Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
статья по теме

Лебедева Оксана Юрьевна

Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения  игры, практикумы, кроссворды, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении различных тем целесообразно отводить время и место активным формам организации учебного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_effektivnosti_urokov.doc46 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc54 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности уроков

социально- бытовой ориентировки  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

Предмет СБО - «Социально - бытовая ориентировка» изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной  жизни.   Такие дети испытывают  большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием.  Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические  умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи,  умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально распределять и вести бюджет семьи.  

В учебной программе в специальных (коррекционных) школах предмет «Социально- бытовая ориентировка»  появился с 1986г.,  но до сих пор нет ни учебников, ни рабочих тетрадей для учащихся по этому предмету. Издано несколько пособий для учителя. Если посмотреть по годам издания,  только в последние пять лет появились эти пособия, но в них лишь  частично раскрыты несколько тем данного предмета.

В условиях «голодания» методических разработок и учебников по СБО для данной категории учащихся, учителя чаще всего изобретают «новый велосипед»: используя эти 5 изданий и дополнительную литературу (учебные пособия, учебники, рабочие тетради для общеобразовательных школ по предметам «Технология», «ОБЖ», «Окружающий мир», различные энциклопедии и т.п.).

Из собственной практики могу сказать, что для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии, можно и необходимо использовать в процессе обучения  игры, практикумы, тесты, задания, конкурсы. Поэтому при изучении различных тем целесообразно отводить время и место активным формам организации учебного времени.

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся  стоит придерживаться некоторых методических рекомендаций:

  1. занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока — они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.д.;
  2. занимательные задания можно - применять, подбирать по каждой теме предмета;
  3. должен быть последовательный переход от простых задач к сложным;
  4. необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.

КРОССВОРДЫ НА УРОКАХ СБО. Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя он испытает радость и удовлетворение,  и в дальнейшем проявит желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, умения анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению не только предмета СБО, но и русского языка- без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, вырабатывается орфографическая зоркость, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

ЗАГАДКИ   НА   УРОКАХ  СБО. Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и  при составлении кроссворда.

ФИЗМИНУТКИ  НА  УРОКАХ  СБО. Физминутки представляют собой небольшой комплекс физических упражнений, которые проводятся на уроке как необходимый кратковременный отдых, смена деятельности после продолжительного сидения за партой. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей.  

ИГРЫ. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход может быть в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

                Практика показала, что  необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

  1. Дидактические игры

В дидактических играх на занятиях по СБО  могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.

                Игровые действия могут быть следующие:

  1. манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;
  2. раскладывание по группам;
  3. соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
  4. узнавание на ощупь;
  5. поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
  6. хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;
  7. называние предметов, действий, признаков 
  1. Сюжетно-ролевые игры

Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

  1. Игровые- ситуации

В обучении умственно отсталых детей традиционно эффективно используется прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня) либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:

  1. чего-либо не знает, не умеет;
  2. просит помощи;
  3. утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
  4. утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения;
  5. опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети;
  6. другие ситуации.
  1. Задания- соревнования. 

Нестандартный урок. Это могут быть:  урок- игра  КВН, урок- экскурсия, урок- игра  «Поле чудес», урок-игра «Счастливый случай» и т.п.

CD   НА  УРОКАХ  СБО. Использование CD в компьютерном классе: энциклопедии «Уход за собой»; энциклопедии «Домоводство»; энциклопедии «Здоровье и развитие ребенка»; энциклопедии современной хозяйки; энциклопедии «Ты самая красивая»; «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия»;  развивающего диска «Этикет для малышей» и т.п.

Работа на компьютере очень увлекает учащихся. Сейчас в магазинах можно подобрать различные CD или DVD, которые подходят для изучения многих тем по СБО - «Жилище», «Питание», «Культура поведения», «Одежда. Обувь» и т.п. Возможности компьютерной техники, широкий выбор образовательных ресурсов на CD или DVD позволяет повысить эффективность учебно- воспитательного процесса на занятиях социально- бытовой ориентировки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов  в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.

2. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2006.

3. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных иг7р для младших школьников. М.:ВАКО,2005.



Предварительный просмотр:

Тема    «Торговля».

1. О

П

    Т

2. Р

    О

З

Н

И

Ц

А

3. Р

Ы

Н

О

К

4. М

А

    Г

А

З

И

Н

5. Р

А

С

П

Р

    О

Д

А

Ж

А

6. Т

О

    В

А

Р

6. О

Т

Д

Е

    Л

7. Я

Р

Л

Ы

К

  1. Вид торговли крупным партиями.
  2. Вид торговли поштучным товаром.
  3. Вид торгового предприятия, где можно торговаться.
  4. Вид торгового предприятия, может быть продовольственный, может промтоварный.
  5. Мероприятие в магазине, которое проводится обычно в конце сезона.
  6. Продукт труда, произведенный для продажи.
  7. Часть магазина, где продаются товары близкие по виду, например мясные.
  8. Наклейка на вещи, товаре с указанием размера, фирмы и т.п.

Ключевое слово - ТОРГОВЛЯ

Тема «Ремонт одежды. Наложение заплаты» 7 класс.

1.н

а

п

е

    Р

с

т

о

к

2.в

    Е

ш

а

л

к

А

3. М

о

л

Ь

4.ш

т

    О

п

к

а

5. Н

о

ж

н

и

ц

Ы

6.з

а

п

л

а

    Т

а

  1. НАПЕРСТОК- инструмент для безопасного шитья, надевается на палец.
  2. ВЕШАЛКА- деталь одежды, которая необходима и пришивается для   хранения одежды.
  3. МОЛЬ- враг шерстяных и меховых вещей (пол погрызли мыши, а ткань поела- ….)
  4. ШТОПКА- ремонт разорванного места, обычно он выполняется на носках.
  5. НОЖНИЦЫ- режущий инструмент, необходимый для шитья.
  6. ЗАПЛАТА- ремонт разорванного места, когда это место очень большое и штопать нет смысла.

Ключевое слово -  РЕМОНТ.



Предварительный просмотр:

Ребусы.

 «Машина»

«Улица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III- IV вида

Повышение эффективности уроков социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III- IV вида...

Конспект урока чтения в 6 классе по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

У детей с умственной отсталостью очень важно на каждом уроке формировать не только учебные компетенции, но и психические процессы(память, внимание, мышление, воображение)....

Календарно-тематическое планирование уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (6 класс)

Разработка календарно-тематического планирования уроков по биологии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида для 6 класса...

Адаптированная рабочая программа по социально - бытовой ориентировке специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой 6 класс

Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО....