Нарушение письменной речи у умственно отсталых учащихся
план-конспект урока по теме

Васильченко Ольга Николаевна

Статья о специфике нарушений речи и их коррекции у умственно отсталых учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение письменной речи у умственно отсталых учащихся. Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых учащихся определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Характерным для них является позднее развитие речи. Нарушения речи у умственно отсталых учащихся являются очень распространёнными и носят стойкий характер. Устранение нарушений речи умственно отсталых учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся вспомогательной школы. Нарушения речи у умственно отсталых учащихся носят системный характер. Они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Наиболее частыми речевыми расстройствами у учащихся вспомогательной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушение письменной речи. Так как нарушения письменной речи носят стойкий характер, то её коррекция продолжается в течение всего процесса обучения учащихся в школе. И поэтому проблема нарушения письменной речи является актуальной и основной во вспомогательной школе. Так как у учащихся отмечается  нарушение слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, пространственных представлений. Поэтому нарушение какой-либо из указанных функций  и вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Кроме того у учащихся вспомогательной школы отмечается несформированность высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации многих звуков речи, фонетического, слогового анализа и синтеза, деление предложения на слова, лексико – грамматического строя речи.

Основные ошибки на письме у учащихся вспомогательной школы.

- графические ошибки, отдельные  буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. Буквы воспринимаются по- разному. Вследствие неточности  зрительного восприятия они смешиваются на письме, наиболее часто смешиваются следующее буквы: П-Т, П-Н, П-И, У-И, Ш-И, М-Л.

-специфические фонетические замены, сюда относится замена и смешение букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, замена букв обозначающих гласные звуки.

- нарушение слоговой структуры слова, Это пропуски отдельных букв и целых слогов, перестановка букв и слогов, раздельное написание частей одного слова. И слитное написание двух слов.

- грамматические ошибки, к ним относятся пропуски и неверное применение предлогов служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов.

- орфографические ошибки –преимущественно на буквы, обозначающие безударные гласные, непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих согласных, на обозначение смягчения согласных.

Основные причины появления ошибок на письме у умственно отсталых учащихся:

- неправильное произношение всех звуков речи;

- неправильное различение звуков на слух;

- неумение выделять звук на фоне слова;

- неумение определять место звука в слове;

- несформированность грамматических систем;

- несформированность пространственных и временных представлений.

У умственно отсталых учащихся с нарушением письма страдает и связная речь. Так как связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного и развёрнутого изложения. Связная речь формируется на основе диалогической речи. Становление связной речи у умственно отсталых учащихся осуществляется замедленными темпами и очень длительно задерживается на этапе вопросно – ответной формы речи. Переход к самостоятельному высказыванию затягивается вплоть до старших классов. Поэтому на занятиях по логопедии уделяется  большое внимание развитию связной речи, в особенности пересказу, просить пересказывать прочитанные сказки, рассказы, просмотренные фильмы и мультфильмы. Необходимо учить учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок. И занятия по логопедии  с учащимися с нарушением письменной речи не должны превращаться в бесконечные списывания и диктанты, а должны предлагаться разнообразные упражнения с чётко ограниченной системой.

И в работе по коррекции письменной речи у учащихся вспомогательной школы логопед должен  ставить перед собой следующие задачи:

- всестороннее развитие личности логопата;

- учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития, и в соответствии с этим подбирать  дидактический материал;

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

-добиваться прочности приобретённых знаний и навыков;

- использовать наглядность;

- строить занятия с учётом программ каждого класса по русскому языку;

- стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, чтение и письмо.

Задачи методической работы на логопедических занятиях состоят в обеспечении условий для становления учащихся, как субъекта учебной деятельности. Ученик должен понимать, почему он делает так, а не иначе.

Основные методы, используемые на занятиях:

- Учебное исследование;

- многогранность;

- вариантность;

- постепенное углубление занятий использующих наглядно – чувственные опоры.

Для преодоления снижения речевой активности используются двигательные реакции, сопряжённые с речью.

Основные направления коррекционной работы по исправлению письменной речи у умственно отсталых учащихся:

- выявление нарушений чтения и письма;

- развитие фонетического восприятия;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им;

- развитие грамматических навыков;

- развитие связной речи.

