Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
план-конспект занятия на тему

Ионова Оксана Анатольевна

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ss.docx179.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 87»

Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет. Звуки [С,С’].

Учитель-логопед

О.А. Ионова

2014


Задачи:

Коррекционные:

  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать лексико-грамматический строй речи;
  • развитие общей моторики;
  • развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;

Предметная познавательно-исследовательская:

  • формирование предпосылок  поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • Учить строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
  • Развивать умение отстаивать свою позицию;
  • Воспитывать навыки сотрудничества;

Регулятивные УУД:

  • Формирование целеполагания, прогнозирования;

Познавательные УУД:

  • учить выделять  звуки [С,С’], из состава слова;

обучать звуковому анализу слогов су, си, са, со, сэ, сы;

  • обучать чтению слогов, слов.

Личностные:

  • Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
  • формировать эмоциональную готовность к обучению в школе. 

Образовательные:

Приорететная:

  • Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово)
  • уточнить произношение звуков [С,С’];
  • учить детей давать характеристику [С,С’];
  • учить детей дифференцировать звуки [С-С’];
  • познакомить с их графическим изображением;
  • упражнять в подборе родственных слов.

В интеграции:

  • Закрепление практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Оборудование:

Для учителя:

  • демонстрационные карточки с моделями звуков; пиктограммы родственных слов, «волшебная» снежинка

Для ребёнка:

Зеркало на каждого ребенка,  карточки с моделями звуков,  кассы букв, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2, пеналы


Орг. Момент. Сегодня по дороге в детский сад я нашла чудесные снежинки с посланием от Снегурочки. Если выполнить все задания на волшебных снежинках, то нас ожидает сюрприз. Вот задание первой снежинки.

Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?

Дети:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается гласный.

Логопед: Сколько в русском языке гласных звуков?

Дети: 6.

Логопед: Назовите их.

Дети: А, О, У, И, Ы, Э

Сообщение темы занятия. Упражнение в подборе родственных слов.

Логопед: На второй снежинке игра «доскажи словечко» Послушайте стихотворение. И найдите в нём слова, родственные слову снег.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

В небе кружатся пушинки

Серебристые снежинки.

Каруселью снеговою

На просёлки на лужок

Всё снижается снежок.

Землю белой чистой, нежной

Застелил простынкой снежной

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее снегопад.

Всё бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки.

Снежный ком на снежный ком,

Всё украсили снежком.

Словно белый пуховик

Вдруг надел наш снеговик.

Рядом снежная фигурка-

Это девочка – Снегурка.

- На осинке – посмотри –

С красной грудкой снегири.

 Дети: снежинки, снегири, Снегурка, снежная, снеговик, снежок, снегопад, снеговою

Логопед: А теперь назовите мне машину, которая ходит по снегу.

Дети: Снегоход

Логопед:  С какого звука начинались все родственные слова?

Дети: [С]

Логопед: Ребята, а в какой части света вечно лежит снег?

Дети: на севере.

Логопед:  С какого звука начинается слово север?

Дети: [С’]

Логопед: Третья снежинка сообщает нам, что сегодня мы будем учиться различать эти звуки и познакомимся с буквой, которая их обозначает.

Произнесите [C], [C’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какие это звуки.

Дети: Произношение звуков

Характеристика [C,С’]:

Дети: [С] – Согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами. Воздушная струя встречает преграду. (согласный), уголки губ не напрягаются (твёрдый), голос не работает (глухой).

 Обозначаем синим цветом квадрат и чёрным треугольник.

Дети: [С’] – Согласный, мягкий, глухой.

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети:  Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам. Воздушная струя встречает преграду (согласный), уголки губ слегка улыбаются (мягкий), голос не работает (глухой).

 Обозначаем зелёным  цветом квадрат и чёрным треугольник.

Дифференциация звуков [С-С’]:

Логопед:

Словно в сказке, как во сне,

Падает на землю снег.

Намела зима сугробами белый снег. На сугробах виден чей-то след. Рассмотрите сугробы (с.7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках – картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Добрый или злой». Я произнесу слог, а вы выложите мне его, используя модели, и в ответ произнесите первый звук мягко или твёрдо. са-ся; со-сё и т.д.

Звуковой анализ:

Логопед: Смотрите, а на этой большой снежинке начерчена  схема слова. Сколько в слове согов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге. Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». Обозначьте звуки фишками.

Физминутка.

Лыжник едет по лыжне,

В хоккей играют на катке.

Во дворе в снежки сыграем,

Бабу снежную скатаем.

Только (это твёрдо знай)

На дороге не играй.

Знакомство с буквой.

Логопед:

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

Логопед: из каких деталей составлена буква С?

Дети: из полукруга

Логопед: в какую сторону смотрит буква?

Дети: Направо 

Логопед: Ребята, на что ещё похожа буква С?

Дети: на месяц, на сардельку, на сказочные сани.

Сейчас наши волшебные сани отвезут нас в звуко-буквенный лес. Там мы будем учится читать и разгадывать ребусы.

Звукобуквенный анализ и синтез.

Логопед:

На этой снежинке загадки про гласные буквы вам нужно будет составить слоги с гласной и буквой С.

Алфавита голова – это будет буква (А) ас, са.

В этой букве нет угла – оттого она кругла. (О) ос, со.

Удобная буква! Удобно в ней то, сто можно на букву повесить пальто. (У) су, ус.

Бродит с палочкой, увы! Хромоножка буква … (Ы) сы, сы

Между двух прямых досок одна легла наискосок. (И) си, ис.

Эта буква с открытым ртом и большущим языком. (Э) эс, сэ.

Чтение слогов.

Логопед:  И вот шестая снежинка. На ней написано, что мы должны превратить слово сук в слово сом, меняя при этом всего лишь один звук, который мы должны будем обозначить буквой. Сук- сок-сом

Итог занятия

Логопед:  Назовите звуки, с которыми вы сегодня познакомились? Какие они? Назовите букву которая их обозначает.

Дети: [С] – Согласный, твёрдый, глухой. [С’] – Согласный, мягкий, глухой. С

Логопед: Вы сегодня все просто молодцы. И можете называться созвездием умных и добрых волшебников. Давайте сотворим ещё одно чудо, построим силуэт буквы С из маленьких снежинок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи для детей 6-7 лет с ФФНР Тема: «Звук и буква [Э]»

Цель: закрепление правильного произношения звука Э.Задачи:коррекционно-образовательные:•закрепить навыки правильного произношения звука [Э] в слогах, словах, предложениях;  - формировать печатный...

Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи

Конспект  логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе

На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Т, учатся характеризовать звук по акустическим и артикуляционным звукам. анализировать слоги с этим звуком....