Авторская педагогическая разработка "Занимательная грамматика"
рабочая программа по теме

Закружная Светлана Юрьевна

Занятия предполагают улучшить грамматические навыки учащихся 2-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kursu_zanim_grammatika_dlya_2_kl_korr_shk.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА». Программа факультативных занятий по русскому языку для учащихся 2-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Пояснительная записка

Актуальность.Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. От успешного усвоения языка умственно отсталыми детьми во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным дисциплинам. По окончанию первого класса у большинства детей остаются проблемы несформированности фонематического слуха, имеются недостатки артикуляционного произношения, нарушен грамматический строй речи.  Программа по русскому языку для детей с нарушением интеллекта  предполагает коррекцию всех этих недостатков, но данный предмет  остается одним из тех предметов в школе, где отмечается низкая мотивация учащихся. Задача педагогов коррекционной школы состоит в привлечении интереса  учащихся к данному предмету. Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении учебных  и воспитательных задач для второклассников коррекционной школы, которые состоят в том, чтобы пробудить у учащихся стремление дополнять и расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, обеспечить разностороннее развитие школьников с нарушением интеллекта.

Новизна.Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники с ограниченными возможностями могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Темы данного курса  будут перекликаться с содержанием программного материала по русскому языку второго класса специальной (коррекционной) школы, будут наполнены дидактическими играми, занимательными и увлекательными заданиями. Всё это позволит пробудить интерес к предмету, позволит легче усваивать грамматические нормы русского языка.

Методологическая основа. Проблема обучения грамматическим нормам родного языка  актуальна. Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М.Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. В их работах отмечается, что при нормальном развитии ребенок к трем годам  осваивает  все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими предложениями, грамматически оформленными. Умственно отсталый ребенок в развитии  речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта. О пользе «игры со словами» и руководстве этой деятельностью умственно отсталых дошкольников для овладения словообразованием говорили многие педагоги и психологи. Большое значение этому предавали Д.Б.Эльконин, А.М. Шахнарович, А.Г.Аршанова. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, М.Е.Боскис, Р.Е.Левина. Нарушения письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и другие. М. И. Попова отмечает, что для освоения грамматики умственно отсталому школьнику важна самостоятельная деятельность  со словами в сочетании с игровыми упражнениями,обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации. Именно эту цель и преследует программа по русскому «Занимательная грамматика»

Программа построена на основе дидактических принципов.

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • коррекционная направленность;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

Доступность в обучении предусматривает такое построение занятий, при котором учитывается уровень подготовки школьников. В отборе материала  учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, развитию речи, чтения. Необходимо вести учеников от более легкого, простого, конкретного к более сложному, абстрактному. При всякой возможности устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Уровень овладения знаниями по русскому языку у учащихся коррекционной школы всегда разный, задача учителя состоит в том, чтобы осуществлять  индивидуальный подход к учащимся, применяя дифференцированные задания.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

     Программа разбита на разделы:

2кл «Мои друзья – Звуковички»

3кл.  «Секреты грамматики»

     4кл.  «Путешествия по Стране Слов»

 

Цель и задачи программы.

Цель: улучшить грамматические навыки учащихся начальных классов коррекционной школы.

Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Структура программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Форма проведения занятий  может варьироваться от стандартной урочной до нетрадиционной. Используются следующие методы работы с учащимися: словесный – предварительная беседа,  дидактические игры; наглядный – применяются таблицы, пособия, иллюстрации. При выполнении упражнений, творческих заданий применяется практический метод.

ПРОГРАММА

2-й класс   «Мои друзья - Звуковички»

Тематическое планирование   (32 часа)

Тема занятия

1

Знакомство с жителями страны слов – Звуковичками (звуками).

2-3

Такие разные звуки.

4

Давайте споём.

5

Узнай звук.

6

Найди пару.

7-8

«Дежурный звук.»

9

Длиннее-короче. Сравнение слов по количеству звуков.

10

Слышу и пишу.

11-12

Звуки играют в «Прятки»

13

«Грамматическое лото»

14-15

Весёлый калейдоскоп.

16

Различение слогов.

17

Дифференциация слогов.

18

Лучший Слогоискатель.

19-20

Лишний звук и лишний слог.

21

Лучший грамотей.

22-23

 «В гости к Пишичитаю!»

24

«Буква заглавная – самая главная!»

25

Слова дружат в предложении.

26-27

Грамоте учиться – всегда пригодится! (праздник)

28

Сочини сказку.

