по письму для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
рабочая программа (9 класс) по теме

Козлева Татьяна Валентиновна

Данная рабочая программа составленна для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.pismo_9_kl.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

«рассмотрено на заседании  МО»

Руководитель  МО

_____        /______________/

ФИО

Протокол №_______от

«___» _________20__г.

«согласовано»

заместитель директора по УВР

____        /_________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г

«утверждено»

Директор ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Козлевой Татьяны Валентиновны, высшая квалификационная категория

по _предмету     «Письмо»_- 9 класс

для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

(для внутреннего пользования)

Государственное казённое  учреждение

Детский дом-интернат «Южное Бутово»

2013 – 2014 уч. год


Содержание:

1.Паспорт рабочей программ ________________________________________________

2.Пояснительная записка____________________________________________________

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебными навыками по письму

         3.1. в 9 классе_________________________________________________________

         

4.Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по письму

                в 9 классе      ______________________________________________________

 5.Перечень  учебно–методического обеспечения  коррекционно-образовательного процесса _________________________________________________________________

6.Перечень материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса__________________________________________________________________


  1. Паспорт рабочей программы.

Тип программы:

Программа для детей с умеренной  умственной отсталостью, проживающих в учреждениях социальной защиты населения города  Москвы.

Статус программы: Рабочая программа учебной дисциплины.

Рабочая программа в 9 классе имеет социально-коммуникативную направленность, предполагающую формирование у воспитанников социально значимых умений и навыков, приобретенных  с помощью письма и чтения, обеспечивающих учащимся их социализацию в обществе.В связи с этим на первый план выдвигается задача развития речи учащихся,как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности(т.е.психофизических недостатков).

Назначение программы:

Данная программа предназначена для  формирования навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью в 9 классе, проживающих и обучающихся в ГКУ ДДИ «Южное Бутово».        

Категория обучающихся:

 Учащиеся 9 класса ГКУ Детского дома-интерната для умственно-отсталых детей «Южное Бутово »города Москвы.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 100 часов;

Форма обучения: очная.

Режим занятий:2 часа в неделю.


  1. Пояснительная записка

Письменная речь-это сложный психический процесс. Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в отработанный навык. Этим оно отличается от устной речи, формирующейся непроизвольно и протекающей автоматически. На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием, написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, запомнить его, обозначить его соответствующей буквой, запомнить ее, написать. По мере развития навыков письма психологическая структура его меняется. Отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в моторный навык, обеспечивающий в дальнейшем сложную психическую деятельность - письменную речь.

Письменная речь-«алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».( Выготский Л.С.)

Письменная речь достаточно сложна по своему содержанию и не формируется в полном объеме у детей, имеющих выраженную умственную отсталость.

За основу  приблизительно разработанных материалов программ по предмету «Письмо» в 9классе были взяты исследования ведущих ученых в этой области М.Ф. Гнездилова, В.В.Воронковой, В.Г.Петровой, А.К.Аксеновой ,в которых дается научно-обоснованная система обучения грамоте детей, имеющих легкую степень умственной отсталости. Применительно к детям с выраженной умственной отсталостью этот подход был изменен и скоординирован, с учетом  особенностей их личностного развития.

Содержание обучения письму детей с нарушением интеллекта строился на  принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной речи. Коммуникативный подход соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, деловой, литературной лексики на уроках письма позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи.

Рабочая  программа построена по концентрическому принципу. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному, что дает возможность повторять и закреплять полученные знания в течение учебного года, переходя в прочные умения и навыки, а далее дополнять их новыми сведениями.

Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо» - 9 класс составлена на основании следующих нормативно–правовых документов:

1. Приказа ДСЗН города Москвы № 1891 от 16.08.10 «Об утверждении учебных планов общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах – интернатах для умственно отсталых детей Департамента социальной защиты населения города Москвы ».

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой ( раздел Русский язык:авторыА.К.Аксенова,Н.Г.Галунчикова,С.Ю.Ильина,Э.В.Якубовская).  - М.: Просвещение,2010.

3. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов 5-9 классы. Авторы: Л.Б. Баряева, Е.Д. Худенко. – М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2008.

4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -  Москва, 1984 г.

5. Учебного плана общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детском  доме – интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы»  от 27 августа 2012 года.

Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков по письму, который необходим  для социальной  адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

1.повышать уровень общего развития учащихся;

2.учить правильно и осмысленно читать;

3.вырабатывать навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма;

4. учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

5.развивать  устную и письменную речь учащихся как средство общения, как способ коррекции их мыслительной деятельности;

6. формировать навыки грамотного письма на основе  изучения элементарного курса грамматики;

7. формировать нравственные качества личности.

Специфика дисциплины заключается в  коррекции речи и мышления  школьников с  умеренной  и выраженной умственной отсталостью,являющаяся составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков устной и письменной речи.

Основной формой организации учебного процесса по предмету  «Письмо» является - урок.

Основные виды организации учебного процесса:

-урок,

-самостоятельная работа,

-практическая работа,

-индивидуальная  форма работы,

-коллективная форма работы.

Формы контроля: устный фронтальный опрос, устный индивидуальный опрос, текущий контроль, письменные работы (самостоятельные работы).

Основные технологии обучения:

-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные технологии;

-здоровьесберегающие;

-проблемное обучение;

-развивающее обучение;

-игровые.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

-обогащение и уточнение словаря, использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи;

-анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;

-овладение правописанием слов, предложений, текстов;

-различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,

-работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

-ответы на последовательно  поставленные вопросы,

-совершенствование графического навыка,

-списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

-самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,

-составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя),

-описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,

-связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

-составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

-освоение на практике полученных знаний.

3.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения письма в девятом классе.

Учащиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:

- слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Число:  единственное, множественное. Род -мужской, женский, средний;

-предложение: простое, распространенное, сложное, составное, без союзное предложение;

-деформированный текст;

-главные члены предложения, дополнение (распространение).;

-однородные члены;

-частицы;

-словообразование;

-местоимение;

-наречия;

-числительные;

-пиктограмма;

-объявления, заявления;

Учащиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:

- составлять предложения с союзами ,предлогами, выделять основу предложения;

-работать с деформированным текстом;

-заканчивать начатое предложение с помощью картинки, опорных слов, по вопросу;

-составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, с предварительным анализом и разбором;

-владеть навыками словообразования: образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов;

-совершенствовать  навык написания слуховых диктантов;

-заканчивать начатое предложение с помощью картинки, опорных слов;

-записывать предложения самостоятельно;

-владеть навыками списывания печатного и рукописного текста, с предварительным разбором;

- выделять главные члены предложения;

- составлять простое предложение с однородными членами предложения;

-составлять и записывать простые и сложные предложения без союза ;

-образовывать наречия от слов-признаков;

-работать с пиктограммами;

-составлять словосочетания, простые и сложные предложения с помощью пиктограмм;

-определять, выделять основные грамматические признаки местоимений- род, число; составлять простые предложения, используя личные местоимения;

-составлять словосочетания наречий с глаголами движения, речи, состояния, труда , места, пейзажа, характера человека;

-знать правописание наречий с окончанием на –А,-О;

-использовать наречия при  обсуждении просмотренных телепередач, фильмов;

-писать грамматически правильно числительные от 5до 20,30;составные числительные;

-использовать числительные при написании заявлений, объявлений.

- придумывать текст к поздравительной открытке, подписывать  самостоятельно открытки;

-составлять простые, сложные бессоюзные и союзные предложения с использованием однородных членов предложения;

-использовать главные члены предложения, как однородные члены предложения;

-использовать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, в качестве однородных членов при составлении предложений.

Планируемые результаты освоения универсальными учебными

действиями

Личностные универсальные учебные действия:

1.Положительно относиться к урокам письма.

2.Понимать  необходимость  уроков письма.

3.С заинтересованностью воспринимать  учебный материал.

4.Мотивировать свои действия.

