Практический материал: Альбом «Использование устного народного творчества для формирования лексико-грамматических категорий»
презентация к уроку по теме

Алпатова Ирина Александровна

 

У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, мы отметили, что детский фольклор  представляет хороший речевой материал, который можно использовать в работе по формированию лексико-грамматического строя речи.  Богатое наследие русского народа  привлекает  логопедов многообразием лексики с пространственным значением: предлоги, наречия, приставочные глаголы движения.  Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования и словоизменения. Использование  произведений русского народного творчества проводится по нескольким направлениям:

·        обогащение словаря происходит за счёт усвоения однокоренных слов

·        слов с противоположным значением.

Развитие словообразования и словоизменения включает в себя работу

·        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

·        Согласование существительных с числительными

·        Усвоение относительных и притяжательных прилагательных

·        Усвоение глаголов прошедшего времени  мужского и женского рода единственного числа

Представляем Вашему вниманию адаптированные логопедические игры по формированию лексико-грамматических категорий с использованием устного народного творчества (Слайд) Для обогащения словаря и знакомства детей с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями используется игра «Подбери картинку»: Взрослый читает текст, а ребёнок подбирает подходящую по смыслу картинку. На втором этапе работа усложняется: ребёнку предлагается иллюстрация, а он называет к ней пословицу, поговорку, крылатое выражение. Данная работа проводится на любом материале малых фольклорных жанров. Очень эффективно использовать фольклор в усвоении однокоренных слов, т. к. в них создаются хорошо знакомые образы для детей: герой колыбельной не просто КОТ, а КОТИК, КОТЕНЬКА, КОТОК, ЛИСА в потешке ЛИСОНЬКА в скороговорке КУКУШКА купила капюшон КУКУШОНКУ Использование пословиц и поговорок значительно облегчает работу по  усвоению слов с противоположным значением. Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем - нет. Отличие этих форм не препятствует их усвоению, а ведет к закреплению разных вариантов слова.

 Знакомство с антонимами проходит с помощью использования  задание «Скажи наоборот», «Добавь словечко»: Человек от лени болеет, а от труда … здоровеет.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

Для усвоение имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением проводится работа с помощью вопросов и заданий:

«Какое слово обозначает маленький предмет?» Про какой объект говорится ласково? Детям читается произведение, а ребёнок выделяет слова с уменьшительно—ласкательным значением. Данная работа представлена на материале пословиц, потешек

 Следующее задание проводится с помощью игры «Палочка – уменьшалочка» Ребёнку предлагается Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет. Подал (руку) ручку, да подставил (ногу) ножку. После (дождя) дождика будет (солнце) солнышко.

 Малые фольклорные формы помогают в усвоении согласования существительных с числительными. Игра «Как изменить цифру»  проводится на материале пословиц,  ребёнку предлагается задание вставить подходящее по тексту числительное.

 В игре «Позови ласково» детям предлагается выделить имена в уменьшительно-ласкательной форме. Затем дети сами придумывают ласковые формы других имён.

 Русские пословицы и поговорки просто кладезь  для усвоения относительных и (Слайд)  притяжательных прилагательных   

 Для образования притяжательных прилагательных предлагается детям вместо картинки вставить слово ( «петушиный» - вместо  петух, по заячьему заяц, медвежьей — медведь)

  Следующим направлением в работе является  усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа с использованием колыбельных, потешек, прибауток.

Мы не только знакомим детей  с речевым материалом, но и предлагаем рассказать о том, как было:
Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник (бежит) бежал,
В можжевельник (попадает)попал.
(зацепляется) Зацепился хвостом -
(ночует) Ночевал под кустом.
Более подробно с используемым речевым материалом вы можете познакомиться на презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_grammatika.docx561.93 КБ

Предварительный просмотр:

Составители:

учителя-логопеды

Алпатова И.А.,

 Литвинова Ю.А.

        

  1. Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь.
  2. Радость молодит, а горе старит.
  3. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.
  4. Рубашка беленька, да душа черненька.
  5. Сыт - весел, а голоден - нос повесил.
  6. Сытый голодному не товарищ.
  7. Трудно найти, легко потерять. 
  8. Умный плачет, а глупый скачет.
  9. Хороша веревка длинная, а речь короткая.

  1. На грубое слово не сердись, на ласковое - не сдавайся.
  2. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  3. Над другом посмеешься - над собой поплачешь.
  4. Нашел - не радуйся, потерял - не тужи.
  5. Не видав горя, не узнаешь и радости.
  6. Не хвали меня в очи, не брани за глаза. 
  7. Несчастья бояться - счастья не увидать.
  8. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  9. От гнева стареешь, от смеха молодеешь.
  10. Земля черная, а хлеб белый родит.
  11. Кошачья лапка мягка, а коготок - остёр.
  12. Легче друга потерять, чем найти. 
  13. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. 

  1. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
  2. Люби брать, люби и отдавать.
  3. Мал соловей, да голосок велик.
  4. Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  5. Больше слушай, меньше говори.
  6. В кривом глазу и прямое криво.
  7. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
  8. На голове густо, а в голове пусто.


Баю-бай, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше — на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай!
И в гудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Машеньку качать.


Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Тихо Машу усыплять: —
Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай.

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.


Баюшки, баюшки,
Скакали горностаюшки,
Прискакали к колыбели,
На Сережу поглядели.
Говорит горностай: —
Поскорее подрастай.
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И зайчонка, и волчонка,
И на елке кукушонка,
А под елками — лису!


- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
 
- Под пенечком что?
- Грибочек!
- Хвать, да в кузовочек!



Ночь прошла,

Темноту увела.
 
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко -
Колоколнышко!

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай!

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода

Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

  1. Не бывать сосновой шишке на рябине.
  2. Смелому - медовые пышки, трусу - еловые шишки.
  3. На ивовую палку не опирайся, а глупому не доверяйся.
  1. Петушиным гребнем головы не причешешь.
  2. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
  3. Волк и в овечьей шкуре не укроется.
  4. Ложь на тараканьих ножках ходит.

Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

Аленка-маленка
Шустра, быстра,
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.

Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.

Тили-тили-тили бом,

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

Но не добежала, 

Воду расплескала.

Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была,
Все крутила, все мела,
Примораживала,
 
Калинушку с малинушкой
Заламливала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветы
Повысушила.

  1. Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
  2. Съел кусочек с птичий носочек.
  3. Пушинка к пушинке - выйдет перинка.
  4. Без ручки кружечка - стаканчик.
  5. Невелика щучка, да зубок востер.
  6. Подал ручку, да подставил ножку.
  7. Будут цветочки, будут и ягодки.
  8. Около пчелки медок, около жучка - навоз.
  9. Не расти яблочку на елочке.
  10. По ниточке до клубка доходит.
  11. После дождика будет солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...

Использование технологии наглядного моделирования в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию использование наглядного моделирования  вызывает ин...