Конспект урока развития речи в 4 классе по теме "Звезды. Созвездия"
план-конспект урока по теме

Дронова Галина Юрьевна

Звезды. Созвездия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozvezdiya.docx147.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока развития речи в 4 классе

по теме

«Звезды. Созвездия»

Учитель:

Дронова Галина Юрьевна


Цель: развивать устную связную речь

Задачи:

Образовательные:

- закреплять  навыки согласования прилагательных с существительными в роде

- учить понимать переносное значение выражений

- закреплять понятие о предложении

- закреплять умение пересказывать текст

Коррекционно-развивающие:

- развивать память и внимание

- развивать словесно – логическое мышление

- закреплять умение составлять предложения из данных слов

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру

Здоровьесберегающие

- следить за правильной посадкой

Оборудование:

- опорные слова по теме;                                                                  

 - рисунки созвездий;

- буквы  З,  З,  В,  Д,  Ё,  Ы;                                                              

 - опорные картинки  и слова для пересказа текста;

- текст с пропущенными словами;                                                

  - текст с пропущенными словами, лист с заданиями (на каждого учащегося)


Ход занятия

Этапы

занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока

Речевой материал

1. Орг. момент

Проверка готовности к занятию.

Назовите планету или какое-нибудь космическое тело и  садитесь.

Учащиеся называют планеты, известные космические тела.

1. Организовать детей.

2. Настроить детей на занятие.

Метеорит, комета,

астероид, звезда, созвездие.

2. Основной

2.1. Актуализация знаний

Беседа

Упражнения

Задание № 1.Отгадать загадку:

На тысячу дорог рассыпался горох.

Подобрать родственные слова к слову ЗВЁЗДЫ

Задание № 2.

Про что мы можем сказать:

ЗВЁЗДНЫЙ

ЗВЁЗДНАЯ

ЗВЁЗДНОЕ

ЗВЁЗДНЫЕ

Задание № 3.

Объяснить слова: СОЗВЕЗДИЕ

                                   ЗВЕЗДОЛЁТ

                                   ЗВЕЗДОЧЁТ

Объяснить, что такое ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС

ЗВЁЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ

Как сейчас мы называем звездочётов?

(выбрать правильный ответ)

Из букв сложить отгадку:

Д, Ы, Ё, З, З, В - звёзды

Звёздочка, звёздный, созвездие, звёздолёт, звездочёт, звездопад

Звездный (путь, корабль, час)

ЗВЁЗДНАЯ   (карта, ночь, болезнь)

ЗВЁЗДНОЕ   (небо)

ЗВЁЗДНЫЕ   (просторы, войны)

СОЗВЕЗДИЕ

(группа звёзд), (соединение знаменитых людей,  талантов)                                   ЗВЕЗДОЛЁТ

( летательный аппарат для полётов в космос)

                                   ЗВЕЗДОЧЁТ

(в древности: человек,  наблюдающий за звёздами и предсказывающий по ним судьбу и различные события)

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС

(это момент высшего подъёма, достижение вершины в деле)

ЗВЁЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ (высокая самооценка  знаменитостей)

АСТРОНОМЫ (учёные, занимающиеся изучением небесных тел),

АГРОНОМЫ (специалисты по земледелию и сельскому хозяйству),  

АСТРОЛОГИ

Развитие мышления

Закрепление навыков словообразования

Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе

Расширение словарного запаса

Объяснение фразеологических оборотов

Подбор слов, близких по значению

2.2 Изучение нового материала

Объяснение нового материала.

Звёзды образуют большие скопления. Их называют галактика. Наша Солнечная  система находится на краю галактики Млечный путь. Все звёзды – огромные огненные шары. Температура у шаров разная, поэтому и цвет у звёзд разный. Самые горячие звёзды – белые, самые холодные – красные. Яркие звёзды Северного полушария – Сириус и Альдебаран. Самая близкая к нам звезда – это Солнце.

Существуют во Вселенной и особые звёзды – Чёрные дыры.

В древности путешественники и мореплаватели находили путь по звёздам. В старину люди увидели в расположении звёзд разные фигуры. Эти группы звёзд назвали созвездиями. В старые времена люди смотрели на созвездия и придумали про них много мифов.

Развитие слухового и зрительного внимания

.

- Галактика

  Скопления звёзд

- Солнечная система

   Млечный Путь

- картинка «Огненный шар»

- картинка «Белая и красная звёзды»

- Северное полушарие

  Сириус,  Альдебаран

- картинка «Солнце»

- картинка «Чёрная дыра»

- картинка «Мореплаватели»

- картинка «Звёздная карта»

- картинка с созвездиями

- мифы

2.3 Закрепление изученного материала

Ответы на вопросы

Пересказ текста по вопросам, опорным словам и картинкам:

  1. Что такое галактика?
  2. В какой галактике находится наша Солнечная система?
  3. На что похожи звёзды?
  4. От чего зависит цвет звёзд?
  5. Какого цвета бывают звёзды?
  6. Назовите яркие звёзды Северного полушария.
  7. Как называется самая близкая к нам звезда?
  8. Какие особые звёзды существуют во Вселенной?
  9. Как помогали звёзды мореплавателям в давние  времена? Чем служили звёзды людям?
  10. Что увидели люди в расположении звёзд в старину?
  11. Как они назвали эти группы звёзд?
  12. Что люди придумывали о созвездиях?

