Работа логопеда в современных условиях
методическая разработка по теме

Макарова Татьяна Владимировна

Представляю вашему вниманию конспект занятия  по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу».

Лексическая тема: «Наш город»

Логопедическая тема: «Звук С»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • активизировать словарный запас по теме «Наш город»;
  • знакомить детей с основными правилами дорожного движения;
  • развивать выразительность речи, движений, раскованность, произвольность;
  • работать над развитием способности согласовывать движения с словом и музыкой;
  • развивать творческое воображение, подражательность, переключаемость движений;
  • формирование коммуникативной компетенции и социального опыта;
  • развивать логическое мышление.

Коррекционные задачи:

  • автоматизировать звук С;
  • работать над развитием артикуляционной моторики;
  • развивать мелкую моторику;
  • работать над развитием слухового внимания;
  • работать над развитием общей моторики.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, уважение друг к дугу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takoy_logoped.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Кто такой Логопед, в современном обществе? Как работать логопеду, во времена всеобщей компьютеризации?

Если заглянуть в словари, то встретишь там очень краткое и совершенно не понятное объяснение этого понятия.

  • Орфографический словарь Лопатина логоп`ед, логоп`ед, -а.
  • Словарь Ожегова ЛОГОП’ЕД, -а, муж. Специалист по логопедии.
  • Словарь Ушакова ЛОГОП’ЕД, логопеда, ·муж. (спец.). Специалист по логопедии.
  • Толковый словарь Ефремовой [логопед] Специалист в области ~ии.

Сами же логопеды нередко иронизируют и даже сочиняют стихи о своей работе.

Что такое ЛОГОПЕД?

Это 10 штук котлет. Нет.

Это 1000 конфет.Нет.

Может это вертолет? Ну вот.

Ну тогда уж самолет. Неееет.

Что же это за предмет?

Это вовсе не предмет, а хороший человек!

Он на помощь всем прийдет

И заглянет всем вам в рот,

А услышав вашу речь

Сразу вам он даст совет

Сколько раз вам пошипеть,

Сколько раз вам посвистеть.

Язычок куда поднять

И как весело рычать!

Он не от скуки на все руки:

он учитель, воспитатель, дефектолог и психолог,

и, немножечко, невролог.

Режиссер, артист, оратор.

маг, волшебник, изобритатель.

Фламинг Е.Ю. учитель-логопед МОУ НШ-ДС №42 Сургут

А если серьезно задуматься над вопросом: «Кто такой Логопед, в современном обществе? Как работать логопеду, во времена всеобщей компьютеризации?», то, пожалуй, не сразу и поймешь, как ответить.

Недавно, когда я подошла к супругу с вопросом по поводу презентации к уроку он вспылил: «Я уже не понимаю, кем ты работаешь, логопедом, бухгалтером или программистом!» А ведь так оно и есть. Требования, запросы родителей, да и самих детей растут. Уже не котируются наши наглядные материалы, изготовленные из картона и бумаги. Не интересны, к сожалению, картины, карты, схемы, нарисованные на ватманах.

Порой родители приводят на тестирование ребенка 3х лет и первым делом с гордостью сообщают: «Наш малыш играет в стратегии и взламывает пароли, установленные отцом!» А малыш ротик открыть не может, так как артикуляционный аппарат не сформирован, мелкая и общая моторика слаба, на общение ребенок идет только при наличии компьютера...

Что же делать логопеду?

Приходится осваивать компьютерные технологии, вводить, как элемент занятия, компьютерные игры («Игры для Тигры», «Скоро в школу», «Развиваем память», «ПДД для малышей», «Как мышонок буквы ловил», «Читаем по слогам», «Развитие речи»), открывать блоги, так как практически в 50% случаев на занятия приводят детей няни, а родителей можно «встретить» благодаря интернету, а самое главное, приходится создавать презентации к уроку.

Необходимость презентации на уроке объясняется очень просто – необходима дополнительная наглядность, отвечающая современным запросам подрастающего поколения. Кстати, визуализировать посредством компьютерной презентации можно не только то, что трудно или невозможно описать словами, но и то, что просто удобнее, аккуратнее и нагляднее нарисовать на компьютере, нежели, например, на доске.

Достоинство презентации трудно оспорить, так как благодаря ей, педагог всегда остается в центре внимания, что позволяет контролировать внимание детей.

Представляю вашему вниманию конспект занятия  по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу».

Лексическая тема: «Наш город»

Логопедическая тема: «Звук С»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • активизировать словарный запас по теме «Наш город»;
  • знакомить детей с основными правилами дорожного движения;
  • развивать выразительность речи, движений, раскованность, произвольность;
  • работать над развитием способности согласовывать движения с словом и музыкой;
  • развивать творческое воображение, подражательность, переключаемость движений;
  • формирование коммуникативной компетенции и социального опыта;
  • развивать логическое мышление.

