Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
статья по теме

Зиновьева Елена Николаевна
«Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста (применение элементов здоровьесберегающей методики БОС (биологическая обратная связь)». В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети как с нормальным ходом психического, физического, умственного и речевого развития, так и с различными вариантами дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической и логопедической помощи детям с учетом особенностей их психофизического, речевого развития и индивидуальных возможностей. Это необходимо учитывать при создании общеобразовательных программных документов для дошкольных учреждений в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Особый интерес для работы с детьми дошкольного возраста представляют различные здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в коррекционно-развивающем процессе. В связи с этим представляет интерес методика БОС (биологическая обратная связь) с использованием электронных изданий, компьютеров и специальных приборов. Диафрагмально-релаксационное дыхание – основа технологии БОС. БОС – это один из методов здоровьесберегающих программ. С помощью приборов БОС человек слышит и осмысливает то, что скрыто от него природой: работу внутренних органов и систем своего организма. Основатель метода БОС – учёный физиолог Александр Афанасьевич Сметанкин, сорок лет занимающийся проблемами здоровья здоровых и больных людей на основе применения технологии биологической обратной связи. Итак, в чём же заключается основной секрет здоровья человека? Главный секрет здоровья – это дружба дыхания и сердца, т.е. – это правильная работа дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Работа этих двух систем является паспортом здоровья каждого человека. Сердце гонит кровь, т.е. правая половина отправляет кровь в лёгкие, а левая прогоняет её по организму, насыщая каждую клеточку тела кислородом. Т.о. задача кровообращения насытить организм кислородом, т.е. – это и есть дыхательная функция. Дыхание – это самопроизвольный процесс, но то, что мы можем влиять на дыхание (т.е. дышать глубже, чаще или реже) делает его инструментом, с помощью которого можно влиять на состояние организма. Через дыхание, т.е. через газообмен поддерживается гомеостаз, а именно, постоянство внутренней среды организма. Дыхание постоянно связывает нас с окружающим миром. Максимальный газообмен осуществляется, если человек владеет диафрагмально – релаксационным дыханием (дыханием животом). Необходимо научиться дышать так, чтобы диафрагма работала в полную силу, сокращаясь на вдохе и расслабляясь на выдохе. Именно это и есть диафрагмальное дыхание, заключающее в себе потенциал здоровья. - Диафрагмальный тип дыхания заложен природой – это физиологически обусловленный тип дыхания (именно так дышат животные и маленькие дети). - Этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно - сосудистой систем. При дыхании животом пульс максимально увеличивается на вдохе и уменьшается на выдохе. Синяя кривая (см. картинку) – это кривая дыхания, она пошла вниз, это выдох. Кривая пойдёт вверх – это вдох. Увеличился пульс. Человек делает выход и пульс уменьшается. Акцент делаем на самом трудном – на выдохе. В БОС используются интересные игровые сюжеты. Например, игра «Разрисуй заборчик», тоже с помощью дыхания. Вдох – и плавный, равномерный выдох. Дыхание должно быть свободным. Вдох – и плавный, равномерный выход. Главное, чтобы без усилий. Этот навык заложен человеку природой. На тренажёре «Дыхание» (БОС) учатся дышать с обратной связью. С помощью приборов БОС можно так сказать измерить здоровье. Определяется дыхательная аритмия сердца – ДАС (это разница между частотой пульса на вдохе и выдохе (на вдохе частота пульса возрастает, а на выдохе – снижается)). Таким образом, величина ДАС, которая измеряется приборами БОС, показывает уровень здоровья. ДАС - повысилась, значит здоровье улучшилось, если понизилось – ухудшилось. Снижение показателей здоровья предупреждает, например, о надвигающейся болезни или стрессе. Правильное дыхание увеличивает ДАС, что приводит к благоприятному физиологическому состоянию организма: частота дыхания снижается, артериальное давление нормализуется, пульс уменьшается. Такой благоприятный физиологический фон помогает избавится от лишней напряжённости при формировании речевого высказывания. Таким образом, диафрагмально-релаксационное дыхание – основа безусильной речи. Навык правильного диафрагмального дыхания играет ключевую роль в формировании красивой безусильной (ненапряжённой) речи, и устраняет многие речевые дефекты. Цели коррекционной работы с применением метода БОС при речевых нарушениях. 1. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца 2. Учить координировать и ритмизировать дыхательные движения 3. Коррекция речевого дыхания: увеличение длины выдоха 4. Коррекция разнообразных речевых нарушений у детей 5. Улучшение деятельности всех органов и систем организма 6. Снижение уровня психоэмоционального напряжения Речевые нарушения, корректируемые с использованием технологии БОС. (в условиях логопункта) 1. Общее недоразвитие речи (нерезко выраженное) 2. Фонетико – фонематическое недоразвитие речи 3. Дизартрия. (стёртая форма) 4. Функциональная дисфония 5. Речевые запинки 6. Легкие нарушения темпа и плавности речи Методику БОС целесообразно использовать на всех трёх этапах коррекции звукопроизношения (постановка звука, автоматизация и дифференциация), при работе над лексико-грамматическими категориями (имеются пособия и электронные издания). А так же на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте. (электронное пособие «Здоровая Азбука»). Работая над коррекцией звукопроизношения необходимо добиваться чёткой артикуляции звуков. Безусильная артикуляция возможна только на длинном плавном выдохе, когда все физиологические показатели человека находятся в норме: давление, частота дыхания, пульс. Такое состояние достигается с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания. Обучение легкой ненапряжённой артикуляции делает речь чёткой, понятной. Занятия по постановке звука целесообразно начинать с «урока дыхания» (электронный вариант), в дальнейшем после овладения диафрагмально-релаксационным дыханием, можно использовать лишь фрагменты урока или такие упражнения как «Столбик», «Заборчик». На этапах автоматизации на длинном выдохе произносить слоги: СА-СО-СУ-СЫ. При дифференциации звуков: СА-ЗА; СЫ-ЗЫ и т.