Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
методическая разработка по теме

Григорьева Наталия Владимировна

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_obucheniya_gramote.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Г. Юбилейный

МБДОУ детский сад №33 « Тополёк»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 « ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ»

Провела:

Учитель логопед

высшей квалификационной

й категории

Григорьева Н.В.

2012 г.

  Овладение чтение и письмом предполагает определенного уровня подготовки детей., который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты.

   Обучение грамоте- не самоцель, а необходимое звено в общей системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развитием речи.

  1. Обучение грамоте ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна с целью предотвращения трудностей в различении и выделении  звуков из живой речи и в правильном их соотнесении с соответствующими буквами, а отсюда- в предупреждении специфических дисграфических ошибок.   Каждый звук изучается сначала на занятиях по произношению и лишь после того, как достигнуто правильное произношение, на занятиях по грамоте проходится соответствующая буква.
  2.  Порядок  прохождения  звуков и букв на занятиях по произношению иной, чем в массовых группах. Он подчинен доступности различения и усвоения звуков детьми с недоразвитой речью.  В первую очередь изучают те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся  детьми в основном правильно( гласные, м, п, т, к, х, н, в) Исключения могут составлять такие звуки , как Ы, С,Л.

Затем постепенно начинают работу со звуками и буквами, ранее неправильно произносимыми, которые на специальных занятиях по коррекции произношения исправляются одними из первых.

  1. Темп прохождения звуков и букв на уроках грамоты более растянут, чем в массовых группах.

  1. Большое внимание отводят  развитию навыка быстро ориентироваться в звуко- буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики и правописания.

  1. Необходимо, чтобы весь словарный материал, который  используют в процессе обучения грамоте,  был знаком детям, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить слова с определенными предметами и явлениями действительности. Этот материал  должен быть заранее отработан на уроках развития речи.

  1. На протяжении всего периода обучения грамоте ведется углубленная работа, обеспечивающая формирование морфологических обобщений, восполняющая пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и подготавливающая их к усвоению правописания.

  1. Углубленная работа по  развитию и уточнению речевого запаса и морфологического анализа слова вырабатывает у детей готовность к сознательному усвоению правил правописания и грамматики, создает возможность раннего усвоения правил.

  1. Обучение грамоте строится на основе вышеуказанных общих положений фронтальным способом. Однако наряду с ним должен  осуществляться индивидуальный подход к детям в соответствии с особенностями нарушения речи каждого ребенка. Кроме того, следует учитывать характерологические особенности каждого ребенка и усвоение им программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»

Цель:  Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями....

Подготовка к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями

в данном материале рассматривается проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями...

Консультация для родителей «Причины и виды речевых нарушений у детей»

Консультация для родителей      «Причины и виды речевых нарушений у детей»...