Коррекционные задачи:

  • автоматизировать звук С;
  • работать над развитием артикуляционной моторики;
  • развивать мелкую моторику;
  • работать над развитием слухового внимания;
  • работать над развитием общей моторики.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, уважение друг к дугу.

Оргмомент.

Однажды, в нашем чудесном городе… Как называется наш город? Правильно, Астрахань. Итак, однажды в один из продуктовых магазинов города Астрахани завезли очередную партию яиц. Все яйца были как на подбор, а одно яйцо было гигантское. Что значит гигантское? Правильное, большое, огромное. Покупатели активно раскупали яйца, а это огромное яйцо так и оставалось лежать на прилавке, на который падал яркий солнечный свет. От лучей яркого солнца яйцо согревалось и вот, в один прекрасный день треснуло. Из яйца вывалился большой, неуклюжий, взъерошенный птенец. В магазине, как всегда было шумно и многолюдно и никто не обратил внимание на появление птенца.

Психогимнастика. Каждый ребенок, по очереди, выполняет мимическое упражнение

  1. Испугался птенец.
  2. Нахохлился.
  3. Широко открытыми от испуга глазами посмотрел по сторонам.
  4. Успокоился, увидев, что ни кто не обращает на него внимание.
  5. Отряхнулся.
  6. Широко улыбнулся.
  7. Обрадовался, увидев как велик и красив мир.
  8. Радостно захлопал крыльями.
  9. И твёрдо решил покорить этот незнакомый, но такой чудесный мир.

Сообщение темы занятия

И мы, ребята, отправимся на прогулку по городу Астрахань с этим удивительным птенцом. Согласны? Совершая эту экскурсию, мы повторим знакомый нам звук С. Какой этот звук? Правильно, согласный.

Формирование и развитие навыка звукового анализа, автоматизация звука в словах.

Птенец выскользнул из магазина и оказался на перроне. Перед ним возвышался большой вагон, в который грузили разнообразные предметы. В первое окно загружали предметы, название которых начиналось со звука С. Во второе – предметы со звуком С в середине слова. В третье – предметы, в названии которых звук С стоял в конце слова. Погрузка шла медленно, а птенец не мог двигаться дальше, так как вагон преграждал дорогу, а под вагоном пролезать категорически запрещено. Почему? Рассуждения детей. Вы совершенно правы, друзья! Так переходить - опасно для жизни! Ребята, помогите, пожалуйста, погрузить в вагон вещи. (использование компьютерных технологий -  слайд №3 «Вагон») Ура! Работа завершена, вагон готов к отправке.

Распространение предложений

Чтобы состав отправился в путь, вам необходимо запомнить и правильно произнести предложения. Следите, пожалуйста, за произношением звука С.

Состав стоит.

Состав стоит на путях.

Состав стоит на путях и ждёт сигнала.

Склонение слова «сигнал».

Итак, состав стоит и ждёт сигнала. Помогите мне, пожалуйста, закончит фразу со словом «сигнал».

  • Я сигналю.
  • Ты…..(сигналишь)
  • Он (она)……..(сигналит)
  • Мы………(сигналим)
  • Вы ………(сигналите)
  • Они …….(сигналят)

Физпауза. Дети, под музыку со слайда №3 «Вагон», двигаются по кабинету и выполняют движения за педагогом, давая сигнал к отправке поезда. После «гудка паровоза» (слайд №3 «Вагон») Дети исполняют логоритмическое упражнение «Едет-едет поезд» (слайд №4 «Поезд»)

Автоматизация звука С в загадках.

Отправился наш птенец дальше. Но, что это, впереди? (слайд №5) Правильно, ребята – это дорога. А по ней торопится, мчится транспорт. Сейчас птенец будет рассказывать вам. Что он видит, а вы должны догадаться, о чем загадка. За правильный ответ ребенок получает картинку-отгадку.

  1. Я мчусь, держусь за провода!

Не заблужусь я никогда! (троллейбус)

  1. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках (автобус, маршрутное такси)

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, пожалуйста, в названии какого транспортного средства нет звука С?

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (машина)

Правильно, в слове «машина». А как можно изменить вид машины, чтобы в её названии появился звук С? Рассуждения детей. Правильно, перекрасить в жёлтый цвет и прикрепить знак «такси». Как теперь мы назовём эту машину? Правильно, такси.

Автоматизация звука в стихах.

Птенец не знаком с правилами дорожного движения и никак не может перейти дорогу. Давайте прочтём стихотворение Мигунова «Светофор» и научим птенца переходить дорогу.

Шёл домой я из детсада,

Перейти дорогу надо.

Вдруг со мною светофор

Начинает разговор:

«Загорелся «красный» свет. На нарисованный светофор помещается красный кружок.

