Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".
план-конспект урока по теме

Васильченко Ольга Николаевна

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasilchenko_o.n_zanyatie_no1.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Васильченко  О. Н. учитель-логопед

                                   специальная (коррекционная)

                            школа-интернат VIII вида.

                                                         п. Матвеева кургана.  Ростовской области.

Логопедическое занятие с учащимися   первого класса (алалия)

ТЕМА: « ЗВУК И БУКВА - А»

Задачи:

1. Учить детей чётко произносить звук А, выделять звук- А в  ударной позиции в начале и конце слова.

2.Развивать фонематический слух, мелкую моторику.

3.Воспитывать уверенность в себе.

Оборудование: предметные картинки, разрезная азбука, палочки, макеты букв - А, У

Ход занятия

I.Организационный момент.

Мимические упражнения.

  1. Ребята представьте, что мы с вами купили на рынке лимоны, апельсины, абрикосы. И я решила вас угостить лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый.
  2. А теперь представьте, что вы съели по дольке апельсина и абрикоса.
  3. Покажите ваши ощущения на лицах.
  4. Какие на вкус эти фрукты?

Фонетическая зарядка.

  1. Ребята покажите, как девочка укачивает куклу на плавном длительном выдохе' (А- А - А- А)
  2. Что просит сказать врач, когда осматривает горло, произнесите отрывисто.

      (А-А-А        )

-        А теперь давайте самостоятельно произнесём звук А столько раз, сколько я           хлопну в ладоши.

П. Сообщение темы занятия.

- Ребята прослушайте ряд слов: август, апельсин, абрикос, аист, адрес.

- Какой одинаковый звук слышится в начале слов? (Звук А)

- Правильно. И вот сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком А.

1. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим

признакам.

  1. Взяли зеркала и давайте вместе произнесём звук А.
  2. Когда мы произносим звук А, то губы в спокойном состоянии, рот открыт широко.

язык спокойно лежит во рту, горло «работает».

  1. Положите руку на горлышко.

      -  Чётко произнесите звук А.

     - Ребята, звук А мы можем петь, так как воздух на своём пути не встречает преграды. Поэтому звук А - гласный. И мы обозначим его красным цветом и поместим жить в красный замок.

2.Выделение звука А на слух с закрытыми глазами.

из ряда гласных АУ, УА, АО, ИА;

из обратных слогов АЛ, АШ, АХ, AM.

3.Анализ звукового ряда из двух гласных звуков.

-Послушайте, сколько я произнесла звуков?    АУ,  УА,  АИ,  ИА, ИУ,  УИ , АЮ, OA.

4.Выделение звука А в произношении в словах по предметным картинкам.

5.Заучивание чистоговорки.

А - а - а - шире ротик детвора.

А - а - а у  меня болит нога.

III.        Физминутка.

  1. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнение по профилактике зрения.
  2. Ребята, у вас на столах лежат орехи. Взяли орехи зажали их в кулачки (5 - 10 раз), покатали их между ладонями (вверх - вниз, вправо - влево), сделали круговые движения по ладоням.
  3. Вытянули правую руку, большим и указательным пальцем удерживаем орехи и медленно отводим руки вправо, влево, делаем круговые движения руками и внимательно следим глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

6.Знакомство с буквой А.

Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний - перекладиной
Ровно ляжет в нём.

     -         Ребята, что вам напоминает буква А?

(Два столбца наискосок, а между ними поясок).

  1. А ещё на что похожа буква А. (На крышу дома).
  2. А теперь взяли палочки и выложили букву А из палочек.
  3. А теперь посмотрите на доску. Перед вами азбука, найдите в ней букву А.
  4. Как вы думаете, чем знаменита буква А? (Потому что стоит в начале алфавита.)

7Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки.

8.Речевая игра: «Закончи предложение»

Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа.

НА КРЫШУ ПОСТАВИЛИ ТЕЛЕВИЗИОННУЮ………………….

СОЛДАТЫ СТРЕЛЯЛИ ИЗ…………………………..

ДЕТИ РИСУЮТ КРАСКАМИ В…………………….

МАМА ВАРИТ ВАРЕНЬЕ ИЗ……………………….

IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Ребята сегодня на занятии мы познакомились со звуком –  А.

Все вы хорошо работали на занятии и получаете заслуженные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"

Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...

логопедическое занятие на тему: Звук «у». Буква У.

Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...