Поэтому логопедическая работа по коррекции письменной речи должна строиться с учётом этих направлений. Практический материал разбит на блоки в соответствии со структурой логопедических занятий и должен быть расположен по степени нарастания сложности заданий.

Развитие фонематического восприятия.

Для успешного развития фонематических процессов необходимо привлечь внимание учащихся к работе артикуляционного аппарата, приучить учащихся оценивать мысленные ощущения при проговаривании звуков, слов, различению слов близких по звуковому составу, дифференциации фонем, развитию навыков элементарного звукового анализа. С развитием фонематического слуха  осуществляется работа над звукопроизношением. Необходимо устранить все недостатки фонем, искажения, замены, отсутствие звука. Иногда у некоторых учащихся при нарушенном фонематическом слухе даже сохранённые звуки не могут артикулироваться абсолютно чётко.

Наиболее часто у умственно отсталых учащихся на письме  нарушена дифференциация следующих звуков Ц – С, Ч – Т, Ч – Щ, звонких и глухих согласных, особенно смычных Д – Т, Б – П, Г – К, свистящих З – С, шипящих Ж – Ш.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Для усвоения навыков письма большое значение имеет умение учащихся разделять слова на слоги, кроме того слоговой анализ, помогает более эффективно овладевать звуковым анализом слова. В процессе письма учащиеся часто пропускают гласные звуки, которые воспринимаются как оттенки согласных звуков. Учащиеся должны усвоить основное правило  слогового деления, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. В процессе обучения звуко - слоговому анализу необходимо научить учащихся  различать знакомые звуки, знать гласные, знать изучаемые согласные звуки  и их артикуляционные признаки (твёрдость – мягкость, звонкость – глухость), выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (мак), двусложных (типа липа), трёхсложных (типа машина), определять место местоположение звука ( в начале, в середине, в конце слова), определять количество звуков в слове. Главным на этом этапе работы является и выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Поэтому на логопедических занятиях учащиеся должны  уметь составлять схемы предложений, придумывать слова по различным графическим схемам. Учащиеся должны усвоить, как определять предлоги в предложении. Учить составлять схемы предложений с предлогами.

Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

На этом этапе работы необходимо учить учащихся разным способам образования новых слов, например образования слов с помощью различных приставок от одной гласной основы (у – шёл, при – шёл), с помощью одной приставки  от гласных глагольных основ (при – шёл, при – нёс). Проводить работу по подбору однокоренных слов. На протяжении всех логопедических занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас. И ставится главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме. Проводить работу по очищению словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

Работа по развитию лексико – грамматических навыков.

При их устранении основной задачей является формирование обобщённых представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений Логопедическая работа строится с учётом  программы по русскому языку. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, осмысливать и вводить изучаемые конструкции в собственную речь. Поэтому на логопедических занятиях используются упражнения для практического овладения категориями существительного, прилагательного, причастия, наречий, глагола. Упражнения для уточнения расширения лексического запаса слов, упражнения по словообразованию. Работа с родственными словами, с антонимами, синонимами, с многозначностью слов. Наиболее трудными для учащихся вспомогательной школы является употребление в письменной речи предложно – падежных конструкций, в понимании предлогов.

Развитие связной речи.

Развитие связной речи, как устной, так и письменной на логопедических занятиях должно уделяться большое внимание. На этом этапе работы  проводится работа над сюжетной картинкой, серией последовательных сюжетных картин, сравнительных картин для объяснения причинно – следственных связей. Кроме этого на занятиях необходимо использовать объяснительное чтение. В процессе чтения выполнять чтение с делением на слоги всех слов предложения. Даётся задание на заучивание пословиц, чистоговорок, поговорок, считалок. Большое место в работе по нарушению письменной речи отводится составлению рассказа по серии сюжетных картинок, работе с деформированным текстом. Учащиеся учатся составлять план к прочитанному небольшому рассказу. Одновременно проводится работа над умением самостоятельно отвечать на прочитанный вопрос, умению пересказать прочитанное по частям с использованием картинного материала. Вводится рисование по словесному описанию. Для пересказа даются короткие истории, тексты со скрытым смыслом. Пишутся мини сочинения.

Формирование неречевых процессов.

