Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».
методическая разработка (6 класс) по теме

Видус Марина Викторовна

 

Игровое занятие    «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону» проводится для закрепления правил культуры общения, воспитания культуры общения в общественных местах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое занятие

«Поведение в общественных местах.

Разговор по телефону».

Цель: закрепление правил культуры общения. Уточнение понятий «вежливость», «культура», тактичность». Воспитание культуры общения в общественных местах.

Оборудование: таблицы, карточки, кроссворды, словарные слова.

(Класс делится на две команды. Жюри состоит из учителей).

Учитель:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя бы совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали.

                                     ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнце прибавилось

                                                               в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось

                                                               в мире?

Отчего же на капельку радостней

                                               сделалась жизнь?

                                                       Владимир Солоухин

        Вот видите, мы поздоровались – и «на капельку радостней сделалась жизнь». Правда многое тут зависит еще и от того, как мы поздоровались.

        На занятиях по физкультуре вы тренируете мышцы по особым правилам спорта; в математике решается задачи по ее правилам; в русском языке – свои правила. И все эти правила учат вас быть здоровыми, сообразительными, грамотными.

        Для того чтобы стать воспитанными, культурными людьми, тоже нужно изучать определенные правила. Вот сегодня мы поговорим о правилах поведения, которые можно назвать одним словом: этикет – словарное слово.

        Как вы понимаете слово «этикет»?

        Слово «этикет» французского происхождения и означает установленный порядок поведения людей, форму обхождения друг с другом.

        Этикет дает возможность каждому человеку проявить уровень своей воспитанности. А проявляется она в добром отношении к людям, в уважении, благожелательности, в других хороших наших качествах, и в частности в тактичности и вежливости.

        А вот еще важное качество, зашифрованное на доске:

_   _   _ ность  (точность)

        Об этом качестве французский король Людовик XVIII высказался следующим образом: «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей». Это высказывание стало крылатым выражением.

        Уже в то время люди понимали важность культуры поведения.

  1. КОНКУРС «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА»

        Как вы понимаете правила этикета, связанные со словами: тактичность, вежливость, точность? (ответы детей с примерами , жюри их оценивает).

        Ответьте на следующие вопросы.

  1. Выберите правильный ответ.

        Почему, приветствуя друг друга, мужчины приподнимают шляпы?

  1. Чтобы видеть лица друг друга.
  2. Чтобы продемонстрировать, какая хорошая и дорогая шляпа.
  3. Чтобы показать свою прическу.
  4. Чтобы подчеркнуть свое уважение друг к другу.                              

  1. Почему входя в помещение, мужчины снимают головные уборы?
  1. Чтобы не было жарко.
  2. Чтобы показать свое уважение к этому дому.
  3. Чтобы продемонстрировать прическу.

  1. КОНКУРС «УГАДАЙ СЛОВО»

        Для выполнения следующего задания я попрошу разгадать небольшой кроссворд. В зашифрованных клеточках вам предстоит разгадать слово, неожиданное для нашего урока. А означает оно предмет, который был прототипом нашего телефона. (Командам раздаются карточки с кроссвордом. Выигрывает та, которая раньше отгадает).

  1. Местоимение, которым мы пользуемся, обращаясь к близкому человеку.
  2. То, что мы едим как на гарнир или на завтрак; бывает рассыпчатая или вязкая.
  3. Важное качество культурного человека (начинается на букву «В»).
  4. Вид общественного транспорта.

Тыква – именно она служила первым телефонным аппаратом. Это обнаружили ученые при раскопках египетских дворцов.

  1. КОНКУРС «ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»

        В этих «картинках» вам будут показаны примеры правильного и неправильного поведения в некоторых ситуациях. Ваша задача – выбрать правильные варианты и объяснить, почему вы так считаете.

        Возьмем обыкновенный телефон. Более простого средства для общения людей, удаленных друг от друга на большие расстояния, пока не придумано. Сейчас у всех есть телефон. Даже мобильный. Казалось бы, куда проще – позвонить родным и знакомым. Однако обращаться по телефону тоже надо уметь. Очень важно правильно построить телефонный разговор. Он должен быть коротким, вежливым и по существу.

        Итак¸ прослушайте два варианта разговора по телефону и выберите правильный.

Живая картинка №1

«Телефонный разговор»

1. - Это кто, а?

    - А кто вам нужен?

    - Мне маму позовите!

    - Чью маму?

    - Мне мою…

    - А как ее зовут?

    - Иванова Анна Павловна.

    - Что-нибудь передать?

    - Ага, передайте: в общем, я уйду в гости, приду, когда все            закончится. Ну все, пока!

2.  – Алло!

     - Здравствуйте! Это технический отдел?

     - Да.

     - С вами говорит Маша – дочь А.Б. Не могли бы вы позвать маму к телефону!

    - К сожалению, ее нет сейчас на месте. Что-нибудь ей передать?

    - Пожалуйста, если вас не затруднит, передайте, что я ушла в гости на день рождения к Оле Семеновой и вернусь не позже восьми часов вечера. Пусть не волнуется за меня.

    - Хорошо, Маша, обязательно передадим.

    - Большое спасибо! До свидания.

Живая картинка №2

«Как мы ездим в автобусе?»

