Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.
план-конспект урока по теме

Шипелёва Оксана Николаевна

Цели:

Коррекционно-образовательный аспект:

  • формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
  • закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  • формировать фонематическое восприятие;

Развивающий аспект:

  • развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
  • развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
  • обогащать и уточнять словарный запас;
  • совершенствовать грамматические формы речи;
  • добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать ключевые компетенции.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
  • воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
  • Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья отнесена к разделу: Логопедия.

Учитель-логопед:  Шипелёва Оксана Николаевна.

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели:

Коррекционно-образовательный аспект:

  1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
  2. закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  3. формировать фонематическое восприятие;

Развивающий аспект:

  1. развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
  2. развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
  3. обогащать и уточнять словарный запас;
  4. совершенствовать грамматические формы речи;
  5. добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
  6. развивать коммуникативные навыки;
  7. развивать ключевые компетенции.

Воспитательный аспект:

  1. воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  2. воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
  3. воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
  4. Этапы занятия: подготовительный, основной, заключительный.

Ход урока

1. Подготовительный этап

2. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
Наши уши внимательно слушают и все … (
слышат)
Голова запоминает и … (
думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями   и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку. Задание 1. В ряду букв найдите слова.  (пвгрядвгакаегрязьрлапвемячнарцуксадвыуцмаквфц)

  1. Какие слова вы нашли(открываю слова на доске)? (ряд, грязь, мяч, мак, сад)
  2. Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (   одна гласная буква в середине слова.)
  3. Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква А, а в других буква Я.)
  4. На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на доске по группам.)
  5. Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.
  6. Подчеркните гласные буквы красным цветом.
  7. Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.
  8. Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)
  9. Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)
  10. Как звучат согласные перед буквой А? (Твердо.)
  11. Как звучат согласные перед буквой Я? (Мягко.)
  12. Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске

: “Буквы А- Я после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

  1. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

Ба, та, ля, ка, мя, тя, ся, за;
Лак, мак,
ряд, грязь, мяч, мак, сад,рад ;

  1. “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:

Ба-бя-ба-бя;
тя-та-та-тя;
ля-ля-ла-ля;
ма-ма-мя-ма
,

  1. Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы:

т

м

п

б

л

м

3

а

я

А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – ТЯпка; МАрка, ПЯтки ЗЯблики , ПЯтый , БАшня, МЯтое;
Второй слог слова –
земля, котята, козлята.  

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

1) Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

2) Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья
Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний.
Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)

У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
,
Будем их соединять.

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

И движенья выполнять…
Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

3. Дифференциация А-Я на уровне слова и словосочетания. Упражнение “Вставь пропущенную букву”.

Работа по карточкам. Детям рассматривают картинки, читают надписи к ним, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые - синим.

  1. На карточках: дын…, , змее.., ,  рук…, земл.., капл…, слез.., трав.., сабл.., пиал.., коле.., башн….
  2. Запиши слова- названия картинок. Выдели в словах буквы А-Я. Подбери признаки к этим предметам.

  1. Кто нарисован на первой картинке? (курица)
  2. Какую букву напишем в слове курица – а или я. Почему?
  3. Какую по счету напишем букву а?  и т.д.
  1. Собери и запиши слова из данных наборов букв. Объясни их  значение. Отметь мягкость – твёрдость согласных перед гласными А-Я.

Ддяя--------, нняя-----,   кртоан---,   амма--,  змлея---, кряаог--.

  1. Вставь пропущенные буквы А –Я. «Подружи слова из левого столбика со словами из правого столбика ( соедини их линиями).  Прочитай и запиши словосочетания. Укажи твёрдость и мягкость согласных перед буквами А-Я.

Хитра--                                        б—бочк--

ловк--я                                         мышк--

пушиста--                                      змее--

сер---я                                           обезь—н--

ядовит--я                                      кошк--

ярка----                                          лис---

 .

  1. Дифференциация А-Я на уровне предложения.

 2)   Прочитай  предложения.

Найди и выпиши грамматическую основу каждого предложения.

Образец: Была слякоть.

На улице была слякоть.

Ребятишки играли в прятки.

Рая спряталась за дерево.

Оля быстро вязала на спицах.

У бабушки в чулане стояла старая прялка.

На землю падали перезревшие ягоды малины.

Подчеркни буква а одной чертой, букву я –двумя  чёрточками.

4. Заключительный этап

1) Экспресс-опрос

– Какие согласные мы учились различать на слух?
– С какой парой букв мы работали на занятии?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?
– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по дифференциации согласных "б-п"

Карточки с заданиями помогут достигнуть положительного результата в развитии умений дифференцировать буквы "б и п". Такие упражнения помогут индивидуализировать учебно-коррекционный процесс, применять...

Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».

1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....