Учитывая особенности психической деятельности у умственно отсталых учащихся на логопедических занятиях необходимо наряду с развитием речи учить учащихся правильно мыслить, сравнивать, обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать зрительную и слуховую память. В начальных классах в логопедические занятия по коррекции письма  включаются упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Такие как:

- учимся проводить прямые, ломанные, кривые линии;

- обводка по шаблону, трафарету, контуру;

- соединение по точкам;

- раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями.

- рисование бардюров, состоящих из отрезков прямых и из ломанных линий.

Если учащиеся плохо запоминают буквы, используются такие приёмы и методы как:

- выкладывание букв из палочек, гороха, пуговиц;

- лепка из пластилина;

- прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

- угадывание букв по контуру из набора пластиковых букв;

- обведением пальцем контура букв, штриховка букв.

Согласно этим направлениям разрабатываются программы по коррекции чтения и письма у учащихся вспомогательных школ. Опыт работы показал, что при использовании этих направлений при коррекции  письма сокращается количество ошибок звукового состава слова, лексико – грамматических и графических. Проводимая работа на занятиях позволяет сделать вывод о том, что логопедическая работа на письме должна быть комплексной направленной на коррекцию нарушений в письменной и устной речи, должна развивать вербальные и невербальные функции с учётом симптоматики у умственно отсталых учащихся. Таким образом,  подтверждена гипотеза о зависимости эффективности коррекции нарушений письма и снижения количества дисграфических ошибок на письме от уровня сформированности психических функций и устной речи, которые являются структурными компонентами письма.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

1.Логопедия / под ред. Волковой Л. С. Москва.1995г.

2.Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва.1999г.

3.Е. В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Москва.2010г.

4.Л. И, Гайдина, Л. А.Обухова. Логопедические упражнения

  исправления нарушений письменной речи. Москва.2007г.

5.Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. Система упражнений по ткоррекции чтения и письма у детей. Воронеж. 2006г.

6.Л. Н, Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. Москва.1991г.

7.И. Н.Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. Москва.1983г.

8.Н. В. Белов. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Минск.2011г.

9.Т. А, Воробьёва, Т. В. Гузенко. 50 уроков для подготовки руки к письму. Серия уроки логопеда. Санкт – Петербург. 2012г.

10. Научно логопедический журнал. Логопед.

   

 

 

                                                   



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.

Подготовила учитель – логопед Васильченко О. Н.

Школа - интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.

Тема: «Дифференциация букв п-т по оптическому сходству.»

Цели: 1.Учить учащихся различать п - т в слогах, словах, предложениях, текстах.

2. Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения.

    3. Развивать пространственное представление, графические навыки, речь, мышление, лексику.

     4. Упражнение в образовании и употреблении прилагательных с суффиксом – ин.

Оборудование: индивидуальные зеркала, бумажные ленты с  названием сказочных героев, картинки с изображением цветов, слоговая таблица, картонные буквы п - т, карточки для индивидуальной работы.

                       Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

Психогимнастика.

- Изобразите утят, шагающих на пруд. Утёнок поранил ножку.

-Выразите эмоции страдания и боли.

Утята увидели огромного пса.

-Покажите, как они испугались.

Изобразите, как мама утка защищала утят, а потом - как учила их плавать.

2. Сообщение темы занятия.

-Ребята посмотрите внимательно на доску.

На доске записаны сказочные герои из сказок.

Доктор Айболит

Гадкий Утёнок

Кот в сапогах

Золотая Рыбка

Глупый Мышонок

Золотой Петушок

Спящая Красавица

Красная Шапочка

- Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены.

( Буквы п - т )

- Мы с вами должны научиться различать эти звуки на письме в слогах, словах, предложениях.

- Среди вас есть ученики, которые путают звуки п - т. Поэтому сегодня на занятии мы с вами выполним ряд заданий помогающих различать эти звуки.

- Посмотрите на них и назовите их основное отличие.

( Буква т сострит из 3 элементов, а п- из 2 элементов)

- А чем они похожи?

( При написании повторяется первый элемент.)

- Пропишите на столе буквы п, т. А теперь в воздухе?

- А сейчас открыли тетради, я вам продиктую цифры, которые нужно написать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв п, т.

- Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.

2    3    3    2    2    3    2

Артикуляционная гимнастика.

- Взяли индивидуальные зеркала и мы с вами увидим, как произносятся звуки п - т.