        В автобус №3 вошла пожилая женщина. Свободных мест не было. Одна из сидевших девочек отвернулась. Вторая встала со словами: «Садитесь, пожалуйста». Третья девочка, уступая место, сказала: «Садитесь, пожалуйста, вы же старенькая».

Вопросы:

- Кто правильно поступил из трех девочек?

- Почему не правы первая и третья девочки?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости. Какие именно?

        «Волшебные слова» вы говорили в детстве. Сейчас мы их вспомним.

        Задание для обеих команд (выполняется по очереди).

- Встать в шеренгу и маршируя, по очереди называть слова:

- а) приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, привет, приветствую вас, рады приветствовать вас, разрешите приветствовать вас…)

- б) благодарности (спасибо, большое спасибо, благодарю, благодарю вас, мне хотелось бы поблагодарить вас, позвольте мне выразить свою признательность; нет слов, чтобы выразить свою благодарность…)

(Выигрывает та команда, которая назовет больше слов и пройдет большее расстояние.)

V. СЦЕНКА «НА УЛИЦЕ»

        В следующем задании нужно найти как можно больше ошибок в проведении героев и прокомментировать их. Рассказ «На улице»

(Можно инсценировать, заранее дав группе учащихся такое задание).

        «Четверо наших школьников попали в другой город. Им все интересно: прохожие, дома, витрины магазинов, транспорт. В карманах у кого-то нашлись семечки. Ну и, конечно же они купили мороженое. Наши герои шли, размахивая руками, громко смеясь и  вслух делясь впечатлениями. При этом они толкались, грызли семечки, ели мороженое. Прохожие шарахались. И только одна пожилая дама обратилась к ним.

- Молодые люди!

Ребята остановились.

- Кажется, вы забыли, что соблюдение правил хорошего тона на улице так же необходимо, как соблюдение правил уличного движения.

- Тетенька, что это за правила такие?».

Вопросы:

- Какие ошибки допустили наши герои?

- Какие правила они не соблюдали?

        

        А теперь послушайте рассказ полностью.

        «Четверо наших школьников попали в другой город. Им все интересно: прохожие, дома, витрины магазинов, транспорт. В карманах у кого-то нашлись семечки. Ну и, конечно же они купили мороженое. Наши герои шли, размахивая руками, громко смеясь и  вслух делясь впечатлениями. При этом они толкались, грызли семечки, ели мороженое. Прохожие шарахались. И только одна пожилая дама обратилась к ним.

- Молодые люди!

Ребята остановились.

- Вы совсем не учитываете ширину тротуара. Это мешает другим прохожим и создает беспорядок. Кажется, вы забыли, что соблюдение правил хорошего тона на улице так же необходимо, как соблюдение правил уличного движения.

- Тетенька, что это за правила такие?

- Во-первых, - сказала она, в обращение «тетенька» в данном случае совсем не уместно. Если я не ошибаюсь, мы с вами не родственники и даже не близкие знакомые. К незнакомым людям, если вы хотите у них что-то спросить, следует обращаться с помощью таких слов: «Простите, пожалуйста…» или «Будьте добры…». Раньше использовалась такая форма обращения к незнакомым людям, как «сударыня», «сударь». И сейчас она потихоньку возрождается, хотя не очень активно.

Во-вторых, пешеходы на улицах должны вести себя так, чтобы не мешать другим. А вы? Посмотрите на себя: заняли весь тротуар, прохожие шарахаются от вас в стороны. И в придачу галдите, как грачи. А еще семечки грызете на улице и выплевываете шелуху. Это вообще никуда не годится.

        Всего доброго, молодые люди, - сказала им на прощание дама, а нашим героям стало стыдно».

(Жюри оценивает ответы команд)

  1. КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

  1. Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?
  2. Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами , забрасываешь на газон?
  3. На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?
  4. Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?
  5. Надо ли быть вежливым с грубым человеком?
  6. Кто первым заканчивает разговор?
  7. Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?
  8. Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?
  9. Как правильно знакомиться?
  10. Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?
  11. Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?
  12. Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?
  13. Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).

  1. ИТОГ

        Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем понравился? Что нового узнали?

        Теперь вы знаете ошибки в своем поведении. И знаете, что очень важно любить и уважать тех, кто вас окружает. Напоследок все пожмите друг другу руки и подарите улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Позвони мне позвони" Этикет разговора по телефону.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА«Позвони мне, позвони».этикет разговора по телефону.Цель:Сформировать представление учащихся о культуре общения по теле...

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...

Урок социально-бытовой ориентировки в 8 классе по теме «Телефон. Правила пользования телефоном и телефонным справочником. Культура разговора по телефону»

Данный урок  способствует формированию формирование у обучающихся необходимого запаса знаний, умений и навыков при пользовании телефоном и телефонным справочником,  знакомит их с прави...

Игровое занятие «Поведение в общественных местах. Разговор по телефону».

Цель: закрепление правил культуры общения. Уточнение понятий «вежливость», «культура», тактичность». Воспитание культуры общения в общественных местах....

Правила поведения на дороге жизни или правила этикета в общественных местах и общественном транспорте.

Ничего не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.Сервантес...

Урок французского языка: Страны и континенты. Разговор по телефону. Правила пользования телефоном во Франции.

Урок французского языка как второго иностранного. Цель урока- совершенствование языковой компетенции учащихся...