29-30

«Веселые предложения»

31

«Пиши и проверяй!»

32

Итоговое занятие.

Содержание занятий

Тема 1. Знакомство с жителями страны слов – Звуковичками (звуками).

«Помоги Незнайке».

Тема 2-3.  Такие разные звуки. 

Звуки «поются» и «не поются». Артикуляция звуков. Игры «Домики для звуков» «Собери компанию»

Тема 4.  Давайте споём.

Анализ гласных звуков. «Пой или молчи» «Самолет»

Тема 5. Узнай звук.

Игры «Кто сказал?» Звуковая цепочка. «Гласные-согласные»

Тема 6. Найди пару.

Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу. Соотнесение слова и картинки.

Тема 7-8. «Дежурный звук»

Выделение картинок и слов, начинающихся на заданный звук. «Засели домики» Загадки. «Лишняя картинка»

Тема 9. Длиннее-короче. Сравнение слов по количеству звуков.

«Составляем поезд»

Тема 10. Слышу и пишу.

Запись букв под диктовку. «Помогаем Лунтику» «Печатай на машинке» Работа с наборным полотном.

Тема 11-12. Звуки играют в «Прятки»

Определение места звука в словах. «Зажги огонёк»

Тема 13. «Грамматическое лото»

Соотношение звук-буква. Разгадывание ребусов, шарад.

Тема 14-15. Весёлый калейдоскоп.

Игры со звуками «Топни-хлопни», «Доскажи звук», «Разгадай шифр»

Тема 16. Различение слогов.

«Определи лишний слог: ба-ба-та» «Повтори правильно»

Тема 17. Дифференциация слогов.

«Определи схожие слоги: со-со, во-бо…»

Тема 18. Лучший Слогоискатель.

Определение заданного слога в слове. Придумай слово с заданным слогом.

 Тема 19-20. Лишний звук и лишний слог.

Определение лишних звуков и слогов в словах. «Делаем уборку в словах»

 Тема 21. Лучший грамотей.

Письмо слов под диктовку. «Слушай-пиши» «Каждому звуку-своя буква»

Тема 22-23. «В гости к Пишичитаю!»

Списывание с печатного текста. «Внимательный писарь»

Тема 24. «Буква заглавная – самая главная!»

Оформление предложения на письме. Конкурс на лучшего оформителя.

Тема 25. Слова дружат в предложении.

Работа с деформированным предложением. «Составь предложение из слов» «Одна семейка»

Тема 26-27.  Грамоте учиться – всегда пригодится!

Внеклассное мероприятие (праздник)

Тема 28. Сочини сказку.

Составление рассказов и сказок из отдельных предложений. «Придумай продолжение сказки» «Измени сказку»

Тема 29-30. «Веселые предложения»

Составление предложений. Выделение предложение из речи. «Задания от Домовенка Кузи»

Тема 31. «Пиши и проверяй!»

Упражнения в списывании. «Письмо Пятачка Винни-Пуху»

«Если правильно напишешь – получишь подарок от Миши»

Тема 32. Итоговое занятие.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 2-го класса

Обучающиеся должны уметь:

Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, [р]-[л], свистящие-шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

Списывать по слогам с рукописного текста;

Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре, текст после предварительного анализа;

Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

3-й класс   «Секреты грамматики»

Тематическое планирование   (32 часа)

Тема занятия

1

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

2

Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).

3

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

4

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

5

«Посвистим и пошипим». Свистящие и шипящие согласные.

6

“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).

7-8

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

9

Путешествие по стране Грамматике. Внеклассное занятие.

10

Как прекрасен и велик русский наш родной язык.

11-12

Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

13

Добрый “волшебник” - Ударение.

14

Слова-родственники.  Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Узнай семейку…”.

15

“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

16

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!

17

Развитие внимания. «Чем похожи слова?» «Что длиннее?»

18

Развитие мышления. Задачи на сравнение слов.

19

Развитие памяти. «Вспомни не глядя»

20

«Что это?» Обобщение группы слов.

21

Игра «Точка, точка, запятая…» Упражнения на правила оформления предложений.

22-23

«Каждому слову – своё место». Работа с деформированным текстом.

24

Дополнение предложений. Игра «Пирамидка»

25

Как прекрасен и велик русский наш родной язык. Открытое внеклассное мероприятие.

26

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: «Буква заглавная – самая главная»

27

«Ай да Пушкин!» Сочиняем сказку.

28

Приключения в стране «Вообразилии». Фантазируй и дополняй.

