Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
статья по биологии по теме

Зайцева Ольга Аркадьевна

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ngpu-2013.odt24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экологического воспитания в  духовно-нравственном развитии личности учащихся

Зайцева Ольга Аркадьевна

МБОУ СОШ №151 с углублённым изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода

        Нравственное начало, способность сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности — это качества, которые ценились в людях всегда. Сегодня в нашем сложном и, порой, жестоком мире они особенно важны, поэтому одним из приоритетных направлений современного педагогического процесса является духовно-нравственное развитие , что  представлено в  требованиях к ФГОС. В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России сказано, что «воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося отех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка".[1]

        Природа, окружающий мир, по-мнению авторов-разработчиков ФГОС, являются базовыми нравственными ценностями, а значит, экологическое воспитание, формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, осознания ответсвенности за жизнь планеты и будущее своих детей могут считаться обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного молодого человека.

        Как классный руководитель, я уже второй год совместно с учащимися  6 класса реализую воспитательную систему «Мы и планета», направленную на развитие у учащихся  экологического мышления,  формирование активной гражданской позиции.

   Одним из этапов реализации данной системы является работа над социальным проектом класса.

    Наш проект «Твори добро ради жизни на Земле»  разработан с целью реализации нравственного, экологического, патриотического, трудового направлений воспитательной системы.

           В задачи проекта входило:

- воспитание у детей эмпатии к окружающим (участие в различных добрых делах);

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности;

- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры,  высокого морального поведения учащихся (защита проекта на публичном отчёте школы, экологические беседы с учащимися начальной школы).

 Ожидаемые результаты проводимой работы :

- повышение уровня заинтересованности  ребят в защите и сохранении природной среды;

- повышение нравственной культуры учащихся;

-  укрепление здоровья учащихся;

- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

     Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, поэтому эта проблема  особенно актуальна в воспитании подростков. Охрана и защита природы, помощь слабым и обездоленным позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость,  свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

   Какие мероприятия проводились в рамках реализации данного социального проекта.?    

     1.Участие в экологических беседах на тему «Экологические проблемы Земли»     ( открытые уроки в рамках Всероссийской акции «Сделаем мир чище» 2011 — 2012 г).

  1. 2. Создание красивых кормушек для птиц (2012 год) и размещение их на территории детского сада №30 Советского района г. Н. Новгорода.

3. Проведение экологических бесед с учащимися младших классов.

4. Проведение экологической пропаганды (защита соцпректа на публичном отчёте МБОУ СОШ №151 перед жителями микрорайона «Полтавский»).

5. Участие в акции «Сделаем мир чище» (очистка парка Кулибина) — 2012 год.

6. Участие в конкурсе «Увлекательная экология». (2012 год) и Межрегиональном сетевом проекте «Нам жить на этой земле» (2013 год).

7. Создание роликов социальной рекламы для школьного конкурса по проблемам  охраны окружающей среды (2013 год).

8. Проведение дискуссии по проблемам наркомании (2013 год).

9. Помощь многодетным и малоимущим семьям (2013 год): сбор детских вещей и игрушек для нуждающихся из г. Балахны совместно с региональным благотворительным фондом «Серафима» (в этом мероприятии есть и важный экологический аспект — старые вещи приобретут новых хозяев, а  значит, и новую жизнь и не будут пылиться где-то в кладовках или в мусорных контейнерах, захламляя планету).

Подведём итоги нашей работы. Учащиеся осознали свою ответсвенность за судьбу планеты. Учащиеся научились решать некоторые экологические проблемы самостоятельно и узнали, как не создавать их. Учащиеся научились помогать другим и передали свой опыт младшим.

Учащиеся развили свои творческие, коммуникативные способности, укрепили взаимоотношения в классе.

  1.      Таким образом, можно признать экологическое направление приоритетным в реализации данной воспитетельной системы и достаточно эффективным в духовно-нравственном развитии учащихся.


[1]Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России.. - М.: Просвещение, 2009. - с.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Индивидуальный самообразовательный план воспитателя санаторной школы «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, ...

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Что входит в понятие «экология»? Работа по формированию экологической культуры дошкольников Как это выглядит на практике? Лучшее средство воспитания – игра. Чтение – лучшее уче...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Роль танцевального искусства в воспитании творческой ,всесторонне развитой личности

Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Оно с каждым го...

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)...

Доклад на ШМО воспитателей на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности обучающегося»

Доклад на ШМО воспитателей на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности обучающегося»...