное поведение в момент речи, звучность и выразительность, грамматическую правильность фразы, логическое и последовательное изложение речевого материала и т. д. Способствуя объективной оценке качеств собственной речи у заикающегося ребенка, магнитофонные занятия помогают воспитывать правильную речь.

В процессе речевых занятий с заикающимися детьми магнитофон использую регулярно, подтверждая завершение одного этапа работы и переход к другому более сложному. Магнитофонное занятие провожу с ребенком при переходе от ответов на вопросы к пересказу, от пересказов к рассказам. Запись речи и анализ ее может проводится и при разных видах деятельности заикающегося, на занятиях по развитию речи, счету, по эстетическому воспитанию, в играх, в утренниках и т. д. В итоге каждого такого занятия важно показать ребенку его правильную речь в разных условиях, т.е. (каждый раз все в новых и более сложных условиях) и научить его при этом правильно оценивать речь и управлять ею.

Как один из вариантов обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае ребенок сначала прослушивает выступление, заучивает текст. Затем вместе с ним отрабатываем воспроизведение до мельчайших интонационных нюансов, записываю на магнитофон. При сравнении с оригиналом, констатирую сходства и различия.

Своеобразным видом магнитофонных занятий являются так называемые сравнительные магнитофонные занятия, когда заикающемуся ученику предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. Здесь следует, прежде всего, сказать о самом первом использовании магнитофона в начале речевых занятий. Это скорее не занятие, а первичная фиксация состояния речи ребенка перед началом занятий. При включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для пересказывания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофон фиксирует случаи запинок в речи ребенка: их место во фразе, частоту, длительность.

В последующем первая запись речи заикающегося ребенка служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в настоящее время.

Сравнительные магнитофонные занятия проводятся не часто, методика их проведения следующая: на соответствующем этапе речевых занятий ребенок выступает перед микрофоном с отрепетированным заранее текстом. Затем ему дается возможность прослушать последовательно его речь перед началом  занятий (первичная запись речи) и сегодняшнее выступление.

Сравнительные магнитофонные занятия, построенные на контрасте двух записей речи одного и того же ребенка, очень полезны для повышения его постоянной активности в стремлении избавиться от заикания. Эти занятия помогают ему также изжить у себя чувство ложного стыда перед окружающими за свою речь, за использование в своей речи логопедических приемов. Микрофонные занятия убеждают ребенка в том, насколько легче воспринимается на слух его речь построенная, по указаниям логопеда.

Сравнительные магнитофонные занятия, таким образом, особенно эффективно действуют на тех детей, кто стесняется дома заниматься, кто в сложной и даже обыденной обстановке предпочитает пользоваться неправильными, зато привычными образцами речи.

 Поскольку для устранения заикания учащимся (особенно при переходе в другие школы) после окончания речевых занятий предстоит еще систематическое наблюдение за своей речью, ежедневное закрепление приобретенных на занятиях умений и навыков, становится вполне ясным, какое значение для него приобретает заключительная беседа логопеда. Сравнительное магнитофонное занятие с рекомендациями логопеда являются мощным толчком, для дальнейшей речевой работы в домашних или бесконтрольных условиях.

Следует сделать основной вывод - использование магнитофона в речевых занятиях с заикающимися детьми необходимо. Роль магнитофонных занятий достаточно серьезна в преодолении заикания. Они способствуют объективной оценке состояния речи заикающихся до занятий, на разных этапах и после окончания их.

Использование магнитофона на речевых занятиях в известной мере повышает ответственность заикающихся детей за свою речь, активизирует их внимание и наблюдательность, дисциплинирует, заставляет добиваться конкретной цели, разнообразит и в известной мере заинтересовывает занимающихся.

Выступление перед микрофоном - это довольно сложный акт, требующий определенных волевых усилий и умения держаться. Большинство заикающихся детей жалуется на волнение при выступлении. Поэтому магнитофонные занятия помогают прививать навыки правильной речи в усложненной обстановке.

Магнитофонные занятия - это своеобразный экзамен на проверку усвоенных речевых навыков на различных этапах коррекционной работы, совершенствующие речевой анализ, с помощью которого заикающиеся добиваются более эффективного применения правильных навыков речи. Они помогают ему разбираться в характерных особенностях собственной речи, отмечая положительные и отрицательные стороны.

Магнитофонные занятия - это прекрасное средство положительного воздействия на психику заикающегося. Они способствуют вытеснению у него представлений о своей безнадежно дефектной речи. Позволяют почувствовать реальную возможность говорить свободно, как все, убедиться в эффективности занятий, стимулируют к необходимой работе над своей речью, над собой. В этом случае использование магнитофона в речевых занятиях есть не что иное, как психотерапия заикания с привлечением самого заикающегося. А заикающийся своей активностью, добившийся избавления от мучительного недуга, будет всегда помнить, что его здоровая речь «есть его собственное приобретение - плод труда и энергии и уже никогда не отнимется от него» (Г. Д. Неткачев).


                      Литература:

  1. В.И. Селиверстов.  Заикание у детей.
  2. И.Г.Выгодский,  Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская.  Устранение заикания в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме "Что тебе приходится делать дома?"

Урок по теме «Что тебе приходится делать дома?» в 5 «А» классе ГОУ СОШ № 183 СОУО Департамента образования г. Москва Учитель английского языка Латышева И.Р.       Да...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Прошлое приходит к потомкам.

Музей истории Кубанского казачества и нашей станицы....

ГРАМОТНОСТЬ: ПОЧЕМУ УХОДИТ И ОТКУДА ПРИХОДИТ.

В статье содержатся размышления автора о катастрофическом падении уровня грамотности, называются причины данного явления, указываются способы преодоления создавшейся кризисной ситуации, которые автор ...

Прощай, Зима! Приходи, Весна!

Цель: продолжить работу по изучению русских традиций и обычаев. Задачи: ознакомить детей с русским народным праздником развитие эмоциональности у детей через игровую деятельность с использованием фо...

Презентация "Магнитофон приходит на помощь."

В нашей коррекционной (специальной) школе организованы классы V вида  I отделения для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются дети с выраженным общим недоразвитием речи, а также дети с а...

Магнитофон ( диктофон), как средство коррекции на уроках чтения. ( Из опыта работы)

Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения.  ...