Урок СБО "Приготовление татарского национального блюда кыстыбый"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Хайруллина Мухтарамя Габдулхаковна

 

Урок из раздела «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 8 вида  по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 9 класс) с использованием ИКТ. На уроке были использованы: компьютер, ноутбуки, мультипроектор, интерактивная доска, презентация «Приготовление татарского национального блюда - кыстыбый», тесты, созданные в среде дистанционного образования Moodle, электронные физминутки для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prigotovlenie_kystybyy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Приготовление татарского национального блюда - кыстыбый.

Цель: 

  1. Знакомство с татарским национальным блюдом и  технологией приготовления кыстыбыя.

Задачи: 

Образовательные: 

  1. Закрепить знания учащихся о способах первичной и тепловой обработки продуктов, технологией приготовления картофельного пюре.
  2. Научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.
  3. Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.
  4. Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие: 

  1. Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  2. Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении первичной и тепловой обработки продуктов.
  3. Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  4. Корректировать зрительное, слуховое восприятие на основе упражнений на внимание.
  5. Актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать культуру, эстетический вкус.
  2. Воспитывать толерантность.

Здоровьесберегающие: 

  1. Формирование ЗОЖ через основы правильного питания.

Учебно-наглядное пособие:

  1. презентация «Приготовления татарского национального блюда - кыстыбый»;
  2. электронные физминутки для глаз;
  3. тесты на соответствие: «Первичная обработка картофеля», «Тепловая обработка картофеля», «Приготовление кыстыбыя»; упражнение с пробелами «Картофель»  в среде дистанционного образования Moodle.

 Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Оборудование для практической работы: 2 кастрюли, ножи, картофелемялка, 2 миски для очищенного картофеля и приготовления теста,  столовая посуда и приборы.

Ход урока.

І. Организационный момент.        Слайд 2.

Прозвенел звонок

Начинается урок!

Встаньте прямо.

Распрямитесь.

Удивитесь.

 Не сердитесь.

Улыбнитесь.

Тихо за парты садитесь.

  1. Сегодня у нас необычный урок в кабинете ИКТ. Значит, мы будем работать ….  на компьютерах, с интерактивной доской. Все рады этому событию, давайте еще раз улыбнемся друг другу и передадим свое хорошее настроение. И  к концу урока хорошее настроение вернется к нам обратно.


ІІ. Актуализация опорных знаний. 

- Ребята, хочу проверить, не забыли ли вы, чем занимались на прошлом уроке? Вот сейчас и проверим.  Давайте выполним задание и вспомним, как называется раздел, который мы с вами изучаем. Заодно, повторим алфавит.

1. Назовите букву, которая стоит перед буквой “Р”. (П)

2. После буквы “З”? (И)

3. Между “С” и “У”. (Т)

4. Первая в алфавите? (А)

5. После буквы “М”. (Н)

6. Перед “Й”. (И)

7. Есть буква с рожками, а есть такая же без рожек? (Е)

П

И

Т

А

Н

И

Е

- Какое слово у нас получилось? (ПИТАНИЕ)               Слайд 3.

Молодцы!

ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ, сегодня наш урок будет посвящен одному очень известному и любимому многими овощу. А вот какому, я вам не скажу – вы догадаетесь сами. Для этого вам необходимо отгадать загадку.

Слайд 5.

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли? Ели да хвалили!                 Картофель.

Правильно!  Это картофель.

А кто мне может сказать, по происхождению, к какой группе продуктов мы можем отнести картофель? К животной или растительной?  Почему? Вспомните свои мини — проекты «Блюда из картофеля».

Верно! Вот мы все привыкли к тому, что картофель – это овощ такой незаменимый, его еще называют вторым хлебом. Из картофеля  можно приготовить более 100 разнообразных блюд. В нашем классе есть ребята разных национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши. И у каждого народа есть свои национальные блюда, которые они очень любят и готовят часто: украинский борщ, итальянская пицца и т. д. Мы называем только те блюда, которые сами готовили.

Физминутка для глаз.        ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ІV. Изучение нового материала.

Слайд 5.

