Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".
план-конспект занятия по теме

Димитриева Наталия Алексеевна

 

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

школа-интернат №2  I и II вида г. Ейска Краснодарского края

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи

Учитель-логопед: Н.А. Димитриева

ТЕМА: 1. Автоматизация звуков рь, ль.

           2. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

ЦЕЛИ: Образовательные: закрепить произношение мягких согласных рь, ль в сочетании с гласными, согласными, в словах, словосочетаниях; совершенствовать произносительную сторону речи, используя грамматические задания с целью развития грамматического строя речи и преодоления аграмматизмов.

           Коррекционные: развитие слухового восприятия, слухозрительного восприятия, мышления - умение сравнивать, анализировать; развитие связной речи; обогащать словарный запас, добиваться сознательного понимания речевого материала, стимулировать компенсаторные процессы, развивать зрительное внимание и память.

          Оборудование: профили и артикуляция звуков рь, ль, таблички и карточки с грамматическими заданиями; презентация по теме.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

        I. Организационный момент.

        II. Восприятие опорных слов на слух и воспроизведение их.

        III. Восприятие вопросов, предложений, слухозрительно.

        IV. Задание по автоматизации звуков рь, ль:

                  1. Название имен.

                  2. Образование отчеств.

                  3. Выполнение задания "что за чем".

                  4. Название слов, противоположных по смыслу.

                  5. Подобрать синонимы.

                  6. Изменить словосочетание по падежам.

                  7. Согласовать прилагательные и существительные с

                      числительными.

                  8. Образовать глаголы от существительных.

                  9. Образовать сложные слова.

                 10. Развивающие упражнения.

        V. Динамическая пауза.

          VI. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

                  1. Словарная работа.

                   2. Восприятие слов из текста на слух.

                    3. Ответы на вопросы по содержанию текста.

                    4. Воспроизведение предложений из текста.

            VII. Итог занятия:

                                        

ХОД ЗАНЯТИЯ

        I.  Организационный момент. Учитель просит ученика представиться: назвать ФИО, класс.

         II.  Учитель предъявляет слова - наречия на слух (за экраном), ученик воспроизводит: рано, поздно, часто, редко, сегодня, завтра, всегда.

         III. Учитель предъявляет слухозрительно вопросы и предложения с этими наречиями:

Какой завтра день недели?

Нам завтра рано вставать.

Вы сегодня поедите в горы?

Сегодня я рано проснулась.

Какие планы у тебя на завтра?

Ты часто ходишь в кино?

Я редко бываю дома.

Ты всегда готова к урокам?

Ты всегда модно одета.

Ученица воспроизводит сл/зр вопросы, предложения.

        IV. Автоматизация звуков рь, ль, выполнение заданий.

а)  Подведение к теме занятия.

- Назови осенние месяцы!

- Какой последний звук в этих словах.

- Назови второй летний месяц.

- Какой звук в конце слова июль?

- Какие звуки будем закреплять?

- Чем отличаются звуки рь и ль?

Ученица отвечает на вопросы.

б) Выполнение заданий с использованием  словесных инструкций, карточек, компьютера.

1. Назови имена девочек со звуками рь, ль.

2. Назови мужские имена со звуками рь, ль.

3.Я буду называть имя, а ты образуешь отчество

Василий, Андрей, Алексей, Григорий, Лев.

в) Выполнение заданий с использованием компьютера.

1. Задание "что за чем?" - Прочитай образец и выполни задание самостоятельно.

Ученица читает: декабрь - за ноябрем и перед январем;

Январь за  -  и перед -  ;

Октябрь за - и перед - ;

Март за -  и перед - ;

Август за -  и перед -- ;

2. Назови слова противоположные по смыслу.

Ругать -

Молчать -

Находить -

Тяжело -

Слабый -

Холодный -

Ученица называет антонимы.

3. Подбери синонимы ко следующим словам: грустный, мрачный, лодырь, радость.

Ученица называет синонимы.

4. Измени словосочетание по падежам.

Больной ребенок

Нарядная рябина.

Ученица выполняет задание.

Согласуй словосочетание с числительными один, два, пять.

Грецкий орех, любимое увлечение, интересная история.

Ученица выполняет.

5. Образуй глаголы по существительному по образцу.

лень                                      лениться                                        ленился

крик

боль

6. Составь сложные слова из данных корней по схеме.

Даны корни слов: сам, руб, лед, сос, пол, лед, лес, кол, тер, пыль.

Ученица составляет слова.

6. Повтори слова и скажи - какое слово лишнее:

Вальс, рояль, полька;

Далеко, близко, печально.

Андрей, Алексеевич, Григорий.

Ученица воспроизводит слова, предъявленные слухозрительно и называет лишнее слово.

V. Динамическая пауза.

Выполнение упражнений для снятия напряжения.

Ученица выполняет упражнения по инструкции учителя.

VI. Развитие слухового восприятия.

- Как называет текст, над которым мы работали на прошлом занятии?

Ученица называет : "Как казаки на Кубань переселялись?"

1. Повторим словарь.

Учитель называет слова, ученица повторяет слово и говорит его  смысловое значение.

Пожаловала, грамота, воздвигнем грады, сохраним безопасность, поселились, командовали, 40 куреней, символ, символизирует, делегация.

Ученица воспринимает слова слухозрительно и дает ответы: подарила, документ, построили города и т.д.

2. Восприятие  слов из текста на слух  ( за экраном).

- Екатерина, Петербург, Казаки, Екатеринодар, Краснодар, памятник, Кубань, атаман.

Ученица воспроизводит слова, воспринятые на слух.

Ответы на вопросы:

Как называет наш край?

Где расположен Краснодарский край?

Какого цвета полосы на флаге Краснодарского  края?

Какая самая широкая полоса?

Прочитай, что означает малиновая полоса?

Как назывались сначала Кубанские казаки?

Ученица ответила на вопросы, предъявленные слухозрительно.

Ответы на вопросы по тексту:

а) Зачем делегация казаков отправилась в Петербург к Екатерине?

б) Кто возглавил делегацию ?

в) Как переселялись казаки?

г) Выполнили казаки обещание, данное Екатерине?

д) Какие станицы Краснодарского края сохранили свое название и сейчас?

е) Расскажи, как казаки выразили свою благодарность Екатерине Великой?

ж) Чьи слова были написаны на плите памятника? "За здоровье ж мы царице помолимся Богу, що вона нам указала на Кубань дорогу"

з) Кто сейчас является атаманом кубанского казачьего войска?

к) Какая главная задача стоит перед казаками?

Ученица выполняет задания, отвечает на вопросы.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...

Конспект урока по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи в 3 классе (II вид II отделение) «Труд людей осенью. Речевое дыхание. Звуки ф-фь. Звук з».

Индивидуальное занятие по представленному конспекту было проведено с учеником 3 класса, имеющим тугоухость третьей степени. Конспект разработан с учётом личностных, возрастных особенностей ребёнка. За...

Конспект занятия по развитию слухового восприятие и формированию произношения в 5 классе "Дифференциация звуков Б-П. Обиходно-разговорный материал: "Женский день- 8 Марта"

Формировать правильное произношение звуков П-Б в слогах, словах и фразах. Развивать слуховое восприятие на обиходно-разговорном материале «Женский день  - 8 Марта»....

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...