29

 Ролевые игры и сказки.

30

 Угадай их. Головоломки, ребусы.

31

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

32

Итоговое занятие.

Содержание занятий

Тема 1. Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). (1ч.)                                                          

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание.  Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. Игра “Грамотный регулировщик”.  (1ч.)      

  Находим ошибки в словах.  Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». 

Тема 3. Игра “Том и Тим”. (1 ч.)

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игра «Волшебные слова». Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 4. Звонкие и глухие “двойняшки”.   (1ч.)                                              

       Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

       Тема 5. «Посвистим и пошипим». Свистящие и шипящие согласные.

Игра «На что похоже?» Игра «Узнай звук». Сравнение свистящих и шипящих звуков.

Тема 6. “Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).

Кроссворд «Алфавит от А до Я». Игра «Продолжай цепочку»

Тема 7-8. Зачем нужны звуки языка?

Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Тема 9. Путешествие по стране Грамматике. Внеклассное занятие.

Конспект мероприятия в приложении 1.

Тема 10. Как прекрасен и велик русский наш родной язык.

Стихи известных писателей.

Тема 11-12. Чудесные превращения слов.

 Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

Тема 13. Добрый “волшебник” - Ударение.

Роль ударения в словах. Игра «Что изменилось?»

Тема 14. Слова-родственники.  

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Узнай семейку…”.

Тема 15. “Грамматическое домино”.

 Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

Тема 16. Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!

Роль мягкого знака в словах. Сказки В.Волиной «Мягкий знак,  без него никак»

Тема 17. Развитие внимания.

«Чем похожи слова?» «Что длиннее?»

Тема 18. Развитие мышления. 

Задачи на сравнение слов. Загадки, ребусы.

Тема 19. Развитие памяти. 

«Вспомни не глядя». «Найди пропавшую буквы»

Тема 20. «Что это?» Обобщение группы слов.

Предметы одушевленные и неодушевленные.

Тема 21. Игра «Точка, точка, запятая…» 

Упражнения на правила оформления предложений.

Тема 22-23. «Каждому слову – своё место».

Работа с деформированным текстом.

Тема 24. Дополнение предложений.

Игра «Пирамидка». Игра «Доскажи словечко»

Тема 25. Как прекрасен и велик русский наш родной язык. Открытое внеклассное мероприятие.

Конспект мероприятия в приложении 1.

Тема 26. Слова, которые пишутся с большой буквы. 

Чтение и составление текстов. Игры: «Буква заглавная – самая главная»

Тема 27. «Ай да Пушкин!» Сочиняем сказку.

Тема 28. Приключения в стране «Вообразилии».

Фантазируй и дополняй. «Небылицы». «Ты мне веришь или нет?»

Тема 29. Ролевые игры и сказки.

Интонационное оформление речи. «Теремок». «Три поросенка»

Тема 30. Угадай их. Головоломки, ребусы.

Тема 31. Крылатые слова и выражения.

Происхождение слов. Как нужно говорить.

Тема 32. Итоговое занятие.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 3-го класса

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и   безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на  слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.

ПРОГРАММА

4-й класс   «Путешествия по Стране Слов»

Тематическое планирование   (32 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8-9

 В гости к Алфавиту.

2

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В  глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну Слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21-22

На карнавале слов.

2

23

В Театре близнецов.

1

24-25

Конкурс знающих.

1

26

Необычный урок.

1

27-28

Следопыты развлекают гостей.

1

29

В Клубе весёлых человечков.

1

30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

31

Новое представление.

1

32

Итоговое занятие.

1

Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)                                 

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание.  Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. (1ч.)                                                             

  Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.)                                                     

 Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)                                            

       Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)                       

  Головоломка «Сколько родственников. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                  

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч)                                                               

 Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)                                                          

  Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)                                                                      

   Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                     

  Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.)                                          

  Рассказ учителя о том, почему люди разговаривают на разных языках. Разгадывание ребусов.

Тема 14В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                         

   Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)                                                                     

 Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)                                

 Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о переносе слов.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)                                         

  Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)                                               

  Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Подбор синонимов.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)               

Слова – наоборот (подбор амонимов). Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).                                                           

Игры со словами, имеющие одно написание, а смысл разный. Кроссворд «словарные слова». Работа с тренажером.

Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)                                                             

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24-25. Конкурс знающих. (2ч.)                                                               

   Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)                                                               

 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27-28. Следопыты развлекают детей. (2ч.)                                   