Стоп, вперед дороги нет!

Наберись терпенья, жди.

За сигналами следи.

Яркий «жёлтый» огонек На нарисованный светофор помещается жёлтый кружок.

Подожди ещё дружок.

От дороги отойди,

Нет вперед тебе пути.

Свет «зелёный» загорится На нарисованный светофор помещается зелёный кружок.

Тут уж надо торопиться

И дорогу перейти.

Друг, счастливого пути!

Артикуляционная гимнастика

Птенец шёл по городу и смотрел по сторонам (упр. «Часики»). Пробегая мимо детской площадки он увидел девочку, качающуюся на качелях (упр. «Качели»), мальчиков, крутящихся на каруселях (упр. «Вкусное варенье»). Дети радостно улыбались (упр. «Улыбка»). Самый младший из детей сидел на коленях у мамы и сосал молоко из бутылочки (упр. «Поцелуйчик»). Когда бутылочка стала пустой, мама дала малышу оладушек (упр. «Блинчик»). Самый старший из детей катался с горки (упр. «Горка») Горка была высокая и на самом верху свистел ветер (упр. «Трубочка» с произнесением звука С). В песочнице играли дети, от яркого солнца их укрывал грибок (упр. «Грибок»). А ещё на площадки были дети, которые играли в футбол (упр. «Футбол»)

Наблюдая за детскими играми, птенец ощутил себя очень одиноким. Он оглянулся вокруг (упр. «Вкусное варенье») и обнаружил, что не только он наблюдает за игрой детей. Недалеко от него, на зеленой травке сидели домашние животные и птенец решил подойти и пообщаться с ними.

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. «Кто сказал «мяу»? (использование компьютерных технологий – слайд №6)

Автоматизация звука в чистоговорках. «Эхо» (повтори чистоговорку)

Птенец был рад новым знакомствам, но он чувствовал, что это не его семья. А ещё ему ужасно хотелось попить и искупаться. От кота Васьки птенец узнал, что недалеко от Ленинской площади находится озеро. Путь был сложным и далеким, и птенец решил отправиться к озеру на такси.

Си-си-си – я поеду на такси.

Кси-кси-кси – вот подъехало такси.

Сист-сист-сист – управляет им таксист.

Са-са-са – залетела к нам оса.

Су-су-су – не боюсь я осу.

Су-су-су – я водителя спасу.

Ись-ись-ись – на остановке остановись!

Развитие логического мышления.

Наш птенец доехал до Ленинской площади, немножко прошёл вперед и увидел изумительное, красивейшее озеро. Ребята, давайте узнаем, кто живет на озере?

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

На воду сели, посидели

И снова полетели (лебеди) слайд №7

Правильно, это лебеди. Как же называется озеро, на котором живут лебеди? Действительно, это лебединое озеро. Кого встретил птенец на озере? Он встретил лебедей, верно.

Развитие мелкой моторики и логического мышления.

Предлагаю вам собрать изображение лебединого озера из деталей на доске. Дети выкладывают по одному фрагменту.

Лебеди радушно встретили птенца и приняли в свою стаю. Как вы думаете, ребята, почему это произошло. Рассуждения детей. Правильно, потому что лебеди поняли, что осенью птенец превратится в прекрасного лебедя.

Птенец, плавая в озере, часто вспоминал свое путешествие по городу. Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику «Люблю по городу шагать»

Развитие воображения и связности высказывания.

Птенец путешествовал только один день. А наш любимый город очень велик и красив. Подумайте, пожалуйста, где бы мог ещё побывать наш птенец и что мог увидеть. Высказывания детей с опорой на слайд №8.

Подведение итогов

Понравилось вам наше путешествие, ребята? С каким звуком мы сегодня путешествовали? Что особенно вам понравилось и запомнилось на нашем занятии? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Работа логопеда в условиях детского дома

презентация работа логопеда в условиях  детского дома...

Работа учителя в современных условиях дефицита времени.

В данной статье изложены основные методики,позволяющие облегчить труд учителя....

«Коррекция звукопроизношения в условиях работы логопеда в школе VIIIвида»

В основе В основе большой распространенности нарушений звукопроизношений у детей с нарушением интеллекта лежат следующие причины:- несформированность познавательных процессов, направленных на овладени...

Работа учителя в современных условиях и по новым стандартам.

В статье показана роль современного учителя, а также как преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью педагога....

Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.

Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия  педагога и семьи – это включение родителей в совместный  обра...

«Взаимодействие с родителями как неотъемлемая и важная составляющая деятельности учителя-логопеда в современных условиях».

Пропаганда логопедических знаний среди родителей, остается приоритетной частью работы учителя-логопеда в рамках реализации задач коррекционно-развивающего обучения.Статья напечатана в сборнике №...