д., используя такие видиоупражнения, как «Столбик», «Заборчик». Можно использовать эти упражнения, работая над слоговой структурой слова. (Например: просим проговорить правильно слово, посчитать количество слогов, а так же можно произвести звуковой анализ и синтез слова) При работе над лексико-грамматическими категориями целесообразно воспользоваться электронными изданиями и пособиями: «Учимся и оздоравливаемся» • Работа с антонимами (например: высокий и низкий, тонкий и толстый, узкий и широкий,т.д.) • Учить согласовывать количественные числительные в речи (один-много, один - ни одного т.д.); • Учить согласовывать слова в различных падежах: • Развивать связную ненапряжённую речь. • Подгрупповое логопедическое занятие Автоматизация звуков «р-рь» в речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов методики БОС. Цели: 1) Учить диафрагмально-релаксационному дыханию; длительному плавному выдоху; 2) Формировать безусильную артикуляцию звуков «р-рь» на длинном плавном выдохе; 3) Автоматизировать звуки «р-рь» в слогах, в словах и в предложениях; 4) Развивать лексико-грамматическую сторону речи, используя электронные пособия БОС «Учимся и оздоравливаемся». 5) Развивать мелкую моторику рук и пространственную ориентировку на листе бумаги. 6) Развивать звукобуквенный анализ и синтез 7) Использовать компьютер и электронные пособия на логопедических занятиях. Оборудование: 1) компьютер, 2) электронные пособия БОС «Учимся и оздоравливаемся», 3) Картинки со звуками «р-рь», 4) Схемы слов, звуков, 5) тетради, простые карандаши ХОД ЗАНЯТИЯ 1) «Урок дыхания» ( методика БОС) 2) «Артикуляционная гимнастика» • Язычок сидел в своем домике (в ротике). Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. • Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что него задрожал хвостик (показ). • Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”! • А теперь будем «красить» забор (используем упражнение из методики БОС «Забор» на компьютере - Вдох – надули живот, на выдохе произнесли звук р-р-р…, живот «сдулся», как шарик (контроль – рука находится на животе) 3) Автоматизация звуков «р-рь» в слогах и словах « Шутки-чистоговорки»: ( Используем упражнение из методики БОС «Столбик») • Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь –орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро –новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор– ор – ор – у Ромы топор и т.д. Скороговорки: • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. (проговаривать на длительном выдохе) 4) Выбрать картинки со звуком «р» 5) Определить место звука в словах (в начале, в середине или в конце?): - радуга, топор, помидор, рукавица, барабан. (Используем логопедическое лото, схемы слов, схемы звуков, буквы.) 6 ) Четвёртый лишний - Какое слово лишнее? Картинки: рак, самовар, стол, комар. ФИЗМИНУТКА «Муравей» ЦЕЛИ:  Оптимизировать мышеч-¬ ный тонус ног, сочетая на¬- пряжение и расслабление мышц.  Развивать правильное диафрагмально- релаксационное дыхание дыхание. «Муравей залез на ножку, (Дети вытягивают ногу вперед (глубокий вдох).(живот выпячивается вперёд) Мы посмотрим, где же он, (Тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу.) Мы стряхнем скорее крошку. (Потряхивают ногой (выдох). И немного отдохнем. (Расслабляются.(живот пронимает исходное положение)». 7)Лексико-грамматические игры и упражнения. (используется пособие БОС «Учимся и оздоравливаемся» 1. «Составь предложение». Работа над антонимами. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально). - Дерево большое, а куст.....(маленький) - Жираф высокий, а зебра …..(низкая) - Редиска мелкая, а редька ….(крупная) - Лук горький, а морковка …(сладкая) 2. «Назови много». Дети должны закончить предложение: «В корзине много ….(грибов) «На тарелке много ….(смородины) 3. «Один много»: Комар – комары Рыба – Рыбы 4. «Составить рассказ по картинке «Рыбаки» (см. пособие «Учимся и оздоравливаемся» 8) Знакомство с буквой «Р» (Используем пособие БОС «Здоровая Азбука») Работа по звукобуквенному анализу слов: рак, рыба (используем кассу букв, схему слов и звуков) 9) Работа в тетради. Графический диктант. ( «Терьер» (2 клетки вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1- вправо, 4-вниз, 3-вправо, 1- вверх, 1-вправо, 5-вниз, 2-влево, 1-вверх, 2-влево, 1-вниз, 2-влево, 4-вверх, 2-влево, 2-вверх.) 10) Итог занятия: • - Над какими звуками работали? • - Домашнее задание: Учить дома: Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь-новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе;ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д. 4) Скороговорки: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Развивающие технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Развивающие  технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирован...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии

В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...

Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...