Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности.
методическая разработка по теме

Лебедева Наталья Сергеевна

 

Когда мы  пытаемся объяснить, почему  разные  люди, поставленные   в  примерно  одинаковые  ситуации,  достигают  различных успехов, мы  обращаемся  к  понятию «способности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ped.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Когда мы  пытаемся объяснить, почему  разные  люди, поставленные   в  примерно  одинаковые  ситуации,  достигают  различных успехов, мы  обращаемся  к  понятию «способности».

Наше  время-это  время  перемен. Современному обществу  нужен   выпускник, самостоятельно  и  критически  мыслящий, умеющий видеть  и  творчески  решать   возникающие  проблемы. В  условиях  быстро  меняющейся  действительности   обществу  необходимы  люди, способные не только  сосуществовать  с  окружающей   средой,  но  и творчески   реализовывать  себя  в ней. Поэтому развитие  творческих  способностей детей является  важнейшей  задачей  современной  школы. Этот  процесс   пронизывает  все  этапы  развития  личности  ребенка,  пробуждает  инициативность и самостоятельность  принимаемых  решений, привычку к свободному  самовыражению, уверенность  в  себе.

Но  готовность к творчеству  не  может  возникнуть  сама  по  себе,  она  складывается в условиях воспитания, обучения ребенка - как нормально развивающегося ребенка ,  так и с  проблемами  психического  развития.

Я  считаю что, огромный  потенциал  для  развития творческой  личности, причем  очень  важно, творчески активной  личности, имеет педагогическая  технология  под  названием «ТРИЗ».

ТРИЗ  расшифровывается  как «теория  решения  изобретательских  задач». Основателем  является  Советский  инженер, писатель  и ученый Генрих Альтшуллер ,   который  создал  программу  в  1956 году, с целью  создать  еще  одну  точную  науку. Ученый своей   системой доказывает, что любой  человек может  научиться  изобретать и для  этого не  обязательно  иметь  врожденный  талант.

В коррекционной  работе  я  использовала  курс  С . Гин ,включающий  4 раздела: «Мир  загадок», «Мир  человека», «Мир  фантазии», «Мир  логики».Особенность  курса в том, что  обучение  детей  основывается  на  приемах и методах теории  изобретательских  задач(ТРИЗ).

Данный курс выстроен очень органично с точки  зрения учета  возрастных  особенностей детей, а также логичности, последовательности ,  доступности предлагаемого  материала.

Содержание курса  очень  интересно, разнообразно, дети  знакомятся  с окружающим  миром через  организацию близкой, интересной  и в тоже  время необычной  для  них  деятельности - это отгадывание  и сочинение  загадок, освоение алгоритмов  их  создания.

В этом  учебном году я провела коррекционное занятие  с использованием  ТРИЗ  технологии , которое  проходило  в «Центре  детского  и семейного  чтения».На занятии  были  представлены  созданные  детьми  творческие  продукты: книга  загадок  о  здоровом  образе  жизни, составленная  самими детьми и поделки ,сделанные  своими руками.

Мы являемся постоянными  посетителями  читального  зала ,  дети  учатся самостоятельно  работать с книгами, находить  ответы  на  интересующие  их  вопросы .Это  тоже  элемент  технологии  ТРИЗ, когда  ребенок  самостоятельно  ведет  поиск и организует  исследовательскую  деятельность. В  этом учебном  году  мы  провели  коррекционное  занятие  в читальном зале  библиотеки и это  неслучайно.  Ребята  представили  свои творческие  продукты: книгу  загадок  о здоровом  образе  жизни и поделки, сделанные  своими  руками.

В группе имеется «Уголок  творчества», где  дети  размещают    свои  творческие работы. Дети сами  придумывают игры. Вот игра «В  городе  загадок»,отгадывая  загадки мы путешествуем по городу, от  домика к домику.

Своим опыт по теме  я представила на заседаниях творческой группы воспитателей, так как   тема творческой  группы «Развитие  творческого  потенциала  воспитанника»  перекликается с темой  моего самообразования «Технология ТРИЗ  как  фактор развития  творческого  потенциала».

Я выступала с докладом о развитии творческих способностей, а также  представила разработанные  мной рекомендации для организации работы по развитию  творческих  способностей.

Как  правило,  способности развиваются на базе  задатков в результате целенаправленного развития склонностей. Для того ,  чтобы педагогу иметь полное  представление о  способностях  и задатках  его  воспитанника, я предложила  коллегам  провести  тест  анкету «Загадка  вашего  ребенка»американских  психологов.

Эта анкета  поможет   педагогу, ориентируясь на способности ребенка организовать работу по всестороннему развитию детей в группе.

Своим опытом по теме я поделилась на  областном семинаре в 2011-2012 учебном  году по  теме «Использование  икт в работе  по  развитию  творческих  способностей».

Продолжаю работу по разработке конспектов, сбору  информации по теме.

Я создала  в  интернете  свой мини-сайт  в  социальных  сетях- называется  ns.portal. На  этом  мини - сайте  вы  можете  ознакомиться с  моими  наработками  по  этой  теме.

В группе  имеется картотека игр и тренингов по развитию творческого мышления , а также картотека творческих заданий и упражнений в печатном  варианте и в электронном виде.

Мы с ребятами придумали и изготовили  домики –  «трансформеры» , в  которые дети помещают  загадки  собственного  сочинения. Этот  продукт творчества  мы используем  и как игровой  момент на занятиях.

Еще много предстоит сделать  запланированного  по теме:

-посетить мастер-класс по рукоделию (февраль),

-принять участие в городской выставке (март),

-продолжать работу по сбору информации по теме,

-выступить на заседании творческой группы;(апрель).

Продолжать работу по повышению профессионального мастерства.

Древняя  мудрость гласит «Чего  нет в творце,  не  может  быть  в  творении», поэтому  школе  сейчас  как  никогда  нужен  творческий  педагог. Всем  давно  ясно, что только творческая  личность педагога может  воспитать  творческую личность воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...

Применение ТРИЗ для развития творческого потенциала личности на уроках математики

В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики.Включение в образоват...

«Использование арт-технологии для развития творческого потенциала личности на уроках искусства»

Мне на месте не сидится. Мне – бежится! Мне – кричится!Мне играется, рисуется, лазается и танцуется!Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается!Мне кривляется, дурачится, улыбается и плачет...

Игровые сетевые технологии как фактор развития творческого потенциала школьника

В данной статье раскрываются особенности игровых педагогических технологий...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...