конспект урока произношения в 1 классе по теме "Твердые - мягкие согласные"
план-конспект урока на тему

Дронова Галина Юрьевна

Твердые - мягкие согласные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дифференциация в -ф265.88 КБ
Файл differenciaciya_v_-_f.docx627.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока произношения в 1 классе

по теме

«Твердые – мягкие согласные»

Учитель:

Дронова Галина Юрьевна


Цель: дифференцировать твердые – мягкие согласные звуки

Задачи:

Образовательные:

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза

- закреплять понятия «согласные», «твердые», «мягкие» звуки

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховую память и внимание

- развивать словесно – логическое мышление

- закреплять умение составлять предложения из данных слов

Воспитательные:

- воспитывать интерес к слову

Здоровьесберегающие

- следить за правильной посадкой

Оборудование:

- зеркала

- мяч

- схемы слов

- Мышка и Мишка

- буквы

- картинки


Ход урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.

Организационный

этап

Проверьте порядок на парте. Назовите любой согласный звук, садитесь.

На уроке мы внимательно смотрим, слушаем, правильно произносим звуки.

Учащиеся проверяют порядок на парте, называют согласный звук (твердый или мягкий), садятся на свои места.

Сконцентрировать внимание, настроить на работу.

2.

Ориентировочный

этап

Артикуляционная гимнастика

  1. «Забор»
  2. «Окошко»
  3. «Лопатка»
  4. «Иголка»
  5. «Лопатка - иголка»
  6. «Качели»
  7. «Шарик во рту»

Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

3.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Отгадайте загадки и вы узнаете, кто сегодня пришел к нам на урок.

Живу в норке, грызу корки.

Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.

С какого звука начинается слово мышка, с какого звука начинается слово мишка?

Поставить звуковые схемы под картинки.

Игра с мячом

А сейчас мы поиграем в мышек и мишек

Если я произношу мягкий звук, то вы называете твердый и наоборот, если я произнесу твердый звук, вы произносите звук мягко.

Мышке и Мишке очень понравилось, как вы играли, и они предлагают вам игру – соревнование.

Для начала разделимся на команды.

Затем по одному игроки каждой команды на листе находят и обводят картинки (игроки команды «Мишки» находят и обводят слова, начинающиеся с мягкого звука, игроки команды «Мышки» находят и обводят картинки, начинающиеся с твердого согласного звука).

Подведение итога задания.

             

              

               

Это мышка

Это мишка

Мышка начинается с твердого согласного звука [м], слово мишка начинается с мягкого звука [м’].

Учащиеся подбирают звуковые схемы под картинки

[к‘] - [к],   [в‘] - [в],   [н] - [н’],   [c’] - [c],   [x] - [x’],   [т] - [т’],   [ф] - [ф’],   [п’] - [п],   [д] - [д‘]

Учащиеся выбирают эмблему с мишкой или мышкой, собираются вместе и выполняют задание.

Мишка дружит с дельфином, лисой, львом, кенгуру, зебрами и Чебурашкой, потому что все эти слова начинаются с мягких согласных.

Мышка дружит …

Вызвать интерес к занятию

Развитие мышления

Развитие звукового анализа, фонематического слуха

Развитие умения работать в команде

4.

Динамическая пауза

«Морские звезды»

«Бабушка и очки»

 «Фонарики»

 «Дождь в лесу»

«Белка»

«Волшебник»

См. папку пальчиковая и зрительная гимнастика

Развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики,

эмоциональная и психологическая разрядка

5.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Сколько друзей у наших гостей, давайте им раздадим угощение.

Как вы думаете, с какого звука будут начинаться угощения для мышки (для мишки)?

(У каждого ученика на парте своя картинка)

Ученик называет первый звук в слове и ставит картинку перед мышкой или мишкой.

           

              

           

       

На доске написаны буквы П, М под ними синий и зеленый квадраты. Какие звуки обозначает буква П (М)?

Найти картинки, начинающиеся с твердого звука [п], с мягкого звука [п’]. (Аналогичные вопросы  о букве М).

Мишка сказал по секрету, что он любит, когда мышка его угощает. Какие сладости дает ему подружка?

Подобрать картинки под схему:

В слове пастила назвать гласные

В слове конфеты назвать только твердые (мягкие, все) согласные.

А теперь догадайтесь, что про вас сказали наши гости:

[У   М   Н’   И   Ч’   К’   И]

Угощения для мышки будут начинаться с твердого согласного, а для мишки с мягкого согласного.

Для мышки: торт, мармелад, конфеты, пончики, пастила, варенье, морошка.

Для мишки: леденцы, печенье, зефир, мед, черника.

Буква П обозначает два звука: твердый [п] и мягкий

[п’].

                                                       Пастила, конфеты

        

Умнички

Развитие фонематического слуха

Расширение словарного запаса

Развитие звукового анализа и синтеза

6.

Подведение

итога, оценка

деятельности

Вспомните, о чем мы говорили на уроке.

Что понравилось больше всего?

Москва 2012



Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока произношения в 1 классе

по теме

«Дифференциация звуков [в] - [ф]»

Учитель:

Дронова Галина Юрьевна


Цель: дифференцировать звуки [в] - [ф]

Задачи:

Образовательные:

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза

- закреплять понятия «согласные», «твердые» звуки

- закреплять навыки слогового анализа

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховую и зрительную память, внимание

- развивать фонематический слух

- развивать словесно – логическое мышление

-развивать просодическую сторону речи

Воспитательные:

- воспитывать интерес к слову

Здоровьесберегающие

- следить за правильной посадкой

Оборудование:

- зеркала

- мяч

- опорные схемы для характеристики звуков

- карточки для звукового анализа

- буквы

- картинки


Ход урока

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.

