логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].
план-конспект на тему

Ионова Оксана Анатольевна

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У]. «Приключения в сказочном царстве принца Алика и принцессы Ульяны»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [а], [y]. Буквы А, У.

ЦЕЛИ:

I. Коррекционно - образовательная.

Задачи:

  • закрепить звуки [а], [у];
  • учить выделять эти звуки, из состава слова;
  • обучать звуко-буквенному анализу слов ау, уа;
  • обучать чтению слов ау, уа .

II. Коррекционно-развивающая цель. 

  • развивать просодическую сторону речи.
  • развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;
  • развитие общей и артикуляционной моторики.

III. Коррекционно-воспитательная цель. 

Задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, коммуникабельности.
  • воспитание мотивации к учению

Материал. Зеркало на каждого ребенка, кассы букв с моделями звуков, демонстрационные карточки с моделями звуков, ширма декорации.

Ход занятия.

Орг. Момент. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, во время которого будем учиться различать звуки [а], [у] и буквы А, У. Я получила сообщение, что в сказочной стране поселился дракон Звукоед. Как Вы думаете, почему его так назвали? Какие два слова вы слышите в имени дракона? ( Его так назвали, потому что он любит проглатывать звуки в словах.) Если звук из слова исчезает, то теряется его смысл. Дракон заточил в крепость принца этой страны Алика и принцессу Ульяну. Теперь жителям этого царства живётся трудно. И у них одна надежда на вас дружных и умных детей. Поможем жителям?

 Психогимнастика.

Логопед. Но сначала давайте встанем в круг дружбы, чтобы почувствовать плечо друг друга. Ведь, если тебя окружают друзья, то и жить легче и трудности в учении тоже легче преодолеть.

Песенка-кричалка.

На берегу

Большой реки

Пчела ужалила

Медведя прямо в нос.

Ой-ой-ой-ой!

Кричал медведь.

Сел на сосну

И начал петь:

Землю обмотали

Тоненькие нити

Нити-параллели

Из глубоких рек.

Совершите чудо-

Руку протяните.

Каждый день в сказочную страну отправляется поезд. Да вот же он приближается.

Фонетические упражнения:

Произнести вслед за взрослым с постепенным усилением силы голоса:

поезд приближается: уууууУУУУ;

Закрепление звуков [А], [У].

Логопед: Пока мы мчимся на поезде, давайте вспомним, звуки с которыми мы уже познакомились на наших занятиях. Назовите их.

Дети: [А], [У].

Логопед: Какие это звуки?

Дети: гласные.

Логопед: что вы знаете о гласных звуках? Давайте вспомним правило:

Дети: Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт

Звук получается гласный.

Его обозначаем красным цветом.

Развитие фонематического слуха. Игра «Зажги фонарик».

Выделение звука [а] [у] из ряда гласных: у, а, у, а, о

Выделение звука [а] [у] из ряда слогов: ап, уп, мо, хо, ах, ух..

Артикуляционная гимнастика для губ:

«заборчик» - «трубочка»,  «окошко» «покусать верхнюю губу», «покусать нижнюю губу»

Логопед: Вот мы и приехали на поляну, надо только мостик перейти.

Фонетические упражнения:

Произнести вслед за взрослым с постепенным ослаблением силы голоса:

поезд удаляется: УУУУУууууу;

Дети идут друг за другом по коврикам с нашитыми пуговицами и т.п.

Теперь давайте подкрепимся, чтобы быть сильными.

Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

 Для дракона - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Быстро прячьтесь  кто куда.

Дети бегут к стульчикам, садятся и закрывают лицо руками до появления дракона.

Закрепление звуков [А], [У].

Дракон (Логопед): Пожаловали принца и принцессу выручать? И не боитесь меня? Смелые? Умные? Посмотри, посмотрим…

Назовите первый звук в имени Алик? Какой моделью  этот звук надо отметить?

Дети выбирают модель, отмечают место звука в слове.

Назовите первый звук в имени Ульяна? Какой моделью его надо отметить? Дети выбирают модель, отмечают место звука в слове.

Дракон открывает замок, но принца и принцессы в окне не появляется. Мало заданий выполнили. Теперь посмотрю, какие Вы выносливые и смелые.

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

 Если ты солдатик стойкий!

Ногу левую к груди,

Да смотри не упади!

 А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый!

Дети выполняют соответствующие движения

Дракон (Логопед):

 А теперь на луг ступайте, и цветочки собирайте волшебные. На цветочках нарисованы предметы, в названии которых спрятались звуки [А], [У]. Дети собирают цветы на заданный звук.

Дракон (Логопед):

Букет, из каких цветов мы подарим Алику? Почему?

Какой для Ульяны? Почему?

Дракон (Логопед): открывает замок. Появляется изображение принцессы и принца.

Дракон убегает. Появляется лесник Лесовик.

 Звуко-буквенный анализ слов.

Лесовик(Логопед):

 - Возвращаться нам придётся через лес. Эта дорога гораздо короче. Только надо вспомнить очень короткое, но нужное слово, которое произносят если заблудятся в лесу.

Дети:

- Слово Ау.

Дети  протяжно произносят слово Ау хором и по рядам.

Лесовик (Логопед):

-Какой первый звук в слове. Обозначим его моделью. Какой второй звук в слове? Обозначьте его. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук. Обозначьте звуки буквами. Прочитайте слово.

Лесовик составляет слово неправильно, а дети должны его исправить.

Лесовик даёт новое задание: меняет местами звуки [а] [у].

Дети составляют слово в индивидуальных касса.

Прочитайте, какое слово получилось. Назовите первый звук, второй. Кто произносит это слово. Обозначим звуки этого слова буквами.

Фонетические упражнения:

Произнести вслед за взрослым с постепенным усилением силы голоса:

поезд приближается: уууууУУУУ;

Итог занятия.

Дети сидят в поезде.

Какие звуки и буквы учились различать?

Для чего нам нужно уметь различать звуки.

Что больше всего понравилось на занятии? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

"В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи у детей и навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе

На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Т, учатся характеризовать звук по акустическим и артикуляционным звукам. анализировать слоги с этим звуком....