  «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 29. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                             

    Головоломка «Начинай на О». Игра «Продолжи цепочку слов: называй следующее слово, на последнюю буквы предыдущего»

Тема 30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (1ч.)        

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов.. Игра «Домино».

Тема 31. Новое представление. (1ч.)                                                   

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 32. Итоговое занятие. (1ч.)                                                           

 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Инсценирование сказок, рассказов.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 4-го класса

Обучающиеся должны уметь:

составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арушанова А. Г.  Формирование грамматического строя речи детей //Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62.
  2. Арушанова А. Г.  Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7.  Гвоздев А. Н.  Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение»,
  8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  10. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  11. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  14. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  15. . Тюрикова И.  Роль дидактических игр и упражнений в формировании

грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с. 20.

  1. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  2. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  3. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад.школа, 1986 г.
  4. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  5. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

Приложение 1

Путешествие по стране  Грамматике.

Внеклассное мероприятие по русскому для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида

Цель: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку; развивать смекалку, сообразительность; воспитывать дружбу, коллективизм.

Оформление:  презентация.

-Ребята! Сегодня мы отправляемся  в страну занимательной  грамматики. Путь будет долгим, и если вы постараетесь  интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но снами будут наши верные помощники – наши знания.

Вам надо быть очень внимательными, активно, быстро, но, подумав, выполнять те задания, которые вам будут даваться, так как мы проведем соревнование между командами. А чтобы вам было веселее. Мы будем, играть состязаться в познаниях по русскому языку.

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.

А сейчас, мы с вами начнём  наше путешествие.

Сначала я загадаю загадки для первой команде.  Отгадав, загадку вы будете получать  таблички с заглавными буквами ответов на загадки.

Так же будет и для второй команде.

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

1 Команда:

1) Рукавом махнул, дерева погнул. (ветер) В

2) Плывёт пароход, то взад, то вперед. (утюг) У

3) Два братца
   В воду глядятся
   Век не сойдутся. (берега) Б

4) Растёт на суше, голова из плюша. (камыш) К,

5)  Красные и черные, кислые и сладкие,

     Так и просятся в рот, и варенья, и компот. (ягоды)   ы      

Из этих букв составьте   слово. Это будет название вашей команды.                                      

2 Команда:

1) Не огонь, а жжётся (крапива) К

2) Кто на себе свой дом таскает? (улитка) У

3) Чёрненька собачка,
   Свернувшись, лежит,
    Не лает, не кусает,
   А в дом не пускает. (замок) З

4) Два братца -
   Пошли в воде купаться  (вёдра) В

5) Что находится между горой и долиной? (буква И) И

- Теперь из букв составьте название своей команды.

Получатся названия команд – “БУКВЫ” и “ЗВУКИ”.

2Приветствие команд

1 команда

И пусть острей кипит борьба

Сильней соревнование

Успех решает не судьба,

А только наши знания

2 команда

Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед

- Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём их в царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.

Разминка

«Назови, одним словом»

- зарубить на носу  (запомнить)

-богатый человек (богач)

-в час по чайной ложки (медленно)

-веселый человек (весельчак)

-повесить нос (грустить)

 -сильный человек (силач)

«Кто больше найдет»

Из букв  слова транспорт составьте как можно больше слов

(спорт,  торт,  рот,  нос,  спор,  трос,  сорт,  порт,  сор, рост,  тост,  пост,  наст,   тон,  нота,  тропа).

Станция  «Лесная поляна»

Под ольхой  в тени ветвей

Я собрала своих друзей.

Усадила всех на кочку,

Дала росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий –громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

Вам не сложно угадать?

Помогите их собрать!

МЕД     ДЯ   БУРУН

ДУК  ЛИ    ВЕДЬ  ЯЦ

ТЕЛ  ЗА    СА  (медведь, заяц, лиса, бурундук, дятел)

Конкурс  «Двойники»

 А вы знаете, почему он так называется?

Есть на свете много слов,

Разные, пре разные

Ну, а есть слова такие-

Просто одинаковые.

Близнецы, не близнецы-

Буквы в них такие же,

Только разные они-

Это сразу видно же!

-Да, ребята,  есть слова, которые пишутся  одинаково, но обозначают разные понятия. Если слова произносить не четко, то может получиться как у наших мальчиков.

Сценка «Несуразные вещи».

УДАРЕНИЕ – ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ.

- Нередко одно слово может иметь несколько значений, если изменить ударение. Например: замок – замок, рожки – рожки.