- Сегодня на уроке мы должны научиться готовить  -  татарское национальное блюдо — КЫСТЫБЫЙ. Это пресная лепешка, с какой начинкой вы должны догадаться сами: от существительного КАРТОФЕЛЬ образуйте прилагательное (правильно-картофельная начинка).

Итак, тема сегодняшнего урока – ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО БЛЮДА КЫСТЫБЫЙ.

Слайд 6.

Сообщение цели урока.

Слайд 7.

А чтобы знать из каких продуктов оно готовится, мы выполним ещё одно задание на интерактивной доске. Перед вами изображения различных продуктов. Вам необходимо убрать те  продукты, которые вам не понадобятся при приготовлении кыстыбый (картофельного пюре и теста).

 Справились?                                    

Слайд 8.    Правильное решение на экране (ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ)  Молодцы!

   Какие же продукты нам понадобятся для приготовления нашей начинки.  Это: картофель, молоко, масло сливочное, соль. А для теста нам нужны: мука, молоко, сода, соль.            

Теперь мы накормим всех, но надо вспомнить с чего мы должны начинать приготовление любого блюда.

Для этого вам придется снова выполнить задание: тесты на соответствие, где перепутаны этапы приготовления блюда, а вам надо внимательно прочитать и выстроить все в правильную цепочку.   ПРИЛОЖЕНИЯ 2 и  3

Слайды 9 -10.  Проверьте себя.

         Физминутка для глаз.      ПРИЛОЖЕНИЕ 4.  

Ребята,  первичная и тепловая обработки будут первыми пунктами нашего рецепта. Посмотрите внимательно на технологическую карту и повторите последовательность приготовления картофельной начинки.

Слайд 11.         ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПЮРЕ:

  1. Набери в кастрюлю воду и   поставь на плиту.
  2. Проведи первичную обработку картофеля.
  3. Проведи тепловую обработку картофеля.
  4. Слей воду.
  5. Подогрей молоко 1-3 мин.
  6. Разомни картофель, чтобы не было комков.
  7. Влей молоко, размешай.
  8. Положи сливочное масло, размешай.
  9. Накрой кастрюлю крышкой и убери рабочее место.

 Слайд 12.    Сделайте выводы: какие ингредиенты нам необходимы?  А как рассчитать на 10 человек? Значит, нам нужны знания по математике: умножение чисел на 10.

Слайд 13.  А тесто для лепешек готовится, как и для пиццы, пресное, бездрожжевое. Вспомним ингредиенты, т. е. какие продукты нам понадобятся? Конечно, главное  - мука, молоко 1 стакан, полстакана теплой воды, соль и сода на кончике ножа (чуть — чуть). Можно добавить 5-6 столовых ложек растительного масла.

Слайд 14. Это мы должны  выполнить на втором уроке. Готовить мы начнем с теста, потому что оно должно полежать минут 15. Лепешки мы будем жарить на сухой сковороде. Давайте повторим этапы приготовления лепешек.

V. Подготовка к практической работе.   

Вводный инструктаж к работе.

1.Мытье рук, одевание спецодежды.

2.Подготовка инструментов для работы.

3.Повторение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электроплитой, режущими и колющими инструментами. (ПЛАКАТЫ)

4.Повторение санитарно - гигиенических правил при выполнении практической работы.

Санитарно - гигиенические правила.

  1. Быть всегда аккуратным и опрятным, надеть передник и косынку, засучить рукава.
  2. Следить за личной гигиеной. Во время приготовления пищи  руки всегда должны быть чистыми.
  3. Следить за чистотой рабочего места и помещения, посуды и инвентаря.
  4. Проверять качество продуктов  по внешнему виду, цвету, запаху.
  5. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

5. Распределение обязанностей. Приступайте к выполнению.

VІ. Практическая работа.

Одна группа готовит самостоятельно картофельное пюре для начинки. Другая -  тесто для лепешек, жарить будем все по одной лепешке.

  1. Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда.

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы.

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям.

Слайд 15.  Завершение приготовления блюда. Вот и получились кыстыбый. Смажем поверхность растопленным сливочным маслом.

      1.  Разложить по тарелкам, украсить зеленью, подать на стол.

2. Выполняется сервировка стола.

3. Проводиться дегустация готового блюда.

Заключительный инструктаж

Анализ технологии приготовления кыстыбыя.