- Произнесём поочерёдно звуки п - т.

-Где находится язычок при произношении звука –т.

( За верхними зубами.)

- А какая помеха встречается при произношении звука – п.

( Губы.)

- Правильно нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем, их пропеть эти звуки голосом, значить эти звуки согласные и живут они в синем замке.

-Приложите руку к горлышку и давайте произнесём эти звуки. Дрожит горлышко. Какие это звуки?

( Глухие.)

- Молодцы, эти звуки согласные живут они в синем замке, глухие, твёрдые, взрывные, в этом их сходство.

- Чтение слоговой таблицы. Таблица выполнена рукописным шрифтом.

АП - АТ                АП – АТ – АП

АТ – АП               АТ- АП – АП

АП – АП – АТ     АТ – АТ – АП

АП – АТ – АТ      АТ – АП - АТ

      Словообразование

- Ребята у девочки Кати был котёнок.

- Как ласково его называла Катя?

( Котик,  котинька, котёночек.)

- Какой звук встречается в этих словах п или т.

( Звук т.)

Где стоит звук т?

( В середине слова.)

- Ребята, а как можно ласково сказать о котёнке, какой он?

( Усатенький, лохматенький, пушистенький, хвостатенький, глазастенький.)

- Определение звуков п - т в словах.

        Физминутка.

- Я буду показывать вам букву п- вы должны поднять руки в стороны, а когда подниму букву т вы должны поднять руки вверх.

- А теперь ребята я хочу вас пригласить в город цветов.

- Назовём наш город цветочным.

- Ребята, вы все любите цветы?

Кто знает, как ухаживать за ними?

( Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, удобрять землю.)

- Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам растущим в поле, в лесу, на лугу?

( Не топтать, не рвать, большие букеты.)

- А как называются цветы растущие на лугу, в поле, в лесу.)

( Луговые, полевые, лесные.)

-Ребята, нужно очень бережно относиться к цветам. И ко всем растениям вообще, чтобы вокруг нас было красиво, чисто: от этого зависит наше с вами здоровье и настроение.

- Вот перед вами раскинулась цветочная поляна. На этой поляне растут цветы: герань луговая, василёк, колокольчик, фиалка трёхцветная, одуванчик, ландыш, лютик едкий.

- Каждый цветок по своему красив. Эти цветы растут в поле, на лугу, в лесу.

  Работа с предложением.

- Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.

Теплоход приходит в (порт – торт)

Мало (толка – полка) от лентяя.

- А теперь открыли тетради, спишите текст вставляя пропущенные буквы п или т. Букву п подчеркнёте одной чертой, а букву т – двумя.

                      Ко…я…а.

Вы …  …ослушайте,  ребя…а,

Я хочу вам рассказа…ь,

Родились у нас ко…я…а,

Их по счё…у – ровно пять.

                      С. Михалков.

Упражнение на релаксацию.

- Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, поэтому давайте немного отдохнём.

- Представьте себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо.

( Вывешивается белое облако.)

Будто я лежу на травке,

Греет солнышко сейчас.

Руки тёплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

  Итог занятия.

- Ребята, сегодня на занятии о каких звуках мы говорили?

( О звуках п и т.)

- Правильно мы определяли их сходство и различие, произносили их в слогах, словах, предложениях.

- Спасибо вам за помощь. Занятие окончено.

- До свидания.



Предварительный просмотр:

Тема: « Звуки Х – Х’»

Цели: 1. Учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами.

             2. Воспитывать бережному отношению к хлебу, уважительное отношение к труду хлеборобов.

            3. Развивать наблюдательность, умение классифицировать, сравнивать.

Оборудование: предметные картинки, стихи, загадки, пословицы о хлебе.

              Ход занятия.

I.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться читать, а также наблюдать за словами. Но вначале мы с вами выполним артикуляционную гимнастику.

1. «Лопаточка»      2. «Иголочка»

3. «Чашечка»           4. «Горка»

5. «Трубочка»          6. «Маятник»

Дыхательная гимнастика.

1.Загнать лягушек в болото.

2.Подуть на ленту.

3.Покатать карандаши.

4.        Вдох                 Выдох

Нос                    Рот

Рот                     Нос

Нос                     Рот

Рот                     Нос

III. Речевая работа.

- Ребята жила была девочка. Она была ещё маленькая в школу не ходила. И больше всего она любила. А что она любила прочитайте на доске.