Организационный

этап

Проверьте порядок на парте. Назовите первый звук в слове (у каждого ученика на парте своя картинка), садитесь.

На уроке мы внимательно смотрим, слушаем, правильно произносим звуки.

Учащиеся проверяют порядок на парте, называют первый звук, садятся на свои места.

Сконцентрировать внимание, настроить на работу.

2.

Ориентировочный

этап

Артикуляционная гимнастика

  1. «Забор»
  2. «Трубочка»
  3. «Забор - трубочка»
  4. «Окошко»
  5. «Почистим зубки»
  6. «Часики»
  7. «Лопатка - иголка»

Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

3.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

Назвать картинки, выделить 1 звук.

      

Назвать картинки, выделить последний звук.

      

Используя опорные карточки, дать характеристику звукам [в], [ф]. Нахождение сходства и отличия в звуках. При определении звонкости – глухости – положить ладонь на горло для контроля работы голосовых складок.

Игра с мячом

Фома и Вова бросают друг другу мяч и называют слоги. У Вовы слоги начинаются со звука [в], у Фомы со звука [ф].

Вова и Фома собирали разные картинки, но однажды коробки упали и все картинки перемешались, давайте поможем мальчикам разобрать картинки.

            

         

       

         

Объяснить слова:

Сейф

Факел

Муфта

Му́фта — деталь машины, предназначенная для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей и передачи крутящего момента.

Придумать предложения со словами фартук – вафли;

Фломастеры – вафли;

Сейф - вафли

Всадник, вагон, ворота - во всех словах первый звук

[в]

Жираф, шкаф, шарф - последний звук [ф]

В

Ф

Согласный, преграда нижняя губа и верхние зубы

Согласный, преграда нижняя губа и верхние зубы

Звонкий

Глухой

У звуков [в], [ф] одинаковая преграда, они твердые, но звук [в] – звонкий, [ф] - глухой

ВА – ФА                  ФУ – ВУ                ВО – ФО          и т.д.

Учащиеся раскладывают картинки по коробкам с буквами В и Ф и символами – колокольчиком и домиком. (Название каждой картинки отхлопывать по слогам)

У Вовы в коробке вулкан, волейбол, иволга, одуванчик, павлин, вратарь.

У Фомы в коробке фломастеры, гриф, фартук, сейф, факел, муфта.

Картинку вафли можно положить в коробку обоим мальчикам, потому что в этом слове есть и звук [в], и звук [ф]. Сделать звуковой анализ слова , охарактеризовать каждый звук.

[В] – согласный, твердый, звонкий

[А] – гласный

[Ф] – согласный, твердый, глухой

[Л’] – согласный, мягкий, звонкий

[И] - гласный

              

Сейф –  прочный несгораемый металлический  ящик,  шкаф для хранения документов и  разных ценностей.

Факел – светильник на ручке.

Муфта - цилиндр из меха, внутрь которого прячут руки, вставляя в боковые отверстия.

Учащиеся придумывают предложения

Вызвать интерес к занятию

Развитие мышления

Развитие звукового анализа, фонематического слуха

Развитие умения анализировать звуки по опорным картинкам

Развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса

Развитие воображения

4.

Динамическая пауза

«Деревья»

«Гусь босой»

 «Фонарики»

 «Повороты»

«Белка»

«Волшебник»

См. папку пальчиковая и зрительная гимнастика

Развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики,

эмоциональная и психологическая разрядка

5.

Репродуктивно-

продуктивный

этап

К Вове и Фоме пришла Непонимашка, она не знает, как выполнить задание, а мальчики - на тренировке. Давайте поможем Непонимашке.

    Это Непонимашка.

Назовите картинки и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

Ребята, вы так быстро и правильно справились с этим заданием, что Непонимашка просит вас помочь разобраться с еще одним сложным заданием.

Как вы думаете, что надо сделать?

                                            

               ата                ары

                                   

               антики  

           

Со     а

         

К схемах подставить картинки.

Инсценировка чистоговорки:

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится».

     

Флаг, фонарь, кофта, волк – лишнее слово волк, потому что оно начинается со звука [в], а все остальные слова со звука [ф].

            

Воланчик, свечка, воротник, корова – лишняя свечка, потому что во всех словах звук [в] твердый, а в слове свечка мягкий звук [в’].

В этом задании надо подумать, какую букву, В или Ф, надо вставить и прочитать слово. Вместо букв стоят символы – колокольчик и домик.

Вата - пушистая масса волокон; сладкая вата.

Фата – головной убор невесты

Фары – источник света на транспортных средствах.

Фантик – обертка для конфет.

Софа - широкий диван, в котором спинка и подлокотники имеют одну высоту.

Сова – птица

          

     

Развитие фонематического слуха, словесно – логического мышления

Расширение словарного запаса

Развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса

Работа над просодической стороной речи

6.

Подведение

итога, оценка

деятельности

Что мы сегодня делали на уроке?

Что понравилось больше всего?

Москва 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)

Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных"  по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)...

Конспект урока "Произношение" 1 класс звук и буква Ц

Конспект урока по теме "Звук и буква Ц"  для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе...

Конспект урока в 6 классе «Нормы произношения отдельных грамматических форм».

Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм». Класс: 6.Предмет: родной (русский) язык.Учебник: Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О....