Конспект открытого логопедического занятия "Предлоги". 3 класс.
план-конспект урока на тему

Корюкина Вера Вячеславовна

Конспект открытого логопедического занятия с учениками 3 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме "Предлоги".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия.

Тема:  «Предлоги» (3 класс).

Цели:  1. Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.

           2. Развитие и уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

           3. Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога.

               4. Развитие умения подобрать по смыслу нужный предлог.

           5. Развитие умения строить предложения, используя нужные предлоги.

           6. Закрепление навыков раздельного написания предлогов с существительными.

            7. Расширение круга употребления предлогов, развитие умения строить предложения.

            8. Преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи учащихся.

Оборудование:

  1. Дидактические карточки с заданиями.
  2. Карточки с предлогами.
  3. Схема предлогов (условное их обозначение).
  4. Дидактические картинки.
  5. Книги, тетради, ручки, карандаши, фломастеры.
  6. Мяч.

Содержание занятия.

1. Организационный момент.

        - Открыли тетради.

- Записали число и тему урока.

2. Повторение пройденного материала.

        - Вспомним, какие бывают предлоги.

        Задание. Назовите предлоги, какие услышите и название произведения.

        а) Сказка «Колобок»

Я от бабушки ушел

я от дедушки ушел

я от зайца ушел

я от волка ушел

от медведя ушел…

б) Сказка «Репка»

        Дедка за репку

                Бабка за дедку

                        Внучка за бабку

                                Жучка за внучку

Кошка за Жучку…

в) Стихотворение В.Чуковского «Федорино горе»

        Скачет сито по полям,

а корыто по лугам…

        - Дидактическая игра. Придумайте: 

               а)        - Предлоги с одной буквой.

                - Предлоги из двух букв.

                - Предлоги из трех букв.

              б) - На какой вопрос отвечают слова-предметы? 

                Придумайте слова-предметы с этими предлогами.

3. Задание. Работа со схемами предлогов.

а) Сейчас мы с вами вспомним условное обозначение предлогов (схемы).

        - разложите схемы предлогов на парте.

        - покажите предлог: на, в, под, из, над, у, по.

б) Логопед читает слова с предлогами. Учащиеся поднимают схему услышанного ими предлога.

        Под диваном, из класса, на крыше, в школе, над столом, у дома, по стеклу, из столовой, над городом, у доски, в гараже, под мостом, на небе, в дупле, под землей, из машины, в окно.

в)  Учащимся предлагается разложить дидактические картинки  под графическими схемами предлогов.

4. Задание: Работа со словосочетаниями.

а) Произнесите слово с предлогом, изменяя  окончание.

                        На

                        В

                        Из

                        Над

Со

Под

От

До

б) Произнесите слова с предлогом, изменяя  окончания.

                       Кисть

                         Яблоко

                        Груша

                       Апельсин

                         Банан

                     Лимон

        - Какое слово здесь лишнее? Почему? (кисть)

        - Что такое кисть?

        - Какое значение имеет это слово?

5. Задание: Выберите из корзины нужные предлоги. Составьте словосочетания, разберите орфограммы.

Летит  …………..         …...... гор…дом.

Приш…ть ……....        ……..  платью.  

Шнурки …………       ……..  ботинок.        

Спит …………….        ……..  скамейкой.

6. Задание: Физкультминутка.

    а) Поднимите руки - к верху,

                      теперь - в стороны,

                       потом - на плечи.

    б) Положите руки - на парту,

                               - под парту,        

                             - за спину,

          уберите руки - в карманы.

     в) Присядьте столько раз, сколько услышите предлогов в стихотворении.

Тысячу частушек

Спела Таня Свете.

Танины частушки

Обо всем на свете:

О чистой водице,

О смелой кунице,

О чуткой медведице,

О чудесах и волшебнице.

7. Задание: Работа над предложениями.

а) Задание с карточками: логопед читает предложения, учащиеся поднимают карточку с услышанным ими предлогом.

       На  клумбе растут розы.

               Щука живет в реке.

               С  ветки упало яблоко.

               Петя вернулся  из  лагеря.

               По  небу плывут облака.

               Поезд приближался  к  станции.

               Дети убежали  от  грозы.

               Ивы растут  у реки.

       В  автобусе ехал старик  с  палочкой.

               По  тропинке дети бежали  к  лесу.

               Барсук живет на поляне у дуба.

               Света выложила книги  из  портфеля  на  стол.

               У  школы дети катались  с  горки  на  санках.

б) Игра в лото: у учащихся карточки с картинками. Логопед называет пары предметов (ложка и стакан, дым и труба и т.д.). Дети должны назвать местоположение предметов по отношению друг к другу и закрыть картинку соответствующим предлогом.

в) Упражнение. Дополнить предложение по картинкам и назвать предлоги.

г) Упражнение. Прочитайте предложения, вставьте пропущенный предлог и запишите его фломастером (на «файле»).

Ночью   жители   леса   спешат   …   добычу.

Волк побежал  …  деревне.

…  дневнике  …  меня  хорошие  отметки.

Сова перелетела  …  ветки  …  ветку.

д) Упражнение. Придумайте предложение с предлогом по данной схеме и запишите его в тетрадь.

                        

е) Игра. «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.

  1. Мяч играет с Сашей.
  2. Дорога едет по машине.
  3. Гена разбил стеклом мяч.
  4. Маша несет сумку в капусте.
  5. Дед в печи, дрова на печи.
  6. На столе сапожки, под столом лепешки.

8. Задание: Действия с предметами.

  1. Положите карандаш на книгу.
  2. Снимите карандаш с книги.
  3. Положите тетрадь в книгу.
  4. Выньте тетрадь из книги.
  5. Положите ручку под тетрадь.
  6. Положите книгу на карандаш.

9. Задание: Игра «Наоборот» - с перекидыванием мяча (назови противоположный предлог).

  1. В школу – из школы
  2. в сумку – из сумки
  3. в магазин – из магазина
  4. в корзину – из корзины
  5. над окном – под окном
  6. над диванов – под диваном
  7. над крышей – под крышей
  8. над столом – под столом
  9. к двери – от двери
  10. к дому – от дома
  11. к шкафу – от шкафа
  12. к машине – от машины
  13. до города – от города
  14. до поворота – от поворота
  15. до театра – от театра
  16. до гаража – от гаража. 

10. Подведение итогов занятия:

        - какую тему проходили на уроке?

        - что понравилось?

26 апреля 2006 г.,  Корюкина В.В., областной семинар учителей-дефектологов школ (ИУУ Славина Е.В.)

Стол

С

НААА

В

ОТТ

ПОД

К

НАД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные логопедические занятия". 6 класс

Рабочая программа включает информационно-методическое обеспечение, тематическое и календарно-тематическое планирование....

тетрадь для логопедических занятий 1 класс 1 четверть

Данную тетрадь можно использовать на логопедических занятиях на школьном логопункте. Каждый листраспечатывается с двух сторон и разрезается по средине. Данная тетрадь может быть полезна учителям-логоп...

Сценарий логопедического утренника в классах-группах "Путешествие в Разноцветную сказку".

Сценарий  логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида  "Путешествие в "Разноцветную сказку"....

Выступление "Специфика логопедической работы в классах-группах"

Специфика логопедической работы в классах-группах (с детьми с ограниченными возможностями здоровья) специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

"Разноцветное путешествие" Логопедическое занятие 2 класс.

Цель: - способствовать формированию умений по распознаванию цвета предметов;-развивать внимание, логическое мышление, пространственную ориентацию;- совершенствовать артикуляционную моторику, кин...