Галактика – это большие скопления звёзд. Наша Солнечная система находится в галактике Млечный путь.

Все звёзды – это огромные огненные шары.

Цвет звёзд зависит от их температуры.

Самые горячие звёзды -  белого цвета, самые холодные – красные.

Яркие звёзды Северного полушария – Сириус и Альдебаран.

Солнце – это самая близкая к  нам звезда.

Во Вселенной существуют особые звёзды – Чёрные дыры.

В давние времена мореплаватели находили по звёздам путь.

Звёзды служили людям компасом.

В старину люди увидели в расположении звёзд разные фигуры.

Эти группы звёзд они назвали созвездиями.

О созвездиях люди придумали много мифов.

Развитие связной речи, умения давать полный развернутый ответ на вопрос

- Галактика

  Скопления звёзд

- Солнечная система

   Млечный Путь

- Огненный шар

- Белая и красная звёзды

- Северное полушарие

  Сириус,  Альдебаран

- Солнце

- Чёрная дыра

- Мореплаватели

- Звёздная карта

- созвездия

- мифы

-вселенная

Физ. минутка (Пальчиковая гимнастика)

Упражнения

  1. «Блинчики»
  2. «Заяц под сосной»
  3. «Цепочка»
  4. «Кулачок – заяц-колечко»
  5. «Морские звезды»
  6. «Дождь в лесу»

Развивать мелкую моторику.

2.4 Контроль знаний и умений.

Работа с текстом

Упражнение

Самостоятельная работа

Работа с текстом (вставить пропущенные слова)

Какие созвездия вам известны?

Задание № 4: соединить начало и конец названия созвездия, найти его на картинке, вписать в квадрат букву, соответствующую названию созвездия.

Звёзды образуют большие скопления. Их называют _____. Наша __________ система находится на краю галактики ___________.

Все звёзды – огромные _______________. ________ у шаров  разная, поэтому и _____ у звёзд разный. Самые _________ звёзды – ______, самые ________ – ________. Яркие звёзды ___________ полушария –  ______ и ________. Самая _______ к нам звезда – это ___________.

Существуют во __________ и особые звёзды –_______________.

В древности путешественники и мореплаватели находили ____ по звёздам. В старину люди увидели в расположении звёзд разные  __________. Эти группы звёзд назвали __________. В старые времена люди смотрели на созвездия и придумали про них много _______.

Учащиеся называют известные им созвездия

Учащиеся соединяют линией начало и конец названия созвездия, находят его на картинке и вписывают в квадрат букву.

Активизация словарного запаса

Развитие памяти, внимания

Галактика

  Скопления звёзд

- Солнечная система

   Млечный Путь

- Огненный шар

- Белая и красная звёзды

- Северное полушарие

  Сириус,  Альдебаран

- Солнце

- Чёрная дыра

- Мореплаватели

- Звёздная карта

- созвездия

- мифы

-вселенная

Большая   …..    (Медведица)

Гончих  ……     (Псов)

Южный   …….  (Крест)

Волосы   …….   (Вероники)

Северная   …….    (Корона)

3. Итог занятия

Подведение итога

Оценка работы

Д/з

Подведение итога:

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Д/з: 1. Пересказать текст.

        2. Подготовить маленький рассказ о любом созвездии.

Сегодня на уроке мы говорили о  звёздах и созвездиях.

.

Звёзды образуют большие скопления. Их называют _________________. Наша _______________ система находится на краю галактики ______________________  ___________. Все звёзды – огромные _______________  _________.   _____________________ у шаров разная, поэтому и _______________ у звёзд  разный. Самые ________________ звёзды – _____________, самые _______________ – ______________. Яркие звёзды _____________________ полушария –  ______________ и ___________________. Самая ___________________ к нам звезда – это _______________________________.

Существуют во ________________________________ и особые звёзды –_________________    ______________.

В древности путешественники и мореплаватели находили ________________ по звёздам. В старину люди увидели в расположении звёзд разные фигуры. Эти группы звёзд назвали _______________________. В старые времена люди смотрели на созвездия и придумали про них много ________________________.


  1.      З,  З,   Д,   Ё,  В,   Ы   -   ____________________.
  2. Звёздный                      болезнь          

Звёздная                       путь                  

Звёздное                       ночь                  

Звёздные                      час

                                      небо

                                      просторы

                                      войны

                                       карта

  1. Звездочёт                         Астроном

                                          Агроном

                                          Астролог

  1.    А)   Большая                              Крест

   Б)   Гончие                                 Вероники

   В)   Северная                              Медведица

   Г)    Волосы                                Псы

   Д)   Южный                                Корона

                                                                         

               

Литература:

  1. Картинки созвездий: https://www.google.ru/search?q
  2. Атлас Мир вокруг нас.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока развития речи 8 класс

Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс...

Конспект урока развития речи 7 класс

Конспеут урока развития речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева "Масленица" с использованием словарных слов....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

конспект урока развитие речи 3 класс

урок по теме "Зима и ее признаки". урок составлен для школы глухих....