5.Ориентироваться на понимание причин своих успехов в учебной деятельности.

6.Самостоятельно  оценивать собственную деятельность.

7.Знание и ориентация на выполнение основных моральных и этических норм.

8.Осознавать смысл,  оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

9.Осознавать смысл,  оценивать и анализировать поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

10.Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

11.Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

12.Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

13.Сравнивать различные  точки зрения.

14.Считаться с мнением другого человека.

15.Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и   поступках.

16.Придерживаться основных правил и норм здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

3.Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

4.Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.

5.Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.

6.Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.

7.Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

8.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, др. людей.

9.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

10.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

1.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

3.Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

4.Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.

5.Различать оттенки лексических значений слов.

6.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

7.Использовать схемы, демонстрационные таблицы, индивидуальные  раздаточные задания, карточки, перфокарты, макеты и т. д. для решения поставленных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1.Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

2.Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

3.Учитывать мнение сверстников и стремиться наладить с ними  общение.

4.Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.

5.При помощи педагога формулировать свою точку зрения.

6.Самостоятельно формулировать свою точку зрения.

7.Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

8.Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.

9.Удерживать  логику повествования на заданную тему.

10.Осуществлять взаимоконтроль.

11.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

4.Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по пиcьму в 9 классе.

Календарно-тематические планирование по письму  9  класс                                ( 2 часа в неделю )   2013 - 2014 уч .год.

Тема (содержание)

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Примечание

Базовые понятия

Универсальные учебные действия

1.

ПОВТОРЕНИЕ

«Пиктограмма»

5

Пиктограмма,

Словосочетание

Простое, сложное предложение

-работать с пиктограммами

-составлять словосочетания с помощью пиктограмм

-составлять простые и сложные предложения с помощью пиктограмм

-записывать с помощью и самостоятельно составленные словосочетания и предложения

2.

«Составление, запись предложений  без союзов, с союзами» повторение

  6

Простое предложение, сложное предложение; составление без союзного предложения

-составлять простые и сложные предложения без союза,с союзом

-сравнивать между собой простые и сложные предложения без союзов ,с союзом

3.

«Составление, запись предложений с предлогами» повторение

4

Предложение; предлоги-В, НА,ИЗ,ПОД,К,С

-составлять и записывать предложения с предлогами

-составлять с предлогом предложения по картинкам

4.

«Работа с деформированным текстом»

5

Предложение, деформированный текст

-составлять предложения из слов, данных в разбивку с помощью учителя(самостоятельно)

-заканчивать начатое предложение с помощью картинки, опорных слов

-записывать предложения самостоятельно

5.

«Составление сложных предложений с опорой на рисунок»

4

Сложные предложения, рассказ

-составлять предложения по картинке(ам)

-записывать предложения с помощью учителя и самостоятельно,

6.

«Составление сложных предложений по схеме»

6

Схема, главные члены предложения, распространение, союзы, предлоги

-составлять предложения по схеме

-записывать предложения с помощью учителя и самостоятельно

-совершенствов. навык написания слуховых диктантов

7.

«Составление рассказа по схеме »

4

Схема, рассказ

-составлять небольшие рассказы по схеме, с предварительным анализом и разбором

-записывать предложения с помощью учителя и самостоятельно

8.

«Составление и запись рассказа по сюжетной картине»

4

Сюжетная картина, предложения, рассказ

-составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, с предварительным анализом и разбором

-записывать небольшие составленные рассказы с помощью учителя и самостоятельно

9.

«Словообразование. Образование слов с помощью приставок, суффиксов»

6

Новые слова; суффиксы, уменьшительно-ласкательные суффиксы

Новые слова: приставки-ДО, ПРИ , ПОДО,ЗА,ПО,ОТО.

-владеть навыками словообразования

-образовывать новые слова с помощью суффиксов, приставок;

-образовывать слова  с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения

10.

«Местоимение»

10

Местоимение, личные местоимения

Род, число

-определять выделять основные грамматические признаки местоимений -род, число

-составлять простые предложения, используя личные местоимения

11.

