Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе
план-конспект

Старкова Татьяна Васильевна

На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Т, учатся характеризовать звук по акустическим и артикуляционным звукам. анализировать слоги с этим звуком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и  навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе.

 Знакомство со звуком и буквой Т

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

 — познакомить детей со звуком и буквой [т];

— научить характеризовать звук [т] по акустическим и артикуляционным признакам;

 — анализировать прямые слоги;

— обогащать и активизировать словарь по теме «Птицы», виды птиц, закреплять умение обобщать.

Коррекционно-развивающие:

 — развивать у детей фонематические процессы;

— закреплять понятия: слог, слово;

— упражнять детей в правильном употреблении предлогов НА, ПОД;

— учить находить на картинке предметы, в названии которых есть звук [т];

 — упражнять в выделении звука Т в конце и начале слов.

 Коррекционно-воспитательная:

 — воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

 формировать доброжелательное отношение к занятию;

побуждать к желанию работать в коллективе;

—  формировать навык самоконтроля и самооценки. 

         

Оборудование: картинки птиц, зеркала, картинки для звукоподражания; конверт с предметными картинками, в названии которых присутствует звук Т; буква Т, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, схемы для определения звука в слове, фишки-стекляшки, плакат с буквами, фломастеры смайлики. 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

- Ребята, пока группа проветривалась, к нам залетела птица. А какая именно, вы можете узнать, отгадав мою загадку:

Кто стучит в лесу с утра?
Отвечай-ка, детвора,
То: "Тук-тук", то: "Так, так, так!"
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он?- Конечно... (дятел)

- Правильно к нам в гости прилетел дятел.        

- Посмотрите, какой он озорной, перелетает с места на место. Где он теперь?

- НА руке, НА голове, НА столе, ПОД столом, ПОД стульчиком.

- Ребята, за окном такой мороз, а почему же дятел не улетел в теплые края и бесстрашно летает по такому холоду?  (Потому что дятел зимующая птица)

- Эта птица  живет практически по всему земному шару. И разновидностей дятлов существует великое множество, около двухсот видов.  У нас в Сибири живет большой пестрый дятел. Он отличается от вех дятлов размером, он больше всех. И окрасом, у него под хвостом красно-розовые перья.

(Дети садятся за столы)        

2. АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОБРАЗ БУКВЫ

       Послушайте, как дятел стучит носом Т-Т-Т, чья еще может быть это песенка? (молотка, ножкой стучать).

       Посмотрите, как правильно произносить этот звук: губы улыбаются (заборчик), между зубами расстояние, кончик языка упирается в верхние зубы, воздушная струйка вылетает из-за рта. Возьмите зеркала и произнесите этот звук.

       Звук Т встречает преграду? Какой это звук гласный или согласный?

Если закроем ушки, мы услышим этот звук? Горлышко дрожит? Значит это какой звук? (глухой).

Каким цветом обозначим этот звук? (синим).

Составьте схему слога ТА, АТ. Какой первый звук слышится? (Т), какого цвета мы возьмем кружочек? Какой звук слышится вторым? (А). Какой кружок мы возьмем? Составьте схему.

       Наша птичка загрустила, поиграем с ней в игру «Поймай звук»

Слушай, не зевай, звук Т поймай.

- среди звуков: Т,Д,П,Т,К,В,П,Т

- среди слогов: ТА, ДУ, ДО, ТЫ, ПЫ, ТУ, ТЭ, ДА

- среди слов: ТАНК, ДЫРА, ТОК, ДОМ, ТУЧА, САНКИ, ТАЗ.

      А птица дятел продолжает с нами играть. Он принес вам конверты и просит выбрать

 картинки, в названии которых есть звук Т. (Дети выбирают картинки, в названиях которых звук Т и прикрепляют на доске).

      Скажите, где звучит звук Т в слове ТАНК, в начале, середине или в конце слова.

Обозначьте на схеме «птичка», положите стекляшку (далее игра со словами: конфета, самолет, стол).

ФИЗ. МИНУТКА.

Тихо, тихо, как во сне, (медленно приседают)

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки – (встают)        

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою (кружатся)

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри – (приседают)

С красной грудкой снегири.

3. СВЯЗЬ БУКВЫ И ЗВУКА

Звук Т, мы будем обозначать вот такой буквой, это буква Т.

На что она похожа? (на антенну, на стол и т.д.)

Эта буква состоит из двух элементов: две палочки – короткая (горизонтальная) и длинная вертикальная.

Нарисуйте пальчиком в воздухе эту букву, теперь у себя на ладошке, друг у друга на спине.

- Выложите фасолью эту букву.

Молодцы, справились с заданием. И мы продолжаем играть.

На доске у нас расположены буквы, вы должны фломастером обвести все буквы Т. Построились в две команды. Какая команда победит.

Посмотрите, сколько друзей прилетело к нашему дятлу, назовите их. Какие это птицы?

Игра «Посчитай птиц»

Игра «Какой птицы не стало».

 

4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, с каким новым звуком и буквой мы сегодня познакомились. Что узнали об этом звуке? Кто прилетал к нам в гости?

Если занятие понравилось, возьмите улыбающийся смайлик, если не понравилось, возьмите грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"

Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи для детей 6-7 лет с ФФНР Тема: «Звук и буква [Э]»

Цель: закрепление правильного произношения звука Э.Задачи:коррекционно-образовательные:•закрепить навыки правильного произношения звука [Э] в слогах, словах, предложениях;  - формировать печатный...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи: " Сказка весёлого Язычка о фруктах".

Целью занятия является развитие фонематического восприятия....

Конспект ОД по развитию фонематического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ОД разработан в форме соревнования с применением авторских игр...