Тема: Культура поведения в общественных местах
методическая разработка (6 класс) по теме

Видус Марина Викторовна

 

Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о правилах поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях.

2. Формировать умение соблюдать правила, правильно оценивать соблюдать правила, правильно оценивать ситуацию. 3. Развивать речь, мышление, внимание.4.Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.obshchestv._mesta.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культура поведения

в общественных местах (6 класс)

Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о правилах поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях.

2. Формировать умение соблюдать правила, правильно оценивать соблюдать правила, правильно оценивать ситуацию. 3. Развивать речь, мышление, внимание.4.Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Оборудование: Инструкционные карты, словарные слова, Инвентарь для сюжетно-ролевой игры «В театре».

Ход:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Как сказать, одним словом.  (Замените, одним словом).

Установленный порядок поведения (этикет)- словарное слово.

Этикет- это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека. Этикет по-другому, это правила культуры поведения.

Сегодня мы познакомимся с правилами культуры поведения в общественных местах.

III. Сообщение теоретических сведений.

Что можно назвать общественным местом? (театр, музей, кинотеатр, читальный зал, лекции).

Почему их называют общественными местами? (много народа-общества).

Зачем там нужно соблюдать правила этикета? (чтобы не мешать другим и не выглядеть самому дурно).

Разберем правила поведения в общественных местах, театре, кинотеатре, цирке, на концерте.  

Часто ли вы ходите в театр? На концерт? В кинотеатр?

Что смотрят?

-в театре? (спектакль)

-в цирке? (цирковое представление)

-в кинотеатре? (фильм)

Раньше, в царское время, посещение театра было для людей праздником. В театры ходили богатые, знатные люди. С раннего детства этих людей учили культуре поведения специальные учителя. Неправильное поведения в обществе вызывало у людей осуждение, а иногда изгнание из него.

Сейчас поближе познакомимся с театром и вспомним слова, которые нам понадобятся для беседы:

 На доске:           АНТРАКТ, БИЛЕТЕР, АПЛОДИСМЕНТЫ, АКТ, ЗАНАВЕС, ГАРДЕРОБ, КАПЕЛЬДИНЕР.

Задание: По значению слов определите, о каком слове я буду сейчас говорить.

1.Театральное действие, часть спектакля. (Акт)

2.Служащий, проверяющий билеты.  (Билетер)

3.Перерыв между отделениями концерта.  (Антракт)

4.Шторы, определяющие сцену от зрительного зала.  (Занавес)

5.Рукоплескание или громкие ритмические хлопки в ладоши в знак одобрения. (Аплодисменты)

6.Служащий в театре, помогающий найти места и продающий программки. (Капельдинер)

7.Места хранения одежды в театре и других местах (гардероб). Как называется профессия человека, работающего в гардеробе?  (гардеробщица).

Как вы думаете, как нужно одеваться в театр?

Сейчас я прочитаю рассказ, а вы внимательно послушаете и сформулируете мне первое правило поведения в театре.

(стр.38,  Б.В. Бушелева « Поговорим о воспитанности»)

Вопросы: Понравился ли спектакль Олегу? Почему? Назовите первое правило этикета. Зачем нужно красиво одеваться в театр?

Правила:  (раздается каждому ребенку)

  1. В театр оденься получше, возьми с собой сменку.
  2. Приходить в театр нужно вовремя, чтобы своим опозданием не мешать началу спектакля. Лучше прийти в театр минут за 10-15 до начала спектакля, чтобы, не спеша раздеться, поправить прическу, приобрести программку и прочесть ее, найти свое место. Номерок от пальто лучше положить в карман или сумочку, чтобы не уронить во время спектакля.
  3. Пробираясь к свому месту, надо проходить вдоль ряда лицом к сидящим. Если твое место по недоразумению окажется занятым, в пререкания не вступай, а попроси капельдинера решить эту ситуацию.
  4. Во время действия не разговаривай, не шурши конфетными бумажками. Все это можно сделать в антракт.
  5.  Не вставай с места, пока не опустят занавес. После окончания спектакля надо поаплодировать актерам, а не бежать в гардероб. Во время представления запрещаются движения взад-вперед.
  6. Если ты простужен, в театр лучше вообще не ходить, чтобы кашлем, чиханием не мешать всем остальным.
  7.  Не постукивай ногой в такт музыке - соседям это мешает слушать.
  8. Не кричи после конца действия « БИС!». Это итальянское слово обозначает, что ты просишь артистов еще раз то, что они только что исполняли. « БИС!» кричат на концерте, где можно повторить арию или танец, но не на спектакле.
  9. В антракте разговаривай тихо - так, чтобы слышал тебя лишь твой собеседник.

Во время просмотра кинофильма, придерживайся тех же правил, что и в театре:

-Обычно в кино не аплодируют.

-Часто случается, что один и тот же фильм вызывает у разных зрителей различное впечатление. Если фильм не нравится, не следует навязывать другим свое мнение.

-Если на девушке надета высокая шляпа, пушистая шапка, лучше снять ее во время сеанса, чтобы не мешать зрителям, сидящим сзади, хорошо видеть экран. Юноши должны снимать шапки при входе в театр.  