 Для каждой команды даётся задание – упражнение.

Правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках, в словах с одинаковым написанием.

Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,
И печенье испеки.

В дом войти никто не мог:
На двери висел
замок.

Я песок руками рою,
Королевский
замок строю.

Плывут по озеру пироги –
На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги –
Печь их маме помоги.

Из стенки гвоздики торчат,
Повешу я на них плакат.

Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЛА.

“Слово спрятано в слове”.

ХЛЕВ – ЛЕВ, УТОЧКА – ТОЧКА, СТОЛБ – СТОЛ,

ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ПОЛК – ПОЛ, ЗУБР – ЗУБ, КОСА – ОСА,

МРАК – РАК, УДОЧКА – ДОЧКА, ДРАМА – РАМА.

конкурс “ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!”.

- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки.

Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.

Команда “БУКВЫ”

Самолёт, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.

Команда “ЗВУКИ”

Вертолёт, сапоги, сорока, мел, ручка, птица, грач, руки, галка, овца.

- Незнайка приготовил вамграмматическую арифметику

 «Грамматическая арифметика»

100+г=  ?                                         3+умф=?

3+котаж = ?                                  100+лб=?

Па+3+от=  ?                                  100+рож=?

Кабан- ан + лук =?                     С+ место стоянки судов=?

Ква+рак-ак+тира=?                    Череп-п+муха=?

Станция «Литературная»

ПРОДОЛЖИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

- Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по две – три строчки, а вы будете продолжать и назвать автора.

Команда “БУКВЫ”

1)

У лукоморья дуб зеленый….
(Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.) А. ПУШКИН «У лукоморья.»

2)  

Лес, точно терем расписной,…

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

стоит над светлою поляной) И. Бунин «Лес, точно терем расписной»

3)

Три девицы под окном….

(Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир

приготовила б я пир»)      А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатырке князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Команда “ЗВУКИ”

1)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл- и вот сама

(Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов…) А. ПУШКИН «Вот север, тучи нагоняя»

2)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.) А. ПУШКИН «Зимний вечер»

3)  

Белый снег пушистый

В воздухе кружится…
(И на землю тихо

Падает, ложиться.) И. СУРИКОВ «Белый снег пушистый…»

  Станция «Занимательный»

Отгадайте пословицу

1 команда

Свет, тьма (Ученье - свет, а не ученье- тьма).

Труд, лень (Труд кормит, а лень портит)

2 команда

Погибай  выручай (Сам погибай, а товарища выручай)

Погонишься – не поймаешь(За двумя зайцами погонишься -ни одного не поймаешь)

 Соберите  пословицы.

1 команда

Век живи                           век учись.

Жизнь дана                          на добрые дела.

Дружба - дружбой, а            служба- службой.

2 команда

Чужой ум хорошо, а                      свой лучше.

Не спеши языком,                        торопись делом.

Маленькая дружба лучше              большой ссоры.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЛА

Загадки – шутки

Что можно видеть  с закрытыми глазами?

Как написать четырьмя буквами «сухая трава»?

Какую ноту кладут в суп?

Как из маленького хвостика сделать большой? (убрать ик хвост)

Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить к рыбак)

Незнайка приготовил вам кроссворд давайте отгадаем.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.

1)

Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. (часы)

2)

Где упрётся хвостом,
станет дырка потом. (шило)

3)

Ходят с края на край,
режут чёрный каравай. (ножи)

4)

Всем, кто придёт,
И всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт. (дверь)

5)

Круглое, румяное
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

- После разгадывания кроссворда по вертикали получится “СЛОВО”.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: “Хромое слово – кривая речь” - гласит русская народная пословица. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

СЛОВО О СЛОВАХ.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.

Она одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий: А теперь послушаем жюри.(выступление жюри)

На этом мы закончим наш КВН

Приложение 2

Тема: Как прекрасен и велик русский наш родной язык.

Цели:

1. Раскрыть богатство словаря русского языка, разнообразие способов выражения одной и той же мысли, звучность.

2. Расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке, дидактические игры, кроссворды, ребусы.

3. Воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, желание изучать правила лексики, грамматики, фразеологии и других разделов русского языка.

Ход занятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы вместе с вами узнаем о богатстве, великолепии, живости, нежности русского языка.

Мы живем в стране российской,

Признаем язык индийский,

Итальянский, датский, шведский

И японский признаем,

И английский, и французский.

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поем.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим

На родном нам языке

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке.

-Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

1 ученик. Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2 ученик. Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3 ученик. Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык!

4 ученик. Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

- А сейчас я хочу узнать, как вы знаете русский язык. Для этого нам нужно создать 2 команды (по 4 человека). 1 к.- «Грамотейка», 2к. – «Всезнайка».

(Игроки рассаживаются на свои места.) Представление жюри.

Входят Кузька и Баба Яга.

Кузька. Слушай, Бабушка Яга,

Ты зачем сюда пришла?

Всюду нос зачем суешь?

Правил ты не признаешь.

Баба Яга. Тебя, касатик, не спросили –

Урок вести вот пригласили.

Кузька. Тебя урок вести? Не верю!

Ты же похожа на чучело,

Да и грамоте не обучена.

Проблем ты здесь не создавай,

Сядь, «Мурзилку» полистай.

Баба Яга. Ты чего ко мне пристал?

Кузька, ты меня достал!

Хамства я не потерплю,

Я и обидеться могу.

Ведь я фольклорный элемент,

У меня есть документ,

Я вообще могу отсюда

Улететь в любой момент.

Ну, а ты – то здесь зачем?

Возьму зажарю вот и съем!

Кузька. Ты в своем уме, Яга?

Забирай назад слова.

Я этой школы домовой!

И в каждом классе тоже свой.

Все книги я перечитал,

Ох, и много я узнал!

Грамоте, Яга, учиться -

Всегда пригодиться.

Со мной поведешься – ума наберешься!

Баба Яга. Не хвали, Кузьма, себя,

Есть и поумней тебя.

Ведущий. А вы, я вижу, в своем стиле.

Чего опять не поделили?

Своим браниться – никуда не годиться.

Вы тут спорили, кричали,

А детям «здравствуйте» сказали?

Баба Яга и Кузька. Здравствуйте, ребята!

Ведущий. Ну, что, какие вы задания для наших детей придумали?

Игра «Назови меня ласково».

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход работы:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В

гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком,

называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник,

зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного –

игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост –

хвостик, ухо – ушко и т. д.).

Игра вызвала интерес и желание играть в неё. Все дети справились с этим

заданием, но дети сильной группы использовали больше уменьшительно-

ласкательных слов, используя даже свое словотворчество.

Игра: «Магазин одежды».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от

существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Ход работы:

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи

лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они

сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок

покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые

сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

С заданием дети справились в соответствии с возможностями. Дети с высоким

уровнем с легкостью справились с заданием, но большие трудности вызвали у

детей с низким уровнем, они допускали очень много ошибок. Интерес к игре

достаточно высок, все дети с желанием и охотой играли.

Игра: «Что из чего, какое?».

Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны,

образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан,

-ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол,

кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Ход работы:

Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением

предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из

чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

Если ребенок затрудняется при ответе, при выборе правильно использовать

суффикс, то педагог. Проделанная ними такого рода работа позволила достичь

цели игры. Дети значительно реже допускали ошибки, что о предыдущей игре не

скажешь.

Игра «Угадай-ка».

Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в

единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр –

тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).

Ход работы:

Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается

картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а

кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один

тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем

» (тигрята).

Задание показало эффективность предыдущих игр в названии детенышей животных в

единственном числе, но во множественном числе дети испытывали трудности,

сомневались в правильности своего ответа, делали много ошибок (тигренки,

котенки, утенки, щененки, поросенки и т. д.)

Игра: «День рожденья Пуха».

Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их

детенышей, использовать эти слова в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со

слонятами, лиса с лисятами и т. д.

Ход работы:

Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья

– малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами . (детям

предлагается назвать детенышей свиньи) . поросятами». Мамы сели за стол пить

чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок

Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и

предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.

В конце занятия Баба-Яга и Кузьма благодарят  детей за участие в играх и обещают прийти еще раз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арушанова А. Г.  Формирование грамматического строя речи детей //Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62.
  2. Арушанова А. Г.  Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7.  Гвоздев А. Н.  Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение»,
  8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  10. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  11. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  14. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  15. . Тюрикова И.  Роль дидактических игр и упражнений в формировании

грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с. 20.

  1. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  2. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  3. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад.школа, 1986 г.
  4. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  5. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

авторская педагогическая разработка

Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...

Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"

  Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки  у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»

в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....

Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Практикум по решению математических задач» программа факультатива

Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Практикум по решению математических задач» программа факультатива для обучающихся  10-11 классов общеобразовательных ...