Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»
проект на тему

Десятова Наталья Викторовна

 

Цель:  Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_proekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»

Вид проекта:

  • краткосрочный
  • коммуникативно-познавательный

Участники проекта:

  • дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед

Проблема:

Развитие грамматически правильной речи при помощи приема моделирования.

           В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. Все чаще педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию - моделирование, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.

           Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Цель: 

  • Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

- Учить составлять предложения по опорным схемам.

- Учить взаимодействию в группе.

- Обучать детей навыкам эффективного общения через совместное  

  моделирование игровой ситуации.

- Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с

  детьми.

- Развивать правильное речевое дыхание.

- Развивать общую и мелкую моторику,

- Развивать слуховое и зрительное внимание, ассоциативное мышление.

- Воспитывать игровое поведение, чувство сплоченности.

Предполагаемый результат:

В результате применения метода наглядного моделирования дети эффективней запоминают  структуру рассказа, воспроизводят информацию.  Наглядный материал усваивается легче, чем словесный, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.

Продукт:

  • рассказ о своем день рождении с опорой на самостоятельно

           составленный опорно-графический план;

  • выставка пригласительных к дню рождения;
  • открытое занятие по теме: «День рождения. Составление рассказа по

           картинно-графической схеме».

Формы реализации проекта

I этап. Подготовительный (за неделю до начала проекта)

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Разработка плана проведение проекта.

3. Ознакомление участников с проектом.

4. Методическое обеспечение проекта: определение значимости использования наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста; анализ теоретического и практического материал для внедрения в практическую деятельность;

5. Работа с детьми: определение актуальных знаний детей о празднике «День рождение»,  придумывание несложных символических обозначений для: людей,  праздников, слов-действий, слов-признаков.

6. Создание развивающей среды: подбор художественной литературы, музыкальных произведений, иллюстраций, сюжетных картин по теме «День рождения», набор карточек с символическим изображением  людей,  праздников, слов-действий, слов-признаков.

II этап. Основной этап.

Вид деятельности

Задачи

Участники

1.

Самостоятельный выбор и

разучивание стихотворений по теме.

-Работа над темпом   и

ритмом речи, интонационной выразительностью.

-Развитие информационной

 компетентности.

Родители

Дети

2.

Прослушивание музыкальных произведений

Воспитатели

Дети

3.

Подбор раскрасок по теме.

-Развитие тонкой моторики, умение

 штриховать в одном направлении.  

-Профилактика оптической

 дисграфии.

Логопед

Дети

4.

Дидактические игры:

 «День рождение куклы», «Подбери посуду для чаепития»,

«Закончи предложение», «Чепуха», «Фанты»

«Мамины помощники»

-Формировать умение детей

действовать с предметами и

игрушками в совместной  игровой деятельности.

- Развивать способности группировать предметы.

- закреплять знания о разных видах посуды.

- Упражнять в правильном подборе слов, в умении логично задавать вопросы.

- Воспитывать выдержку, чувство юмора, навыки организованного поведения.

Логопед

Воспитатели

Дети

5.

Сюжетны игры «Приходите в гости», «Чаепитие», «Магазин посуды»

«Сервировка стола»

-Учить детей передавать в игре простые бытовые ситуации, включающие ряд       последовательных действий, переходить в ходе игры от одного игрового действия к

другому.

-Учить детей принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге

Воспитатели

Дети

6.

Лепка из соленого теста «Угощения»

-Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы, доводить замысел до конца.

-Закреплять разнообразные приемы лепки.

-Воспитывать творческое отношение к лепке.

Воспитатели

Дети

7.

Проведение коррекционных занятий по теме проекта

Обогащение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Составление предложений по опорным схемам.

Логопед

Дети

8.

Изготовление пригласительных к дню рождения

Формирование у родителей интереса к проекту

Родители Дети

III этап. Заключительный

  • Диагностика детей  по умению составлять предложения и текст с опорой  на символы:

начало проекта – успешность 13% (2 ребенка)

конец проекта – успешность 75% (12 детей).

  • Выставка пригласительных к Дню рождения.
  • Представление самостоятельно выполненного опорного картинно-графического плана и рассказ по нему о своем дне рождения.
  • Открытое занятие по теме: «День рождения. Составление рассказа по картинно-графическому плану».

Результат проекта     

       Результаты проведенного мониторинга показали, что наглядное моделирование доступно детям только в результате специально организованного обучения.    

      Обучение моделированию проходило в 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога (родителя) совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

       Использование метода наглядного моделирования  помогает эффективней запомнить  структуру рассказа, воспроизводить информацию,

развивает образное мышление, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, придумывании  несложных символических обозначений

       Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.

      Использованные в данном проекте различные виды деятельности могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома, под руководством родителей. Они позволяют не только развивать речь, но и расширяют представления ребенка об окружающем мире, развивают его воображение и мышление.

    Планирую  разработать с применением моделирования еще несколько проектов по лексическим темам «Кто защищает нашу Родину?», «Мамин праздник», «Весенние приметы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

Подготовка к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями

в данном материале рассматривается проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....