«Наречие»

10

Наречия; слова-признаки, слова-действия

Окончания -А,О

-образовывать наречия от слов-признаков

-составлять словосочетания наречий с глаголами движения, речи, состояния, труда, места, пейзажа, характера человека;

-употреблять наречия для связи предложений в тексте

-знать правописание наречий на –а,-о;

-использовать наречия в обсуждениях просмотренных передач, фильмов

12.

«Имя числительное»

7

Числительное;

Количественные числительные, порядковые числительные

-упражняться в правописании числительных от 5 до 20,30

-упражняться в правописании составных числительных

-использовать числительные в написании объявлений, заявлений

13.

Написание объявлений

3

Объявления

-уметь писать объявления с помощью учителя, используя числительные

14.

 «Распространенное предложение»повторение.

3

Предложение: простое, распространенное,

Главные члены предложения, дополнение(распространение).

Однородные члены

-составлять предложения по вопросу

-составлять предложения по картинке

-составлять предложения на заданную тему

-заканчивать предложение по вопросу

-отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса

-записывать ответ с помощью учителя и самостоятельно

-уметь составлять простое предложение с однородными членами

совершенствовать навык написания слуховых диктантов

15.

Написание поздравительной открытки

1

Открытка, поздравление

-с помощью, и самостоятельно придумывать текст поздравления

-подписывать  самостоятельно открытки

16.

Простое предложение с однородными членами

4

-однородные члены предложения;

слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;

главные члены предложения,

-интонация перечисления, сопоставления

-

-составлять простые предложения с однородными членами с бессоюзной и союзной связью;

-использовать главные члены предложения, как однородные члены;

-использовать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, в качестве однородных членов при составлении предложений

17..

Списывание печатного и рукописного текста

2

Рукописный, печатный текст.

Грамматический анализ

-проводить подготовительную работу перед списыванием;

-составлять ответы на поставленные вопросы;

-составлять подписи под серией картинок;

-записывать текст на доске и в тетради;

-выполнять грамматическую работу с текстом

18.

Написание заявления

2

Заявление

-составлять простые и сложные предложения для написания   заявления

19.

Повторение изученного

4

5.Описание учебно –методического обеспечения

коррекционно-развивающего процесса

п/п

Название

Автор

Выходные данные

1.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

А.К.Аксенова, А.П.Антропов,

И.М. Бгажнокова

Москва, «Просвещение», 2010 г.

2.

Программа социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов .5-8 кл.

Л. Б. Баряева

Е. Д. Худенко

Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция», 2008

3.

Программа обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью

НИИ Дефектологии АПН СССР

  Москва, Мин. соц. обеспечения РСФСР, НИИ Дефектологии АПН СССР, 1984

4.

«Русский язык» учебник для 2 класса коррекц. образоват. школы 8 вида

Н.М.Барская

Москва «Просвещение» 1998

5.

«Русский язык»учебник для 1 класса трехлетней начальной школы

В М.А. Мельникова

«Просвещение»

Москва 1996

6.

«Русский язык» учебник для 5 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида

Н. Г. Галунчикова

Э.В.Якубовская

Москва, «Просвещение»,2013

7.

«Русский язык» учебник для 6 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида

Н.Г. Галунчикова

Э.В.Якубовская

Москва, «Просвещение», 2013

6.Описание материально-технического обеспечения

коррекционно - развивающего процесса.

  1. Учебный  дидактический материал (индивидуальные раздаточные

 задания, карточки, перфокарты, учебники и т. д.)

  1. Коррекционные задания и упражнения,

  1. Игры по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по математике для учащихся 8-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся восьмого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

рабочая программа по математике для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

по письму для учащихся 8-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся восьмого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в коррекционных классах со слабой степенью умственной отсталости.

Применение метода творческих проектов в учебной деятельности для обучающихся коррекционных классов 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с умеренной степенью умственной отсталости

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (разработана специальной (коррекционной) шк...

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости

Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 - ого класса с умеренной степенью умственной отсталости включает в себя несколько разделов и имеет подробное о...

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 - 9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-9  классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...