Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения.
статья по теме

Антонова Лариса Юльевна

Из опыта работы. Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения. Для учащихся коррекционных школ.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с отклонениями в психофозическом развитии часто бывает  неординарная реакция на любой стадии урока: трудное движение, реакция сверстников, замечание учителя. Как найти выход из ситуации? Понять причину.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

 учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

общеобразовательная школа №15 VIII вида

г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения.

МО творческой группы

«Валеология и педагогический процесс»

Антонова Лариса Юльевна

Учитель высшей

 квалификационной категории

г. Славянск-на-Кубани

Поведение учащихся с отклонениями в психофизическом развитии нуждается в постоянной коррекции. Это обусловлено не только особенностями их развития, возрастными особенностями, но и социальным окружением, особенностями их менталитета.

Примеры неадекватного поведения сверстников, безнаказанность некоторых поступков, несправедливое (по их мнению), или несвоевременное наказание за проступок, вынуждают детей и подростков с неустойчивой психикой и несформированными взглядами делать неправильные выводы, совершать неверные действия.

В процессе обучения и формирования правильного поведения основным примером и критерием, по моему мнению, должно стать поведение и поступки учителя, взрослого адекватного человека, который завоюет не только авторитет, но и уважение, и доверие учащихся.

Мы сами должны продумывать каждое слово, сказанное при детях, каждый свой шаг, просчитывая его последствия.

Урок является основной формой обучения, но мы на виду у детей каждую секунду, и наше собственное отношение к жизни и происходящим событиям, пример для подражания.

Часто на уроке дети преднамеренно или в силу каких-то обстоятельств, провоцируют учителя. Какова будет наша реакция на конфликт? Важно выяснить в чем его причина. Отношения между детьми до урока, физическое или умственное напряжение одного ребенка или всего класса, непонимание или нелюбовь к предмету. Хуже, если это отношение к самому учителю. Сложно признаться в этом, еще сложнее найти верное решение для выхода из этой ситуации.

Уроки ритмики, музыки и пения не требуют большого умственного и физического напряжения. На первый взгляд может показаться, что на эти уроки все учащиеся должны идти с удовольствием. Но и в моей работе возникают некоторые проблемы, которые требуют разрешения.

Первая проблема – это вновь прибывшие дети.

В начальных классах многие из них сложно входят в коллектив, не понимают элементарных правил поведения на уроке, некоторые слишком замкнуты и неуверенны в собственных силах, другие же напротив – слишком подвижны и неугомонны. Моя задача – понять причины поведения и найти такие методы обучения, которые помогут ребенку полноценно участвовать в учебном процессе. Постоянная смена деятельности на моих уроках позволяет корректировать поведение и слишком активных и пассивных ребят. Важно только поставить очень конкретные задачи для себя и для каждого ученика.

Чего хотите вы на первых уроках? Найти контакт с ребенком? Не испугать трудностями обучения? Усмирить необузданный характер? Найти ключик к сердцу каждого очень сложно, порой это длится не один урок. Но как только ребенок почувствует, что на него нет давления и учителю можно доверять – с ним можно начинать работать, от него можно начинать что-то требовать.

Дорогого стоит увидеть, как замкнутый малыш раскрепощается, улыбается и начинает двигаться и петь вместе со всеми, еще неуклюже, не в такт, но с удовольствием.

Если на уроке отчужденность или агрессию проявляет вполне благополучный ученик, ищу причину его поведения в данной ситуации. Их у наших детей бывает масса: плохое самочувствие, плохая оценка на предыдущем уроке, конфликт дома или на перемене…Кто виноват? Если сам – то посиди и «остынь», если кто-то, то посиди – отдохни. От формулировки зависит – примет ли ребенок участие в дальнейшем процессе обучения, и на каком этапе, или так и уйдет с урока агрессивным или обиженным. В течении всего урока наблюдаю за состоянием ребенка. Если дело только в физическом недомогании, то снижаю нагрузку, если в психическом дискомфорте, то на разных этапах урока наблюдаю, возникнет ли желание работать или психологическая травма была слишком серьезной. В любом случае пытаюсь снизить уровень агрессии каким-либо способом.

В среднем и старшем звене свои проблемы и свои пути их решения.

Новый коллектив, самоутверждение в коллективе, борьба за лидерство в группе, в классе, возрастные особенности и изменения, и т.д.

Часто на уроках музыки в старших классах приходится говорить совсем не о музыке. Здесь ценят твое личное отношение к происходящему, хотят обсудить тот или иной поступок одноклассника, проверить твою реакцию на дерзость, хамство, игнорирование замечаний со стороны учителя. Иногда сложно сдерживать учащихся в рамках учебного процесса, но пытаюсь всегда убеждать их в справедливости своих решений.

 Личный пример учителя в этом возрасте стоит на одном из первых мест. Реальная возможность высказываться и быть услышанным очень важна для каждого из них. А вот направить действия ребят в правильное русло, но так, чтобы не ущемить их чувства – это задача педагога. Дать им почувствовать, что вы уважаете их мнение и готовы обсудить правильность принятого решения. Унижение приводит к агрессии. Доброжелательное, дружеское, но не панибратское отношение со старшеклассниками приводит к пониманию.

Важный элемент – это мотивация. Для чего ученики должны что-то спеть или станцевать? Что это даст каждому из них лично? Как оценят это сверстники? Как изменится после этого отношение к нему лично?

Эти вопросы очень волнуют детей, и здесь поддержка учителя просто необходима. Оценить позыв к деятельности, поддержать, и только потом корректировать, поощряя или ограничивая инициативу детей.

Не всегда убеждения в необходимости участия детей в жизни школы доходят до их сознания. Чаще они убеждаются в обратном. Я даю возможность детям понять, что мое отношение к ним складывается не только из их отношения к моим урокам. Будь полезен хоть в чем-то, и я оценю это и изменю отношение к тебе.

В старших классах порой к хорошей оценке по музыке мы приходим через совместный труд на пользу школе. И так, крошечными, пустяковыми, на первый взгляд, поручениями мы идем к взаимопониманию и взаимовыручке. Выручил в трудовом поручении – помоги классу выступить на мероприятии.

Иногда ребята даже не понимают: когда и как к ним пришло желание творить. Нужно только почувствовать ту тонкую грань между хочу и что именно смогу, чтобы подросток не остановился на достигнутом, или, наоборот, не переоценил свои силы или долю своего участия.

В выборе приемов педагогического воздействия на коррекцию поведения нужно быть очень осторожным, но и твердо уверенным в правильности этого выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в интегрированных уроках ритмики, музыки и пения

Интегрированный урок сам по себе очень своеобразен. С одной стороны синтез различных предметов дает больше возможностей для фантазии учителя, с другой стороны -  возникают трудности в его проведе...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимна...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения с презентацией в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимна...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения в 5 классе с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики,  музыки и пения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики.Тема: «Ты...

Конспект интерактивного урока ритмики, музыки и пения в 5 классе с презентацией

Конспект интерактивного урока ритмики,  музыки и пения в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики.Тема: «Ты...

интегрированный урок ритмики, музыки и пения для 2 класса коррекционной школы "Что такое доброта?"

Интегрированный урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики. ...

Конспект интегрированного урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр. Тема: «Что такое доброта?».

Учитель: Добрый день, дорогие ребята.  Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Давайте поздороваемся с гостями.Дети:  Доб...