Музыка на уроках математики в специальной коррекционной школе
методическая разработка по теме

Борода Оксана Васильевна

Упражнения для развития внимания и памяти, связанные с музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУС(К) ОШ №18

Г. Новый Уренгой

учитель математики

Борода Оксана Васильевна

Музыка на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.

Начать надо с того, что за дети учатся в коррекционной специальной школе  VIII вида. Это дети у которых серьёзные нарушения, как на физическом так и на психическом плане. Нарушена целостность ребёнка, поэтому чтобы обучать его чему либо, надо привести ребёнка в равновесие. Одним из способов – является звук, музыка, ритм.

  А теперь давайте рассмотрим, что такое Звук, Музыка, Ритм. Еще в   далёкой древности , когда человечество имело совершенно иные принципы организации внутренней и внешней жизни мы находим первые упоминания об особом отношении человека к Звуку. Звук, Музыка, Ритм воспринимались людьми как естественный процесс жизненной организации.

   Всё есть проявленный Звук. Материя и Дух едины, ибо являют собой два качественно разных аспекта проявления первородной основы Звука.

 Материя-это уплотнённая форма Звука, так называемый Внешний Звук, который человек воспринимает физическим слухом.

   Дух есть тонкое качество Звука, не проявленное вовне и оплодотворяемое лишь внутренней (незримой) природой человека.

   Известный математик и философ  Пифагор именно через познание законов Музыки создал свою теорию Гармонии. Философ провёл несколько лет в размышлениях над законами, управляющими консонансом(благозвучное, согласованное сочетание звуков при их совместном звучании) и диссонансом(созвучие, вызывающее ощущение несогласованности, раздражающее слух).

   Пифагор утверждал, что Вселенная была рождена Звуком и создавалась по принципам музыкальной пропорции. Работая с монохордом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами, и снабжённое подвижными ладами), он говорил ученикам: «Изучайте монохорд, и вам откроются тайны мироздания». Одна единственная струна дает человеку возможность постичь не только микрокосмический аспект феномена вибраций, но и макрокосмические законы Вселенной.

   Согласно Пифагору, сама Вселенная являет грандиозный монохорд, чья струна протянулась из самых недр Земли до неведомых глубин Космоса. Её верхний конец соединен с абсолютным Духом, а нижний с абсолютной Материей. Гармоничное звучание такой струны возможно только при её целостности, когда оба полюса находятся в абсолютном- Равновесии.

   В подтверждении свой теории  Пифагор применял найденные  им законы гармонических соотношений по всем феноменам природы установив при этом гармонические соотношения между планетами, созвездиями элементами. Нынешняя наука называет это «золотым сечением».

   На острове Кротон Пифагор посвящал своих последователей в Учение, как в высшую тайну Мистерий. Обучение состояло из трёх этапов, где главным учебным пособием был монохорд, ученики «акустики» овладевали умением распознавать и затем воспроизводить различные музыкальные интервалы. Второй этап – ступень «математиков» - был посвящён цифрам и вычислениям , где ученик достигал духовного и физического очищения и полного контроля над эмоциями и помыслами. Перейти на следующий уровень было возможно лишь при условии , что его разум и тело достойны воспринять священное знание. На третьем этапе «избранные» ученики приобщались к таинствам духовного перерождения и исцеления музыкой. Они познавали основы Мироздания через постижение таинства Звука.

   Приведу пример изречения еще одного восточного философа Хазрат Инайят Хана который, следующим образом сформулировал концепцию Музыки: «Музыка проникает дальше чем может проникать любое другое  впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его.

   Моей целью является направить внимание тех, кто ищет истину, к закону музыки, действующему во всей вселенной,  который, другими словами, может быть назван законом жизни: это закон  гармонии и пропорции, закон, осуществляющий равновесие, закон, скрытый за всеми аспектами жизни, удерживающий эту вселенную в целостности и направляющий судьбу всей вселенной к выполнению её предназначения.»

   А теперь давайте вернёмся на урок математики. Исходя из выше сказанного можно проводить  звуковую гимнастику. Произношение согласных  букв сначала в медленном темпе , а потом темп наращивать. Данное упражнение благотворно влияет на организм и приводит диафрагму в тонус.

   Далее распеваем гласные. Звук «И»-стимулирует головной мозг, глаза, нос. Звук «У» дает прилив сил и энергии. «Э»-усиливает сообразительность, «Е» и «Ё» - дают чувство доброты, «А» - укрепляет сердце и легкие, «О» - главный гармонизирующий звук. Распевание его способствует концентрации внимания.

  Далее идет прослушивание музыкальных отрывков. Это происходит в конце урока, где ученики заняты рисованием геометрических рисунков  (ментограмм ) . Музыка, которая гармонизирует, то есть несет в себе «золотое сечение» - это классическая музыка: Моцарт, Бах ,Бетховен, Аренский, Гайдн, Скрябин, Шопен, Шуберт…

   Уважаемые, коллеги! Попробуйте и вы увидите, что это действует. В специальной коррекционной школе должна быть здоровье ВОСТАНАВЛИВАЮЩАЯ технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс

Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Урок математики в специальной (коррекционной ) школе в 5 классе

Тема урока : Повторение и обобщение пройденного по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд» ( проверочная работа)...

Урок математики в специальной (коррекционной ) школе в 6 классе, IV четверть. Открытый урок: Математический «Брейн - ринг».

Урок – игра повторения и обобщения имеющихся знаний по изученным темам: «Арифметические действия с целыми числами и числами, полученными при измерении».  Цели:- проверка уровня усвоени...

Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплин...

Применение карточек-тренингов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логи...