       

IV. Закрепление новой темы.

      1.Послушайте рассказ «В театре», найдите ошибки.  

  - Сегодня культпоход в театр, - сказала Маша Сонечкина.

  - Культпоход - это культурный поход. Поняли?

  - Поняли! Ура!- закричали Машины одноклассники и захлопали в ладоши, будто они уже в театре. Вадик тоже зааплодировал. Только ногами.

  - К тебе, Вадим, это относится в первую очередь,- заметила Маша.  

Вечером все переоделись и отправились в театр. Только Вадик пришел  в          грязных школьных штанах, с чернильным пятном на носу.

.       Сразу Вадик ринулся   в    буфет. Пирожное     он       глотал    целиком,  а бумажки от конфет бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.

  -Ты же в театре, Вадик!- взмолилась Маша.

         Наконец прозвенел последний звонок, и все пошли в зал. Поскакал и

  Вадик.

 -Где мое место?- орал он.

         Уже погасили свет, а он все метался по залу, топча ноги зрителям. Наконец он уселся и, шурша шоколадной оберткой, жуя шоколад, стал делать умное лицо. Пошире раскрыл глаза, вытянул шею.

        Спектакль начался. Действие разворачивалось. Вадика так заинтересовал спектакль, что незаметно для себя, он стал время от времени выкрикивать: «Беги, а то они тебя убьют!", «Не верь ему, он врет!»

        Еще не успел закрыться  занавес, а Вадик, как угорелый, уже несся из зала в гардероб, чтобы первым занять очередь.

        Задание:  Найдите как можно больше ошибок в поведении мальчика. Какие правила должен был знать Вадик?

V. Сюжетно-ролевая игра «В театре».

(Повесить таблички «КАССА», «ГАРДЕРОБ», «БУФЕТ», «ПРОГРАМКИ»).

                Моделирование реальных ситуаций:

-        С чего начинается приход в театр? (с кассы)

Юноши и девушки пришли в театр и подошли к кассе купить билет. (инсценирование)

-    Обязательно ли снимать головной убор в кинотеатре?

-   Кто входит в театральный зал первым – юноша или девушка?

-   Как надо вести себя в гардеробе, если ты пришел с девушкой? (инсценирование)

-   Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? (инсценировка)

-   Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту?

-   Как правильно должен сесть юноша по отношению к девушке? (юноша слева от девушки) – инсценирование.

-    Когда можно вслух обсуждать спектакль?

-    Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился? Почему?

-    Как проявить свое неодобрение в связи с содержанием спектакля или

игрой актеров?

а) свистеть и топать ногами;

б) немедленно встать и покинуть зал;

в) молчать и не аплодировать.

- Как вести себя при сильном насморке или кашле?

- Можно ли занимать оба подлокотника кресла в театре?

Изобразите сценку «У буфета».

Итог.

VI. Игра "Перевертыши» или «Будьте внимательными».

Внимательно послушайте и расскажите, как должно быть правильно.

  1. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.
  2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.
  3. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.
  4. Не забудьте: вам с товарищем не так часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить нужные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплика актеров.
  5. Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотн6иков.
  6. Не будет эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Этот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т.д.
  7. Купите в буфете шоколад, но сразу не ешьте. Идите в зал и звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда артисты выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад  и конфеты по музыку?

     Молодцы! С заданием вы справились!

V. Беседа о поведении в школе.                                                                                              Школа - это тоже общественное место. Здесь тоже надо знать ряд правил:

  1. перед входом снять шапку
  2. здороваться
  3. во время общешкольных мероприятий соблюдать правила этикета.

VI. Итог

      С чем познакомились?

       Работа со словарем.

      Нужно ли знать правила этикета?

      Зачем нам нужны эти правила?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему: "Культура поведения в школе"

Эту презентацию можно использовать на классном часе в 5 классе по теме: "Правила поведения учащихся"...

методическая разработка к открытому уроку в 10 классе на тему "Культура поведения" "

ГОУ СОШ № 111210.02.2009г.Открытый урок в 10 классеУчитель: Ткачева Е.А.Тема: Culture of behaviourЦель урока: развитие продуктивных умений говоренияЗадачи урока: развитие устной речизнакомство с матер...

Внеклассное мероприятие на тему "Культура поведения в школе"

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой ...

Разговор с родителями на тему: «Культура поведения закладывается в семье».

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли».А.П.Чехова...

Интегрированный урок по обществознанию и английскому языку в 6 классе на тему "Культура поведения в общественных местах на русском и английском языках"

Интегрированный урок расчитан на обучающихся 6 класса разного уровня. Чтобы урок прошел полноценно,учителя разделили класс на 4 группы, каждой из которой были даны задания по их уровню....

Урок культуры на тему Культура поведения в общественных местах

Мероприятие проводится в целях развития этических норм поведения в обществе,  уважение к личности....

Урок культуры на тему Культура поведения в общественных местах

План-конспект направлен на развитие этических норм поведения воспитанников в обществе,  уважения к личности....