Отметить активное участие учащихся в приготовлении блюда, оценивание каждого.

Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе.

Уборка рабочих мест, спецодежды (дежурные, остальные возвращаются в класс).

VІІ. Закрепление новых знаний и навыков.

Слайд 16.    Повторение последовательности приготовления кыстыбыя.

Кто сможет быстро повторить последовательность приготовления кыстыбый? Слушайте внимательно, если что-то пропустят, вы можете добавить.

Каждый из вас  с помощью сети Интернет или дополнительной литературы может найти различные способы приготовления кыстыбыя: различные начинки, способы приготовления, как теста, так и лепешек.  

Закрепление.

Что нового вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

Далее тест  по материалу урока выяснит, внимательно ли вы слушали на уроке:

Тест.      ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

1. Родина картофеля:
а) Россия, б) Белоруссия, в) Перу.
2. Картофель называют:
а) первым хлебом, б) вторым хлебом, в) третьим хлебом.

3. Кыстыбый - это
а) пресная лепешка, б) пироги, в) пресная лепешка с картофельной начинкой.

Слайд 17.         ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 

Задание: Составить рассказ последующим фразам:

  1. Картофель - это ...
  2. Родиной картофеля является ...
  3. Завез в Россию картофель ...
  4. Из картофеля можно приготовить…..
  5. Картофель очень полезный овощ потому, что….

VІІІ. Итог урока.

1  Оценка работы учащихся.

2. Рефлексия

Поднимите кружок такого цвета, если считаете, что…

- для меня тема была интересной и важной –  зелёный

- я постараюсь правильно выполнять этапы приготовления кыстыбый – жёлтый

- мне было неинтересно, эта тема для меня не важная – красный 

Слайд 18. Спасибо за урок! До новых встреч!

                                                                                                                                                                                                             

    Слайд 19.            Список используемой литературы: 

  1. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г., Платонова Н. М. и др. Социально-бытовая ориентировка  в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида./под редакцией  А. М. Щербаковой. М., 2003
  2. Книга о вкусной и здоровой пищи, под ред. А.А. Покровского, - М.: Агропромиздат, 1989.
  3. Кулинарные рецепты, под редакцией  Морозов А.Т., - М.: Экономика,1991.
  4. Максимова М., Кузьмина М. Первоклассная повариха. М., 2003
  5.  Рецепты татарской кухни.
  6. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки  в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А. Львова. – М.: Владос, 2005
  7. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. — М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. — 247 с. — (Коррекционная педагогика).

    Слайд 20.       Интернет ресурсы:


http://foodclub-ru.livejournal.com/413780.html http://www.gotovim.ru/recepts/sbs/kystybaykartof.shtml

http://povar.ru/recipes/kystybyi_s_kartoshkoi-6071.html 

http://perfectfood.ru/2010/06/kystybyj-s-kartofelem-fotorecept/

http://eda-recepty.com/cooking/1731-kjstjbji-s-kartofelem

http://natalia11.ru/kystybyjj-iz-kartoshki/

http://karaidel.livejournal.com/150872.html

http://na-vilke.ru/tatarstan/kystybyj-s-kartofelem.html

http://www.cookeranna.ru/receipes/Kisnibiy/

http://goodfoodz.ru/2011-10-30-kystybyj.php 

http://www.edimdoma.ru/photos/from_recipe/107029

http://russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=14927

http://bestfood.ru/r/10823/

http://gotovim-doma-vkusno.ru/kyistyibyiy-s-kartofelem.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку СБО в 9 классе "Приготовление татарского национального блюда кыстыбый"

На  всех этапах урока была использована презентация.  Применение информационных технологий на уроке активно вовлекает  обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскр...

Национальные блюда татарского народа.

Урок повторение  по теме «Национальные блюда татарского народа» в 5  классе (русская подгруппа) с использованием обучающих структур сингапурского  метода обучения....

Приготовление татарских национальных блюд.

Бэлиш (тат. бәлеш, bәleş) в татарской кухне — большой печёный пирог из пресного теста с разнообразной начинкой. Начинку чаще делают из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с картофелем или в ...

Классный час на тему «Национальные блюда русского и татарского народов»

Цель: познакомить детей с национальными блюдами русского и татарского народов....