Груша, апельсин, лимон, яблоко.

- Назовите одним словом, что это за слова?

(Фрукты)

- Скажи первые буквы в словах и вы узнаете новое слово?

(Галя)

- Правильно у нас появилось новое слово имя девочки Галя.

- Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусочек хлеба. А Галя раскопризничалась , ведь она в школу не ходила.

- Не буду есть этот противный хлеб, невкусный хлеб. И только она это сказала, как вдруг оказалось, что в некотором царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь.

- Прочитайте, как его зовут?

(Каравай)

Рассердился Каравай на Галю и сказал: « Не отпущу тебя пока не выполнишь все мои задания»

- Поможем Гале вернуться домой.

-Тогда сели ровненько и настроимся на серьёзную работу.

- Каравай дал первое задание.

Прочитайте названия жителей его страны.

(Булки, пироги, калачи, баранки, лепёшки, пряники, батоны)

- Назовите одним словом, что это?

(Хлеб)

- А сейчас внимательно посмотрите на эти слова и скажи, чем похожи эти слова?

- Какое окончание у этих словах?

- Эти слова оканчиваются  на –и, -ы.

- Они обозначают один предмет или много предметов?

(Много)

- Ребята, из этого можно сделать вывод: что на множество предметов указывают буквы – и, - ы.

- А теперь образуйте много предметов от слов: река, книга, слон, лес.

- Молодцы, новы обратили внимание на то, что иногда встречается окончание –а, -я.

- Посмотрите внимательно на доску и прочтите слова.

(Хлеб, хлебный, хлебушек, хлебороб, хлебница, нахлебник)

- Какой звук стоит вначале этих слов?

(Звук –Х)

- А в слове нахлебник, где стоит звук Х?

(В середине слова)

- Ребята ещё эти слова можно назвать родственными так как у них общая часть слова корень – хлеб.

             Физминутка

1.Представте себе, что вы маленькие зёрнышки и вас посеяли в землю.

(Учащиеся приседают)

2. Из зёрнышка вырастает колосок.

(Учащиеся вытягиваются вверх)

3. Из зёрнышка вырастает колосок.

(Изображают руками)

4.Чтобы вырос колос землю боронуют.

(Изображают руками)

5.Удобряют и защищают от вредителей.

(Изображают самолёт)

5.Хлеб созрел, его убирает комбайн.

6. Везут на мукомольный завод и там обмолачивают.

(Имитация всех действий)

- А теперь расскажите, как пришёл хлеб на стол?

- Скажите, какие машины нужны, чтобы вырастить

Хлеб.

(Трактор, грузовик, комбайн, самолёт)

- Ребята, кто работает на этих машинах?

(Тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик)

- Ребята, как вы думаете понравились ли Караваю ваши ответы.

- Отпустил он Галю домой?

- А как вы думаете, что он сказал на последок Гале?

(Что нужно бережно относиться к хлебу, так как в него вложен труд многих людей)

- И на последок давайте почитаем пословицы о труде.

1. Умелые руки не знают скуки.

2. Умелые руки не бояться работы.

3. Человек без ремесла, как дерево без плодов.

4. Уменье скалу разрушает.

5. Трудолюбивый за что не возьмётся всё заблестит.

6. Мала пчела и та работает.

7. С терпеньем в работе не пропадёшь.

IV. Итог занятия.

- Сегодня на занятии вы хорошо работали, отвечали на вопросы, узнали как нужно обращаться с хлебом. Помогли Гале вернуться домой, познакомились с Караваем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида

Дипломная работа на "отлично.  хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...

"Мы - вместе!" (проект по комлексному сопровождению учащихся с нарушением письменной речи)

Проект ориентирован на оказание помощи детям, имеющим нарушения письменной речи, в основе которого лежит  комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, логоп...

Статья "Нарушение лексико-грамматического строя речи у умственно отсталых учащихся".

Статья о формировании лексико-грамматического строя речи у умственно отсталых учащихся на логопедических занятиях....

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей

Я, Данилова Светлана Михайловна, уже больше девяти лет работаю учителем – логопедом в детском доме. Большинство наших воспитанников имеют диагноз – умственная отсталость. К вашему вниманию...