Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников
материал (5 класс) по теме

Якубова Альбина Сагидуллаевна

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат №2

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Отчет по теме самообразования

на тему:

«Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников».

                                                      Воспитатель: Якубова А.С.

     В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.

    В нашей школе ведется огромная работа по экологическому воспитанию детей. Основным документом, используемым в этой работе является “Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида”.Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

    Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.    Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

1.Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.

2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.

3.Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

     Наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.Профилактикой нарушений является разъяснительная воспитательная работа.

     Запланировала  циклы бесед: “Планета Земля в опасности”, “Жалобная книга” (зимой и летом, весной и осенью), “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Красная Книга” и др.

На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах рассказывала: об охране птиц и их роли в деле защиты природы, о деревьях и их полезных качествах, о цветах (раннецветущих, луговых, садовых).

    Во время летнего  отдыха в лагере привлекала детей к охране муравейников. Объяснила, что муравьиные постройки стоят на одном месте 100 лет и более. (Средняя по величине муравьиная семья уничтожает до 5 млн. вредных насекомых.).

    Регулярно проводим уборку на  закрепленной территории во дворе школы. Помня о том, что брошенная бумага разлагается до 2 лет, консервная банка – не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет – сотни лет, т.к. нет на Земле бактерии, которые могут его разрушить!

     Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения.

     В календарно-тематическом плане запрланировала следующие темы по внеклассным мероприятиям: «Что такое экология?»; «Берегите родную природу»; «Путешествие в Экоград»; «Экология и здоровье» и многие другие. Когда нам хочется подчеркнуть значение какой-нибудь вещи, мы говорим: “Это нам необходимо как воздух”. И действительно, человек может прожить без пищи и воды несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты

Проводились беседы: “Какую роль играет регулярная уборка помещения?”, “Что умеет делать воздух?”, “Почему нужно беречь воду?”, “Волшебная вода – какая она?”, анкетирование: “Курение и воздух”, “Вода вокруг нас”.

Старалась для обучения задействовать все органы чувств детей. Предоставляю возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать. Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля.

     Нужно помнить о необходимости постоянного контакта воспитанников  с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д.

    Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить учащихся с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой.

    Природа оставляет глубокий след в душе воспитанников, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в них любознательность. Любовь и интерес воспитанников к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.

    Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задаче.

Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Статья "Влияние занятий Физической Культурой и Спортом на формирование положительных качеств личности."

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой....

Доклад на тему: "Формирование положительных качеств личности на уроках профессионально-трудового обучения".

Содержание доклада поможет учителям профессионально-трудового обучения направить процесс трудового обучения  на формирование у школьников положительных черт личности....

Значение уроков практического труда для формирования у умственно-отсталых школьников социально-значимых умений и творческих качеств личности

Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность признается одним из главных условий их подготовки к самостоятельно жизни. Труд детей с ограниченными возможностями способствует ...